Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:40, контрольная работа
Реальное макроэкономическое равновесие находится в постоянном изменении, как и идеальное макроэкономическое равновесие. Оно зависит от многих внутренних и внешних факторов. И тесно связано с изменением формы и уровня трансакционных издержек. Это особенно актуально для России на сегодняшний день, поскольку до сих пор продолжается институциональная перестройка нашей экономической системы, а значит постепенно меняются неформальные и формальные “правила игры” экономических агентов, а значит и формы, количество и уровень трансакций.
Введение 3
1.Понятие и сущность трансакционных издержек 4
2.Типы трансакционных издержек 6
3.Макроэкономическое равновесие 11
4. Взаимосвязь трансакционных издержек и макроэкономического 14 равновесия
Заключение 18
Список используемых источников 20
Поэтому издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ним потерь в эффективности, а также затрат, необходимых для ограничения такого поведения. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.
Трансакционные издержки могут выступать в явной и неявной формах. Во втором случае они могут быть настолько велики, что блокируют возможность трансакции, и их невозможно зарегистрировать.
Трансакционные издержки возникают при принятии решений на индивидуальном и коллективном уровнях. Например, затраты по функционированию правовой системы падают на всех членов общества, а расходы по юридической защите конкретной сделки - на ее участников.
Различают также постоянные и переменные трансакционные издержки. Постоянные трансакционные издержки совершаются один раз для некоторого количества трансакций. Например, издержки по установлению и защите прав собственности. Переменные трансакционные издержки совершаются для каждой трансакции отдельно. Например, издержки на подготовку и реализацию конкретного контракта.
В целом совокупные издержки общества равны сумме трансформационных издержек, т.е. издержек, связанных с превращением затрат в готовую продукцию, и трансакционных издержек.
Первые определяются технологическими, а вторые - институциональными (правовыми) факторами. Однако обе части совокупных издержек тесно связаны и в известных пределах взаимозаменяемы.
Макроэкономическое равновесие
– это такое состояния национальной экономики,
когда использование ограниченных производственных
ресурсов для создания товаров и услуг
и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
Т. е. существует совокупная
пропорциональность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами
их использования;
- совокупным производством
и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и
совокупным спросом;
- материально-вещественными
и финансовыми потоками.
Следовательно, макроэкономическое
равновесие предполагает стабильное использование
их интересов во всех сферах национальной
экономики.
Такое равновесие – это экономический
идеал: без банкротств и стихийных бедствий,
без социально-экономических потрясений.
В экономической теории макроэкономическим
идеалом является построение моделей
общего равновесия экономической системы.
В реальной жизни происходят разнообразные
нарушения требований такой модели. Но
значение теоретических моделей макроэкономического
равновесия позволяет определить конкретные
факторы отклонений реальных процессов
от идеальных, найти пути реализации оптимального
состояния экономики.
В экономической науке существует
множество моделей макроэкономического
равновесия, отражающих взгляды разных
направлений экономической мысли на эту
проблему.
Например:
Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства
на примере экономики Франции XVIII столетия;
К. Маркс – схемы простого и
расширенного капиталистического общественного
воспроизводства;
В. Ленин – схемы капиталистического
общественного расширенного воспроизводства
с изменением органического строения
капитала;
Л. Вальрас – модель общего экономического
равновесия в условиях действия закона
свободной конкуренции;
В. Леонтьев – модель «затраты
– выпуск»;
Дж. Кейнс – модель краткосрочного
экономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие
является центральной проблемой общественного
воспроизводства. Различают идеальное
и реальное равновесие.
Идеальное - достигается в экономическом
поведении индивидов при полной оптимальной
реализации их интересов во всех структурных
элементах, секторах, сферах народного
хозяйства.
Достижение такого равновесия
предполагает соблюдение следующих условий
воспроизводства:
- Все индивиды должны найти
на рынке предметы потребления;
- Все предприниматели должны
найти на рынке факторы производства;
- Весь продукт прошлого года
должен быть реализован.
Идеальное равновесие исходит
из предпосылок идеальной конкуренции
и отсутствии побочных эффектов, что в
принципе не реально, так как в реальной
экономике не существует таких явлений
как совершенная конкуренция и чистый
рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику
из состояния равновесия.
Реальное макроэкономическое
равновесие – равновесие, устанавливающееся
в экономической системе в условиях несовершенной
конкуренции и при внешних факторах воздействия
на рынок.
Различают частичное и полное
равновесие:
• Частичным называется равновесие
на отдельно взятом рынке товаров, услуг,
факторов производства;
• Полное (общее) равновесие
есть одновременное равновесие на всех
рынках, равновесие экономической системы
целиком, или макроэкономическое равновесие.
Полное экономическое равновесие
- структурный оптимум хозяйственной системы,
к которому общество стремится, но никогда
его полностью не достигает в связи с постоянным
изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.
4. Взаимосвязь трансакционных
издержек и
Как было сказано выше, полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.
Научно-технический прогресс постепенно меняет структуру отраслевого производства и национальной экономики в целом. Эта структурная перестройка разбалансирует в краткосрочном периоде уровень и структуру потребления, предложения, занятости, а значит и макроэкономическое равновесие, в том числе на институциональном уровне.
На макроэкономическое равновесие так же постоянно оказывают влияние социально-демографические изменения и многие другие внутренние и внешние факторы.
Соответственно, они меняют форму и уровень трансакционных издержек.
Непрерывные технологические и социально-демографические изменения, накопление знаний, внешние факторы изменяют переговорную силу сторон, что выражается в постепенных сдвигах в структуре трансакционных издержек, соответствующей потенциальному состоянию равновесия.
Это обусловливает необходимость пересмотра контрактов различного уровня, в том числе и социальных, что осуществляется посредством непрерывных изменений в отдельных элементах системы правил, обеспечивающих воспроизводство порядка.
Достаточно вспомнить, что именно так начинались реформы 60-х и 80-х годов в СССР.
Когда в силу экономической перестройки трансакционные издержки становятся слишком велики, усиливает своё экономическое присутствие государство, которое снимает часть трансакционных издержек (или меняет их форму и уровень) в отдельных отраслях, а в особо критичных случаях во всей экономической системе.
Это особенно актуально для переходной экономики России, когда идёт её институциональная перестройка и её трансакционные издержки находятся на высоком уровне из-за несовершенства институтов и повышенной стоимости их обслуживания.
В любом государстве для её реального макроэкономического равновесия и стабильности, “невидимую руку” рынка должна дополнять “видимая рука” государства.
Это называется смешанной экономикой, то есть таким типом экономической системы, в которой плавно сочетаются и рыночные, и государственные методы регулирования.
Если трансакционные издержки функционирования экономической системы невелики и от их уровня не нарушается частота обменных трансакций на рынке, то система сама регулирует уровень издержек, уменьшая или увеличивая цену на товар и объем производства данного товара.
Если величина трансакционных издержек велика (но не критична), то происходит усиление со стороны государственного регулирования хозяйственной системы - появляются и нарастают элементы государственного регулирования.
В случае, когда величина трансакционных издержек становиться критической, регулирование системы осуществляется централизованно, фиксируются цены, номенклатура и объемы предлагаемого на рынке товара. Государство может регулировать состояние экономической системы посредством осуществления государственных закупок, дотаций убыточным производствам или путем размещения на них государственных заказов. Анализ трансакционных издержек в переходной экономике показывает, что рост трансакционных издержек служит критерием экономического прогресса общества и перехода на более высокую стадию развития. Трансакционные издержки в абсолютном выражении растут с повышением степени специализации, увеличением сложности контрактных отношений, расширением инновационной деятельности.
В переходной экономике реальный ход реформ является непреднамеренным результатом конфликта различных групп интересов.
А форма разрешения данного конфликта позволяет определить и трансформационные издержки, которые требуются для его разрешения. Таким образом, в переходной экономике России на передний план выходит вопрос об издержках институциональной трансакции.
Сама институциональная трансакция, есть результат новых экономических условий и состоит в наборе действий, направленных на формирование новых институциональных соглашений. Важным фактором, определяющим уровень данных издержек и соответственно цену, которую приходится платить за изменение свойств хозяйственной системы в целом, являются над конституционные правила, ограничивающие пределы возможностей сторон в осуществлении враждебных действий по отношению друг к другу.
Если таких правил нет, то формируемая система взаимодействий оказывается неустойчивой, не защищенной от разрушения в результате случайного внешнего воздействия или возникновения непредвиденных последствий принятых экономическими агентами решений.
В данном случае государство (в лице законодательной и исполнительной власти) превращается в статиста на “сцене” экономических взаимодействий, что выражается, с одной стороны, в размывании единой системы формальных правил, являющихся цементирующей основой для существования единого правового пространства, а с другой - в появлении внутренних и внешних конкурентов.
С этой точки зрения заложенные в траектории движения ограничения на развитие хозяйственной системы относительно повышают трансакционные издержки, которые в то же время могут быть более или менее стабильными в условиях институционального равновесия, когда жесткость системы компенсировалась развитием “административного рынка”.
Нарушение достигнутого равновесия свидетельствует об изменении структуры трансакционных издержек и соответствующих сдвигах в переговорной силе сторон в институциональных трансакциях. Поскольку институциональные изменения инициируются, как правило, группами, представляющими определенные интересы (организациями - формальными и неформальными), то локальные, достигаются одновременно с воспроизводством неоптимального по Парето размещения ресурсов в целом. В результате образуются специфические институты, ориентированные на обслуживание локальных обменов (например, по частной защите контрактов), «коммерциализируется», несмотря на формальный запрет, производство общественных благ (общественная, информационная безопасность). трансакционный хозяйственный макроэкономика
Заключение
При исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой реальной хозяйственной системе, так же как в любой системе существуют неопределенность и оппортунистическое поведение экономических агентов.
Трансакционные издержки не инвариантны по отношению к эффективности окончательного размещения ресурсов, если круг участников обмена не совпадает с кругом затронутых обменом экономических агентов, чьи экономические интересы должны быть учтены. Данное обстоятельство требует особо тщательной интерпретации результатов оценки величины трансакционных издержек.
При оценке эффективности того или иного институционального нововведения, так же как и формируемой институциональной структуры, следует использовать критерий минимизации издержек производства, а не трансакционных издержек, что, в свою очередь, предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности институтов и организаций, но и от технологии.
Макроэкономическое равновесие - это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Это состояние под воздействием внутренних и внешних факторов постепенно и постоянно меняется. Это относится как к реальному макроэкономическому равновесию, так и к потенциальному идеальному макроэкономическому равновесию.
Взаимосвязь макроэкономического равновесия и трансакционных издержек состоит в том, что реальное макроэкономическое равновесие находится под постоянным воздействием внутренних и внешних факторов, таких как непрерывные технологические и социально-демографические изменения, вследствие чего меняются переговорные силы сторон (величина трансакций), уровень спроса, предложения, “правила игры”, усиливает или ослабляет своё присутствие на экономической арене государство, меняются как формы и количество трансакций, так и уровень трансакционных издержек.
Для России это особенно актуально, в связи с переходной экономикой нашей страны, что выражается в высоком уровне трансакционных издержек из-за противоречий в экономических и правовых институтах, обслуживающих нашу экономику, и самих ещё не достаточно сформировавшихся институтах. В переходной экономике России на передний план выходит вопрос об издержках институциональной трансакции.
Список используемых источников
Информация о работе Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие