Товар и деньги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Однако постоянство связей наталкивается на противоречия непосредственного обмена, когда взаимные интересы обменивающихся сторон прямо не совпадают. Невозможность непосредственного обмена в свою очередь создает заторы в производстве. Нормальное функционирование экономики нарушается. Именно эти противоречия обмена стали причиной того, что из многообразного мира товаров выделился один товар, который стал играть роль всеобщего средства обмена, всеобщего средства платежа, которое охотно и беспрепятственно принималось всеми в оплату своих товаров. Так, благодаря функции денег как всеобщего средства обращения товаров, становится возможным непрерывное функционирование экономики. Мир товаров многообразен по своей потребительской стоимости.

Содержание

1. Глава. Товар и его свойства.................................................
1.1. Экономические и неэкономические блага.....................................
1.2. Потребительская стоимость, стоимость и меновая стоимость...
1.3. Двойственный характер труда воплощенный в товаре.................
1.4. Противоречия между частным и общественным трудом в товарной сфере.
1.5. Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе.....................................................................................................

2. Глава. Деньги.....................................................................................
2.1. Сущность и роль денег в экономике................................................
2.2. Функции денег.....................................................................................
2.3. Виды денег...........................................................................................
2.4. Природа кредитно – бумажных денег...............................................
2.5. Современные теории денег................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Товар и Деньги.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

 Товар и Деньги

1. Глава. Товар и его свойства.................................................

1.1.    Экономические и неэкономические блага.....................................

1.2.    Потребительская стоимость, стоимость и меновая стоимость...

1.3.    Двойственный характер труда воплощенный в товаре.................

1.4.    Противоречия между частным и общественным трудом в товарной сфере.

1.5.    Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе.....................................................................................................

 

2. Глава. Деньги.....................................................................................

2.1.    Сущность и роль денег в экономике................................................

2.2.    Функции денег.....................................................................................

2.3.    Виды денег...........................................................................................

2.4.    Природа кредитно – бумажных денег...............................................

2.5.    Современные теории денег................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        1. Глава. Товар и его свойства.

1.1.    Экономические и неэкономические блага.

   Благо вообще – это способность предметов удовлетворять потребностям человека.

   Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению экономических благ и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом.

   Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

   Товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда .

    1.2.    Потребительская стоимость, стоимость и меновая стоимость.

  Потребительская стоимость вещи заключается в том, что она полезна для людей, удовлетворяет те или иные их потребности либо как предмет личного потребления, либо как средство производства. Производство призвано создавать потребительные стоимости. Богатство общества всегда состоит из потребительных стоимостей.  Историческая особенность потребительной стоимости товара состоит в том, что она является носителем меновой стоимости.

     Потребительная стоимость вещей, их полезность для людей исторически раскрываются с прогрессом науки и техники.   Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, молоко, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань – потребность в одежде и т.д.

   Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром, она должна быть предназначена для обмена.      Потребительная стоимость товара должна удовлетворять потребностям не того кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

  Труд, затраченный на производство товара, и создает его стоимость. Следовательно стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей.

    Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости – все они совершенно одинаковы, что и позволяет приравнивать товары друг к другу в процессе обмена. Это – чисто общественное, социально-экономическое свойство товара.

     Слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую – меновой стоимостью. Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость, или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на не почти ничего нельзя получить в обмен. Напротив, алмаз не имеет почти никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров.

         Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в известных пропорциях на другие товары. Хотя в отдельных актах обмена эти пропорции могут носить случайный характер, в целом они диктуются определенными закономерностями. Экономическая наука исследовала и обобщила многовековой опыт развития обмена в теории трудовой стоимости.

      Обмен двух товаров означает, что они приравниваются друг к другу. Но это приравнивание может происходить лишь потому, что обмениваемым товарам присущи какие-то объективно одинаковые, общие свойства, заключенные в них еще до того, как они вступили в процесс обмена. Что же это за свойства? Очевидно, что обмениваемые товары как потребительные стоимости отличаются друг от друга, ибо иначе процесс обмена был бы бессмысленным. Общим же объективным свойством этих товаров является лишь то, что на их производство затрачен общественный труд. Как потребительные стоимости товары различны, как воплощение общественного труда они однородны.

       Общественный труд, овеществленный в товаре, составляет стоимость товара. Стоимость есть вещное выражение общественного труда товаропроизводителей. Меновая стоимость товаров, то есть пропорция, в которой один товар обменивается на другой, определяется их стоимостью. Меновая стоимость – это форма стоимости, внешнее ее проявление в акте обмена.

       Начало теории трудовой стоимости было положено представителями буржуазной классической политической экономии ( В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Но последовательно, всесторонне, со всеми вытекающими из нее социальными и классовыми выводами она была разработана К. Марксом.

        Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость. С другой стороны, не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью: предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют (например, необработанная земля, вода в реках и морях, дикорастущие плоды и т. д.). Вместе с тем сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью. Например, в натуральном крестьянском хозяйстве продукты, которые производятся для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают. Продукт труда становится стоимостью лишь при наличии товарного производства. Стоимость – историческая категория. Труд был первоначальной ценой, первоначальной покупной суммой, которая была уплачена за все предметы.

   С тех пор, как прекратилась меновая торговля и деньги сделались общепризнанным средством торговли, каждый отдельный товар гораздо чаще обменивается на деньги, чем на какой бы то ни было другой товар. Мясник редко тащит своего быка или барана к булочнику или пивовару для того, чтобы обменять их на хлеб или на пиво; он отправляется с ними на рынок, где выменивает эти деньги на хлеб и пиво. Количество денег, которое он получает за них, определяет в свою очередь количество хлеба и пива, которое он получит на них. Поэтому для него гораздо естественнее и проще расценивать их стоимость по количеству денег – товара, на который он непосредственно выменивает их, чем по количеству хлеба и пива – товаров, на которые он может обменять их только при посредстве третьего товара. В результате этого меновая стоимость каждого товара чаще расценивается по количеству денег, чем по количеству труда или какого-нибудь товара, которые можно получить в обмен на него.

1.3.    Двойственный характер труда, воплощенный в товаре.

       В процессе труда товаропроизводителем создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство порождается тем фактом, что труд товаропроизводителя носит двойственный характер. С одной стороны, он является полезным трудом, создающим вещи, удовлетворяющие те или иные потребности людей. Определенный полезный труд есть вечная естественная необходимость существования людей независимо от общественных условий. С другой стороны, труд каждого товаропроизводителя является частицей всего общественного труда, затратой человеческой рабочей силы вообще, вне зависимости от его конкретных форм. Первый вид труда называется конкретным трудом, второй – абстрактным трудом.

     Двойственный характер труда, производящего товары, был открыт К. Марксом. Это открытие имело для научной разработки политической экономии капитализма исключительно важное значение, поскольку оно позволило создать подлинно научную теорию трудовой стоимости, вскрыть противоречия товарного хозяйства, а затем и противоречия капиталистического производства, закономерности его развития и неизбежность гибели.

1.4.    Противоречия между частным и общественным трудом в товарной сфере.

            Производство товаров – личное дело каждого частного товаропроизводителя. Частная собственность разъединяет товаропроизводителей. Вместе с тем общественное разделение труда придает труду общественный характер, связывает между собой независимых частных товаропроизводителей. В результате возникает и развивается глубокое противоречие между частным и общественным трудом. Частная собственность неизбежно вызывает стихийное развитие товарного производства, порождает конкуренцию между товаропроизводителями. И лишь на рынке, в процессе стихийного обмена товаров и рыночной конкуренции, проявляется общественный характер труда производителей, их зависимость друг от друга. Только обмен устанавливает, насколько необходим данный товар обществу. Если обществу не нужен продукт данного вида конкретного труда, то оно не признает его и как частицу общественного труда.

       Поскольку продукты производятся как товары, возникает необходимость реализовывать их стоимость, получить за них другой товар. Однако, если произведена такая потребительная стоимость, которая не отвечает общественной потребности, платежеспособному спросу, товар не будет продан и труд, затраченный на его производство, не будет признан обществом. На рынке стихийно происходит процесс общественного учета труда. Успешная реализация товаров одними товаропроизводителями сплошь и рядом нарушает интересы других, недостаточно приспособившихся к потребностям общества и условиям рынка. В процессе конкуренции одни товаропроизводители обогащаются, а другие разоряются и гибнут.

       Противоречие между частным и общественным трудом отражается в противоречии между конкретным и абстрактным трудом. Товар, будучи единством потребительной стоимости и стоимости, в то же время заключает в себе противоречие между ними. Это противоречие между частным и общественным трудом носит антагонистический характер. Оно представляет собой основное противоречие простого товарного производства. В условия капитализма это противоречие становится еще более острым и развивается в противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.

Противоречия между частным  и общественным характером труда  является исходным моментом всех противоречий частного товарного производства. Вульгарная политическая экономия изображает частнособственническое товарное хозяйство как гармоническое, где товаропроизводители якобы  просто обмениваются услугами. На деле же частнособственническое товарное хозяйство  раздирается непримиримыми, антагонистическими противоречиями, которые в условиях стихийного характера развития и  конкурентной борьбы приводят к обогащению небольшого числа собственников  за счет разорения и гибели огромной массы простых товаропроизводителей.

Реализация товара разрешает  противоречие между частным и  общественным трудом. В результате создаются материальные условия  для производства новых товаров. Тем самым противоречие между  частным и общественным трудом каждый раз воспроизводится.

1.5.    Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе.

Сторонники трудовой теории стоимости (К.Маркс) считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу- труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара - масса, объем, форма и т.д., а только трудовые затраты. Необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров, как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости являются количественно несоизмеримыми. Однако современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности - К. Менгер, Е. Бен-Баверка, Ф. Визеро. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

Если же стоимость товара определяется затратами труда на его производство, но труда какого качества и какова должна быть продолжительность  этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным измерителем трудовых затрат является в теории трудовой стоимости рабочее время. Стоимость  товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так  называемым общественно необходимым  рабочим временем. Эта категория  характеризует время, которое требуется  для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно  нормальных условиях производства и  при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности  труда.

Но вновь возникает  вопрос – это труд простой или  сложный? Квалифицированный или  неквалифицированный? Умственный или  физический? Труд, результатом которого является физически осязаемая вещь или это услуга? Так, например, К. Маркс такого разнообразия вопросов не ставит, кроме проблемы простого и сложного труда. По его мнению, сравнительно сложный труд выступает  в стоимости как умноженный или  возведенный в степень простой  труд, поэтому меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому труду? Внятного ответа трудовая теория на этот вопрос не дает.

Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый  уровень затрат труда. Только на рынке  стоимость получает свою форму выражения  в виде меновой стоимости. Проще  говоря, стоимость создается в  производстве, а проявляется на рынке. И вот здесь-то возникают выражения  теоретиков предельной полезности. В  чем их суть? Если товар приобретается  на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда  на производство товара как общественно  необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценит  этот товар. Недаром, как уже отмечалось, на русский язык слово «стоимость»  в конце 19 – начале 20 в.в. переводилось, в частности с немецкого, именно как «ценность», и это был более точный перевод. Ценность – это категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следовательно, согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойство стоимости. Таким образом, трудовая стоимость – лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) конституируется лишь на рынке и вне рынка просто не существует.

Информация о работе Товар и деньги