Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 08:53, реферат
Основные труды: «Опыт о законе народонаселения» (1798г.), «Принципы политической экономии» (1820г.), «Исследование о природе и возрастании земельной ренты»» (1825г.). Его теория народонаселения стала неотъемлемой частью методической базы Чарльза Дарвина, Д. Рикардо и многих других мировых ученых. По словам М. Блауга новизна и оригинальность теории принесли Т.Р. Мальтусу «совершенно невероятный успех, ни с чем несравнимый в истории экономической мысли». Она стала неотъемлемой частью наследия классической экономии.
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Его открытия имеют огромное значение и в настоящее время.
Основные труды: «Опыт о законе народонаселения» (1798г.), «Принципы политической экономии» (1820г.), «Исследование о природе и возрастании земельной ренты»» (1825г.). Его теория народонаселения стала неотъемлемой частью методической базы Чарльза Дарвина, Д. Рикардо и многих других мировых ученых. По словам М. Блауга новизна и оригинальность теории принесли Т.Р. Мальтусу «совершенно невероятный успех, ни с чем несравнимый в истории экономической мысли». Она стала неотъемлемой частью наследия классической экономии.
Т.Р. Мальтус — одиозная фигура в истории политической экономии. Прошло более 170 лет после выхода в свет «Опыта о законе народонаселения», но идеи и имя его автора и теперь объект острых идеологических и политических дискуссий. От Т.Р. Мальтуса ведет свое начало мальтузианство — теория народонаселения, утверждающая, что все бедствия человечества должны быть приписаны перенаселению, а общественный строй тут ни при чем. В настоящее время мальтузианство играет немалую роль в идеологической борьбе между капитализмом и социализмом за развивающиеся страны. Реакционные мальтузианцы утверждают, что центральная проблема для этих стран — излишек и чрезмерно быстрый рост населения; решение этой проблемы и минимум буржуазных по своей сущности реформ могут открыть им «путь в высшее общество» (разумеется, капиталистическое). Марксисты говорят, что для скорейшей ликвидации экономической отсталости, необходим некапиталистический путь развития, необходимы коренные социальные преобразования, которые только и могут дать выход скованной энергии народов. В этих условиях и рамках может быть эффективна известная политика регулирования рождаемости и роста населения. Противоположность этих позиций очевидна.
В 1798 г. Т.Р. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет под заглавием «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества». Свои взгляды он излагал резко, бескомпромиссно, даже цинично. Т.Р. Мальтус, например, писал: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение»1.
Выдвинутая Т.Р. Мальтусом «теория народонаселения», изложена им в работе “Опыт о законе народонаселения …”, вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году. Изначальной целью своего исследования Т.Р. Мальтус ставит “улучшение жизни человечества”. Стоит отметить, что в изложении своих идей Т.Р. Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.
Т.Р. Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, расположиться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».
Применительно к человеческому обществу Т.Р. Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии (т. е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т. е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...). Через двое столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три - как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым. Эту концепцию впоследствии назовут законом убывающего плодородия земли. Удвоение количества жителей Земли, писал он, фактически равносильно тому, что величина земного шара уменьшилась наполовину. И чем больше население, тем меньше обрабатываемой земли остается на одного человека. Поэтому в силу действия закона убывающего плодородия возникает тенденция отставания роста продовольственных ресурсов от роста населения. Т.Р. Мальтус ничем не обосновывал выдвинутое им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом.
Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет население увеличилось бы в 240 раз. То есть если бы в 1001 году нашей эры на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году – уже более 2х1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое сегодняшнее значение.
Такое размножение, по Т.Р. Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными “преградами”, которые можно классифицировать следующим образом:
1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния».
2. Пороки: «Распущенность,
противоестественные связи, осквернение
супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые
для сокрытия последствий
3. Несчастья: «Вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод».
На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения.
Основной вывод, какой сделал Т.Р. Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс - это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества. Бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях («Главная и непрерывная причина бедности,- писал Т.Р. Мальтус,- мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание;- поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения»).
Т.Р. Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения - она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Т.Р. Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.
Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Т.Р. Мальтус открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и, что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Т.Р. Мальтус предлагал «нравственное обуздание» - воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.
Исходная посылка Т.Р. Мальтуса, заключается в противопоставлении биологической способности к произведению потомства, определяемой природными инстинктами, у человека так же, как у животных, и факторов, которые таковую способность ограничивают (см. табл. 1). | ||||||||||||||||||
Таблица 1 | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Указанные ограничения разделены на принудительные и предупредительные, - так, по Т.Р. Мальтусу, различаются силы, влияющие на нормы рождаемости и смертности. Над этим "позитивным" делением на две категории он поставил три вида "нормативных" факторов: бедность, порок и "нравственное обуздание". И позади всех - главный фактор: "средства существования" (которые иногда определяются как условие биологическое, а иногда, как культурное), т.е. наличие минимума средств, необходимых для поддержания жизни.
Таковы категории, которыми Т.Р. Мальтус пользуется для построения своей теории. По существу, сама теория состоит из трех положений: 1) биологическая способность человека к продолжению рода превосходит его физическую способность увеличить свои продовольственные ресурсы; 2) те или иные ограничения роста населения - принудительные или предупредительные - действуют всегда; 3) конечный предел воспроизводственной способности населения определяется ограничением по продовольственным ресурсам. Первое из этих положений - ключевая первичная аксиома; второе и третье - фактически выводятся из первого. Недостаток средств существования есть конечный ограничитель не в том смысле, что он действует после всех остальных, но в том, что остальные ограничители рассматриваются как проявление нехватки продовольствия. Это относится и к предупредительным факторам, так как Т.Р. Мальтус не сумел объяснить добровольное ограничение численности населения никакими иными мотивами, кроме страха перед голодом.
Идеи Т.Р. Мальтуса получили немедленный отклик именно потому, что были чрезвычайно просты и не требовали ни создания новой аналитической концепции, ни фактографических открытий. Казалось, все, что он сделал, - это свел воедино несколько хорошо известных жизненных фактов и сделал из них необходимые выводы. В самом деле, разве население не растет всегда лишь постольку, поскольку оно может себя прокормить? И разве бесконтрольное размножение человека не привело бы вскоре к невозможной ситуации при любом темпе роста средств существования? Знаменитое противопоставление двух видов прогрессий, предложенное Т.Р. Мальтусом, - геометрической для прироста населения и арифметической для прироста продовольствия - действовало с гипнотической убедительностью лозунга или рекламы. Легко было увидеть: "даже поверхностное знакомство с цифрами покажет", как говорил Т.Р. Мальтус, что если прирост выражается сложным процентом, то самое малое конечное число при самом низком темпе в конце концов станет больше самого большого числа, рост которого выражается простым процентом (сравните: 2+4+8+16+32...и 1000 + 1003 + 1006 + 1009 + ...). Добавочное население будет воспроизводиться дальше (отсюда и сложный процент), а прироста добавочных продовольственных ресурсов не будет. Следовательно, при любой исходной ситуации вскоре "все билеты будут проданы".
Т.Р. Мальтус выступил как ярый противник теории стоимости Рикардо. Его апологетическое классовое чутье подсказало ему, что дальнейшее развитие трудовой теории ведет к обнажению язв капитализма. Кроме того, на основе трудовой теории стоимости Рикардо вскрыл паразитический характер ренты. Т.Р. Мальтус как защитник крупных земельных собственников не мог принять теорию ренты Рикардо, а следовательно, и ее основу — трудовую теорию стоимости.
Заимствуя
порочный вариант теории стоимости Смита,
в силу которого стоимость товара определяется
трудом, не затраченным на его производство,
а трудом, покупаемым на этот товар, Т.Р.
Мальтус остановился в конце концов на
теории издержек производства.
Понимая, что продажа товаров по ценам,
равным издержкам производства, с точки
зрения капиталистов является бессмысленной
сделкой, он нашел выход в том, что включил
прибыль в издержки производства в качестве
одного из ее элементов. Это позволило
ему дать в противоположность классикам
апологетическую трактовку прибыли. Он
рассматривал прибыль как порождение
капитала: авансируя капитал, капиталист
«авансирует» и прибыль как часть издержек
производства. Но тогда встает вопрос
— кто же реализует, кто оплачивает капиталистам
эту заранее данную прибыль? При решении
этого вопроса Т.Р. Мальтус и излагает
свою теорию реализации, теорию «третьих
лиц». В этом вопросе Т.Р. Мальтус примыкал
к теории недопотребления Сисмонди. Как
«профессиональный плагиатор» он использовал
теорию реализации Сисмонди в апологетических
целях. Маркс называет «Принципы политической
экономии» Т.Р. Мальтуса английской карикатурой
на «Новые начала политической экономии»
Сисмонди.
Т.Р. Мальтус утверждал, что для того, чтобы
нация процветала, необходимо, чтобы в
стране с развитыми производительными
силами существовало определенное количество
непроизводительных потребителей, «третьих
лиц». Среди этих непроизводительных потребителей,
ничего не производящих, а только потребляющих,
реализуется та часть продукции, которая
составляет прибыль капиталистов. Тем
самым разрешается проблема реализации
прибыли.
Этими непроизводительными потребителями, призванными спасать нацию от разорения и гибели, Т.Р. Мальтус считал роскошествующих землевладельцев, духовенство, всякие деклассированные элементы и тому подобные общественные группы, не занимающиеся никакой производственной деятельностью.
Таким образом, своей теорией реализации Т.Р. Мальтус удовлетворял классовые запросы и буржуазии, и земельных собственников: буржуазии, поскольку своей теорией прибыли он маскировал источник прибавочной стоимости — эксплуатацию рабочего класса; земельных собственников и духовенства, поскольку он объявил их якорем спасения капиталистического общества.