Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:40, контрольная работа
Реальное макроэкономическое равновесие находится в постоянном изменении, как и идеальное макроэкономическое равновесие. Оно зависит от многих внутренних и внешних факторов. И тесно связано с изменением формы и уровня трансакционных издержек. Это особенно актуально для России на сегодняшний день, поскольку до сих пор продолжается институциональная перестройка нашей экономической системы, а значит постепенно меняются неформальные и формальные “правила игры” экономических агентов, а значит и формы, количество и уровень трансакций.
Введение 3
1.Понятие и сущность трансакционных издержек 4
2.Типы трансакционных издержек 6
3.Макроэкономическое равновесие 11
4. Взаимосвязь трансакционных издержек и макроэкономического 14 равновесия
Заключение 18
Список используемых источников 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине «Институциональн
Тема. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие.
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение
1.Понятие и сущность
2.Типы трансакционных
4. Взаимосвязь трансакционных
Введение
Понятие трансакционных издержек и макроэкономического равновесия неразрывно связаны.
Необходимость осмысления роли и значения трансакционных издержек в экономике вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, в условиях становления рыночной экономики в России очень важно учесть те издержки, которые оказывают достаточно сильное влияние на развитие хозяйственной системы страны. Несмотря на десятилетний период продолжающихся преобразований, экономика России все еще не может называться рыночной в полном смысле этого слова: недостаточно развита рыночная инфраструктура, нет необходимого количества институтов и законодательной базы, регламентирующих деятельность предприятий. Государство все еще выполняет функцию экономического центра страны и контролирует производственные ресурсы, землю, недра, часть производственных мощностей в промышленности на государственных предприятиях и предприятиях смешанной формы собственности. В условиях переходной экономики трансакционные издержки имеют высокое значение. Поэтому представляется очень важным исследование уровня трансакционных издержек для определения и анализа степени эффективности функционирования централизованной и децентрализованной хозяйственной системы.
Реальное макроэкономическое равновесие находится в постоянном изменении, как и идеальное макроэкономическое равновесие. Оно зависит от многих внутренних и внешних факторов. И тесно связано с изменением формы и уровня трансакционных издержек. Это особенно актуально для России на сегодняшний день, поскольку до сих пор продолжается институциональная перестройка нашей экономической системы, а значит постепенно меняются неформальные и формальные “правила игры” экономических агентов, а значит и формы, количество и уровень трансакций.
1. Понятие и сущность трансакционных издержек
В рамках современной экономической теории дается множество определений трансакционных издержек и разные подходы к их анализу. В узком смысле трансакционные издержки - это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, в широком смысле - это все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационных издержек, по Д. Норту).
Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30 е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.
Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма не обходится обществу бесплатно, а требует подчас больших затрат. В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо: выявить, с кем хотелось бы заключить сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; организовать расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.п. Р. Коуз первоначально относил к трансакционным издержкам только «издержки использования ценового механизма». Позднее в их состав стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля. При таком расширенном толковании понятие трансакций приложимо к отношениям, складывающимся как между организациями, так и внутри них.
В трактовке Д. Норта Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Д. Норт отмечал, что затратность информации является «ключом к пониманию издержек трансакций, которые (издержки) составят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат фактором, определяющим структуру и динамику социально-политических и экономических институтов.
Если рассматривать экономику в качестве системы жизнеобеспечения, то, следуя К.Дж. Эрроу, трансакционные издержки можно характеризовать как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот. В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец).
В отечественных исследованиях под трансакционными издержками понимаются «затраты ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), необходимые для отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе». Кроме того, для обоснования трансакционных издержек существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих сторон, а также неопределенность, состоящая во фрагментарности (и искаженности) информации, и ограниченные возможности агентов по переработке этой информации. Поэтому трансакционные издержки интерпретируются как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Этот и подобные им подходы трактуют трансакционные издержки в широком смысле слова.
2. Типы трансакционных издержек
В современной экономической теории предлагается множество вариантов, как определения трансакционных издержек, так и их классификаций.
К. Менар отмечает, что под трансакционными издержками понимают «издержки функционирования системы обмена или во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов и передать права собственности». Условно он выделяет четыре группы.
Издержки вычленения, возникающие из-за проблемы неотделимости. В совместной деятельности трудно измерить производительность каждого фактора производства, невозможна детальная дифференциация при определении платы за некоторые виды услуг (например, транспортные).
Информационные издержки, включающие затраты на кодирование, передачу сигналов, расшифровку и обучение пользованию системой информации.
Издержки масштаба рынка, при росте которого установление «доверия» одновременно проблематично и слишком дорогостояще.
Издержки поведения, связанные с проблемой эгоистического поведения агентов в ситуации конкуренции (например, жульничество), что зачастую оборачивается выгодами для обманщиков и потерями для обманутых.
По концепции П. Милгрома и Дж. Робертса, трансакционные затраты включают затраты координации и мотивации.
По времени осуществления процесса контрактации трансакционные издержки Д. Нортом и Дж. Уоллисом делятся на три категории. Предварительные трансакционные издержки относятся к периоду до совершения трансакции, например сбор информации о ценах, возможных альтернативах, надежности контрагента и т.д. Вторая часть трансакционные издержки приходится на момент оформления сделки и процесс обмена, например переговоры и заключение контракта, получение нотариально заверенных документов, страховки, осуществление расчетов и т.д. Третья часть относится к периоду после заключения сделки, например затраты по защите контрактов, контроль за их выполнением, контроль за качеством и т.п. Э. Фуруботн и Р. Рихтер правомерно классифицируют трансакционные издержки в зависимости от той сферы, в которой они возникают. Во-первых, рыночные трансакционные издержки, в числе которых издержки поиска и обработки информации, издержки ведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и мониторинга. Нужно заметить, что эта классификация рыночных трансакционных издержек соответствует трем стадиям процесса контрактации, обозначенным в классификации Норта-Уоллиса. Во-вторых, управленческие трансакционные издержки, включающие издержки разработки внедрения, поддержания и изменения организационной структуры. В-третьих, политические трансакционные издержки, в том числе издержки создания, поддержания и изменения формальной и неформальной политической организации системы, а также обеспечения функционирования политической системы, включая учреждения законодательства, обороны, судопроизводства, транспорта и образования.
На основе обобщения многочисленных исследований обычно выделяется пять функциональных групп трансакционных издержек.
1. Издержки поиска информации. Они связаны с поиском информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством найденной информации.
2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требуют определенных затрат, которые нередко увеличивают цену товара. Кроме того, сюда относятся потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.
3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на измерительную технику, на проведение самого процесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. Уменьшает эти издержки стандартизация продукции, гарантии фирм, торговые марки и другие меры.
4. Издержки спецификации и
5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек. Термин «оппортунистическое поведение» введен О. Уильямсоном и означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру.
Эти издержки касаются постконтрактного поведения и особенно характерны для совместной работы в команде, когда потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности «команды» завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными. Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.
Вторая форма оппортунистического поведения вымогательство. Возм
Информация о работе Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие