Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных и трансформационных издержек ,а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
дать понятие и общую сущность трансакционных и трансформационных издержек;
проанализировать классификацию трансакционных и трансформационных издержек;
Введение………………………………………………...…………………...…2
1 Теория трансакционных издержек…………………………………..…..4
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек………...…..……4
1.2 Виды трансакционных издержек…………..………………...……..7
1.3 Трансакционные издержки и их характеристики………………..13
1.4 Стратегия снижения трансакционных издержек…………………16
2 Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности……...………………………………………………………19
3 Трансакционные издержки и контрактные отношения……......…….23
4 Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций…..…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
4 Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций
Трансакционный анализ привлекает в последние годы все большее внимание, однако, проблема интеграции его в решение маркетинговых проблем остается во многом нерешенной при том, что сокращение трансакционных издержек (далее ТИ) может являться фактором повышения эффективности бизнес коммуникаций. Основными источниками ТИ являются специфичность актива, неопределенность внешних условий и непредсказуемость контрагента.
Трансакционный анализ как аналитическая мера, предпринимаемая отделом маркетинга, может, на мой взгляд, решить указанную проблему. В его основе, в частности, лежит методика "институционального" анализа баланса, предложенная А.Олейником. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации.
В рамках предлагаемой методики
на первом этапе определяется степень
специфичности активов
Степень специфичности активов можно оценить на основе баланса компании. Для оценки степени специфичности человеческих активов полезно иметь сведения о положении на рынке требуемой рабочей силы. В случае нематериальных активов имеет смысл не только их сравнительная оценка по балансовой стоимости (капитализированные затраты), существуют методики оценки интеллектуальной собственности, разработанные многими западными и отечественными специалистами.
Второй этап – определение основных источников ТИ с помощью анализа финансовой отчетности, а также при помощи экспертных оценок сотрудников соответствующих отделов компании и анализа контрактов (анализируются продолжительность взаимоотношений, их сильные и слабые стороны, основные предметы согласований и споров). Это позволит также разделить контрагентов компании по величине и характеру ТИ (издержки поиска информации, издержки согласования, измерения, защиты прав собственности, оппортунистического поведения и т.д.).
На третьем этапе проводится анализ эффективности внутренней структуры (внутрифирменных потоков информации и координации деятельности подразделений) на основе коэффициентов оборачиваемости и уровня запасов.
В рамках заключительного четвертого этапа полученные результаты сравниваются со среднеотраслевыми показателями, соотносятся, друг с другом и с целями компании. Специфичность актива приводит обычно к зависимости от партнеров, что усложняет процесс взаимодействия. Несоответствие степени специфичности степени зависимости от партнеров и уровню ТИ должно сокращаться. В поддержку трансакций со специфичными активами должны создаваться дополнительные контрактные и организационные гарантии (от увеличения контроля компании за той или иной сферой рыночных взаимодействий до так называемых корпоративных трансакций). С учетом степени специфичности активов и их характера определяются возможные направления сокращения ТИ, в бизнес коммуникации компании вносятся соответствующие коррективы.
Каждой организации соответствует своя конфигурация ТИ, поэтому предлагаемая методика содержит лишь общие направления действий.
При разработке модели экономики Астраханской области (Российская Федерация) была рассмотрена степень существенности влияния трансакционных издержек. Чтобы перейти к данному понятию необходимо рассмотреть сначала механизм возникновения в обществе различных институтов. В рыночной экономике институт возникает в том случае, когда рыночное решение либо недостижимо, либо неэффективно. Случаи такого рода известны в экономической теории как “провалы рынка”. Таким образом, институты как бы заполняют ниши свободные от рыночного обмена. Но собственно “провалы рынка” в более широком смысле могут трактоваться как издержки эксплуатации экономической системы или трансакционные издержки. Таким образом, трансакционные издержки выражают ту цену, которую платит любая экономическая система за несовершенство своих рынков. Например, отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, выражается трансакционными издержками в форме неплатежей, отсутствие института арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов и т.д. [7].
Именно таким образом трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты. Чем выше трансакционные издержки, тем выше спрос на институциональное регулирование и наоборот.
Общественное предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию и функционированию (издержки коллективного действия).
Наиболее ярким примером снижения трансакционных издержек посредством роста издержек коллективного действия, было создание торговых союзов эпохи раннего капитализма, когда купцы, стремясь к минимизации издержек рисковых торговых операций с колониями, объединялись в компании.
В наше время также имеются подобные примеры (ассоциация риэлтеров, ассоциация профессиональных участников фондового рынка и т.д.) [6].
Кто же в нашей стране
удовлетворяет спрос
Очевидно, что это управленческий аппарат. Но ведь институты могут создаваться и “снизу” то есть самими хозяйствующими субъектами. И, как правило, последний механизм наиболее эффективен, т.к. рациональные субъекты будут создавать институты совместными усилиями до тех пор, пока цена этих усилий будет меньше тех трансакционных издержек, которые они устраняют. В случае создания институтов “сверху” их количество может превысить реально необходимое.
Сегодня в Астраханской области управленческий аппарат намного превышает реально необходимый и характеризуется очень низкой эффективностью управления (актуальность сохраняется в условиях Украины). Все это приводит к росту совокупных трансакционных издержек. Так же негативное влияние оказывает тенезация экономики и ее неэффективность.
Что же из себя представляют издержки коллективного действия? Кроме членских взносов и различных пожертвований в институты, создаваемые “снизу” ими также являются и налоговые платежи. И здесь возникает очередной вопрос – вопрос о наиболее эффективной величине издержек коллективного действия, приходящейся на каждого отдельного субъекта. Так как при любом коллективном действии появляются так называемые “фрирайдеры”, то есть те кто уклоняются от коллективных обязанностей, пользуясь при этом появляющимися выгодами. По сути это те кто не платят налоги. Таким образом “фрирайдеры” эксплуатируют законопослушных субъектов. Решать данную проблему необходимо путем ужесточения контроля за собираемостью налогов. Повышение же налоговых ставок с целью пополнения государственного бюджета приводит к тому, что количество “фрирайдеров” увеличивается и повышается нагрузка на тех кто платит налоги, снижая тем самым конкурентоспособность их продукции.
Очевидно, что чем выше уровень развития экономики, тем ниже трансакционные издержки ее экономических субъектов и выше издержки коллективного действия. Но существует так же предел к которому стремится их величина, но никогда не сможет его достигнуть. Степень приближения к этой идеальной величине и характеризует степень развития экономики.
Говоря о трансакционных издержках необходимо отметить еще два понятия.
Трансакционная компонента
– это доля спроса на деньги, “резервируемая”
домашними хозяйствами для
“Цена усилий” или неденежные трансакционные издержки – это усилия, затрачиваемые потребителем на поиск товаров по низкой цене.
При росте уровня доходов потребитель резко увеличивает долю денежных трансакционных издержек в своих расходах и экономит на усилиях по поиску.
В нашей стране происходит все наоборот: при низком уровне дохода очень велика ничем не обоснованная трансакционная компонента в цене товара. В основном это происходит из-за непомерно больших “накруток” промежуточными продавцами (или посредниками) которые достигают в совокупности 80-100%. В этом случае для улучшения ситуации необходимо вмешательство государства[5].
Заключение
В ходе работы при рассмотрении понятия трансакционных издержек, оказалось, что невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы. Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек.
В современных экономических учебниках, в основном, анализируется процесс установления рыночных цен, но сам рынок не рассматривается. Но это вполне объяснимо, потому что рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т. е. они существуют для сокращения трансакционных издержек. В экономической теории, предполагающей, что трансакционные издержки не существуют, рынкам нечего делать. Рассматриваемая экономистами структура рынка не имеет ничего общего с рынком как институтом, а уделяет внимание лишь таким предметам, как число фирм, дифференциация продуктов и т. п., при том, что влияние социальных институтов, облегчающих обмен, полностью игнорируется.
Мир, не знающий трансакционных издержек, обладает очень своеобразными свойствами. Мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения. В отсутствие трансакционных издержек не имеет значения правовая система: люди всегда могут договориться, не неся никаких издержек, о приобретении, подразделении и комбинировании прав так, чтобы в результате увеличилась ценность производства. В таком мире институты, образующие экономическую систему, никому и ни для чего не нужны. При нулевых трансакционных издержках предположение о праве частной собственности может быть отброшено, и это не изменит теоремы Коуза. Другое, обычно не замечаемое, следствие предположения о нулевых трансакционных издержках сводится к тому, что при отсутствии трансакционных издержек ничего не стоит ускорить трансакции так, что вечность будет прожита за доли секунды. Мир нулевых трансакционных издержек, к которому приложима "теорема Коуза", - это мир современного экономического анализа, в котором экономисты чувствуют себя вполне комфортабельно при разборе тамошних интеллектуальных проблем, несмотря на всю их оторванность от реального мира, но значит, современный экономический анализ не может дать ответа на те вопросы, за которые он берется.
При рассмотрении экономической политики экономисты должны принять новый подход. Для этого не нужно отбрасывать стандартную экономическую теорию, но необходимо ввести в анализ трансакционные издержки, поскольку столь многое из происходящего в экономике создано либо для сокращения трансакционных издержек, либо чтобы сделать возможным то, что невозможно просто в силу их существования. Невключение трансакционных издержек обедняет теорию. Несомненно, что другие факторы также следует добавить. Но вовсе нелегко улучшить анализ, не зная больше, чем мы знаем сейчас, о том, как действительно разворачивается экономическая деятельность. Исследование трансакционных издержек - это предварительный шаг к развитию системы анализа, которая была бы способна иметь дело с проблемами, возникающими в реальном мире, где трансакционные издержки положительны.
Список литературы:
Информация о работе Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций