Транснациональные корпорации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 02:15, реферат

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность транснациональных корпораций, показать их историю развития и оценить деятельность крупнейшего концерна Daimler AG.
Результаты исследования: составлены диаграммы, которые дают наглядное отражение изменения количества ТНК, их отраслевой структуры, динамики производства. Составлена таблица 20 крупнейших ТНК, а также таблица, отражающая негативные и позитивные последствия деятельности ТНК; выявлены основные причины возникновения ТНК и их классификация; проведен анализ деятельности «Daimler AG».

Содержание

Введение
. Транснациональные корпорации и их характеристика
.1 Сущность ТНК
.2 Основные причины возникновения транснациональных корпораций
.3 Структура ТНК
.4 Классификация ТНК
. Роль и место ТНК в современной экономике
.1 Основные тенденции в развитии ТНК
.2 Роль ТНК в мировой экономике
.3 Положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК
. Развитие деятельность ТНК на примере «Daimler AG»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.95 Кб (Скачать файл)

Проанализировав всё выше перечисленное, можно выявить, что ТНК выбирают наиболее предпочтительные с их точки зрения страны. Они переносят туда значительную часть производства, создают там филиалы и дочерние компании, что позволяет ТНК максимально эффективно использовать принадлежащие им ресурсы, реализуя тем самым имеющиеся у них конкурентные преимущества.

Транснациональные корпорации много критиковали: за то, что они эксплуатируют экономику развивающихся стран, навязывают им не выгодную для них политику, переносят туда самые вредные производства, за то, что они наносят вред и своей стране, перенося производство в другие страны мира и тем самым лишая жителей своей страны рабочих мест.

Но мы должны отметить, что деятельность транснациональных корпораций нельзя оценивать только с худшей стороны. ТНК способствуют международному разделению труда, производству и развитию науки и техники. Несмотря на то, что заработная плата в филиалах компании ниже, чем в стране базирования, она все равно зачастую довольно высока для развивающихся стран, и, кроме того, такие крупные компании предоставляют своим сотрудникам определенные социальные гарантии. Порой слабо развитые страны сами открывают свои рынки для крупных международных компаний, осознавая их преимущества.

Интересы транснациональных корпораций и стран, на территории которых они базируются, как правило, совпадают. Транснациональные корпорации позволяют государству получать доступ к ресурсам других стран. К тому же продукция, произведенная за рубежом, не будет облагаться пошлинами со стороны государства, где эта продукция была произведена. В (приложении 3) приведены все основные последствия деятельности ТНК.

Таким образом, мы видим транснациональные корпорации широко используют преимущества международной кооперации и разделения труда. Они действуют далеко за пределами своей «родной» страны и, формируя межнациональные комплексы, оказывают значительное влияние не только на экономику отдельных стран, но и на состояние мировой торговли в целом. Как видно из всего вышесказанного, экономическое и политическое значение транснациональных корпораций очень велико. Они помогают развивать взаимопонимание, доверительные отношения со странами-партнерами, усиливать экономическое влияние на мировое хозяйство. Государство должно в определенной мере помогать развитию своих ТНК, что актуально в данный момент и для России, которая стремится усилить свое влияние в мировом масштабе.

 

3. Развитие деятельности  ТНК на примере «Daimler AG»

 

Daimler AG (Да?ймлер) - немецкий <#"justify">В  настоящее время Daimler AG владеет долями  в следующих компаниях [18]:

¨100 % «Daimler Trucks» - производство грузовиков

¨85,0 % Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation <#"justify">В состав Daimler AG входят следующие подразделения:

ØMercedes-Benz Cars Group - занимается производством легковых автомобилей марок:

¨Mercedes-Benz <#"justify">ØDaimler Trucks Group - занимается производством крупнотоннажных грузовых автомобилей (схожих по типу производства, автобусов) и двигателей марок:

¨Mercedes-Benz <#"justify">ØMercedes-Benz Vans Group - занимается производством малотоннажных грузовых автомобилей марок:

¨Mercedes-Benz <#"justify">ØDaimler Buses Group - занимается производством автобусов марок:

¨Mercedes-Benz <#"justify">ØDaimler Financial Services - занимается финансированием проектов группы:

¨Mercedes-Benz Bank AG <#"justify">Мы провели анализ изменения объемов продаж компании с 2002 по 2012 гг, и сделали вывод, что ТНК Daimler AG была более успешна в 2006 году. Спад наблюдался в 2007-2009 гг. Скорее всего это связано с мировым экономическим кризисом. В последующих годах ТНК начала реабилитироваться, и объем продаж поднялся с 78, 924 млн. евро до 114,287 млн. евро. Но все-таки это недостаточно высокий показатель для того, чтобы Daimler AG смог за 2-3 года набрать прежние обороты.

Уравнение тренда для данной ТНК имеет вид: y = 120,2 -5,69t. Оно показывает нам, что из-за больших колебаний в рассматриваемом периоде объем продаж в среднем понизился на 5,69 млн. долл. США в год. По этим данным можно построить график, который будет наглядно отражать фактические объемы продаж и объемы продаж, рассчитанные путем аналитического выравнивания [16].

На графике (см. рис.3) видно, что на протяжении 11 лет наблюдалось снижение показателя объема продаж компании Daimler AG (рассчитанный объем продаж) и большие колебания (фактический объем продаж). Это неблагоприятный фактор для развития компании. Пика ТНК достигала в 2006 году, но, в связи с мировым экономическим кризисом, потеряла свое положение и объемы продаж резко снизились. Не смотря на это, с 2009 года компания начала повышать ежегодную прибыль, и можно предположить, что Daimler AG сможет в дальнейшем полностью реабилитироваться.

 

Рис. 4. Анализ объема продаж

Составлено автором на основе [16].

ТНК Daimler AG имеет не очень высокий уровень транснационализации - 58,5 и находится на 21 месте. Зарубежные активы и продажи в 2012 году, по отношению к 2002 году, возросли в отличие от зарубежной занятости. Т.е. компания больше привлекает зарубежных покупателей [17].

 

Таблица 2

Региональная структура продаж компании

Элементы структурыЗначения показателяЗначение показателя2008г2012гВ млн. евро, €В % к итогуВ млн. евро, €В % к итогуWestern Europe46,284739,3834,45NAFTA23,2423,631,9127,92Asia13,8414,0625,1321,98Other markets15,1115,3417,8815,65Всего98,47100114,3100Составлено автором на основе [16].

 

В приведенной таблице показана региональная структура продаж Daimler AG. Мы можем сравнить показатели за 2008 и 2012 гг. К 2012 году в Западной Европе продажи уменьшились на 12, 55% (на 6,9 млн. евро). В странах НАФТА, Азии и на других рынках наоборот - продажи возросли на 4,32% (8, 67 млн. евро), 7, 92% (11,29 млн. евро) и 0,31% (2, 77 млн. евро) соответственно. В общем, объем продаж компании увеличился на 16, 07% (15, 83 млн. евро).

Рис. 5. Доли регионов в общей сумме прибыли за 2008г

Составлено автором на основе данных таблицы 2.

 

Рис. 6. Доли регионов в общей сумме прибыли за 2012г

Составлено автором на основе данных таблицы 2.

 

Диаграммы (рис. 4, 5) наглядно показывают, что наибольшую часть прибыли, не смотря на снижение продаж в этом регионе, приносит Западная Европа, это сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода и объясняется развитой экономической системой и высокой платежеспособностью населения.

Из анализа всех данных, можно сделать вывод, что, не смотря на сильный спад объема продаж в 2007-2009гг., компания в данное время ведет успешную деятельность, т. к. к 2012г. вновь возрастают объемы продаж. Daimler AG постоянно улучшает свои технологии и вводит инновации в производство. Компания ставит для себя стратегические направления роста:

·Дальнейшее укрепление основного бизнеса;

·Рост на новых рынках;

·Продолжение пути с развитием новых концепций и услуг [15].

Итак, мы изучили и проанализировали развитие крупнейшего автомобилестроительного концерна Daimler AG: объемы продаж, индекс TNI и структуру продаж за 2002-2012гг. На основе полученных данных можно сделать вывод, что деятельность данной ТНК, в целом, является успешной. Компания активно развивалась во все время своего существования, хотя имела трудности на одном из этапов. На наш взгляд, для увеличения прибыли, ее целью должно стать снижение расхода топлива и выбросов, для этого необходимо разработать широкий спектр привода технологий, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к мобильности сегодняшнего и завтрашнего дня во всех режимах автоперевозок, возможно, приобретать патенты, которые позволят сделать производство экологически чище.

 
 

Заключение

 

Транснациональные корпорации сегодня являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Многие ТНК накопили огромный опыт организационного развития. ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации.

ТНК прошли определенную эволюцию, результатом которой явилось сегодняшнее их функционирование и влияние на экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества. Это влияние имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Существуют разнообразные классификации корпораций по различным критериям.

Среди основных современных тенденций деятельности этих компаний можно выделить тенденции, связанные с концентрацией и централизацией капитала. Идут интенсивные объединительные процессы слияний и поглощений. Наряду с этим возрастает значение малых и средних ТНК, особенно в высокотехнологичных отраслях, где основной доход предприятиям дает интеллектуальный капитал. ТНК высокотехнологичных отраслей промышленности образовали новые экономики, развивающиеся более интенсивно, чем старые, при этом технологический и организационный разрыв между ними становится все ощутимее. Современные тенденции развития ТНК связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, благодаря которым стали возможными организациягоризонтальных ТНК и возникновение разнообразных сетевых структур управления.

Существуют разнообразные и противоречивые оценки деятельности этих гигантских экономических корпораций, не принимающих во внимание национальные границы. Проведенный анализ экономических и политических последствий интернационализации экономик показывает, что нельзя оценивать ТНК только негативно или позитивно. В связи с этим феномен ТНК нуждается в дальнейшем исследовании. Глубокого изучения также требуют проблемы, связанные с ТНК. Это и проблема взаимосвязи деятельности ТНК с национальным интересом, национальной стратегией и волей, и проблема международного права, и проблема глобальной картины мира, в которой деятельность ТНК разворачивается на фоне распределения глобальных ресурсов и глобальных проблем (эксплуатации, ресурсов и т.д.).

Каждая страна, принимающая на своей территории ТНК, должна перед этим оценить все возможные преимущества и недостатки влияния транснационального капитала на свою экономическую и политическую систему, чтобы максимизировать степень обеспечения национальных интересов государства и его граждан. Сегодня ТНК присутствуют в большинстве стран мира, и наша страна не является исключением.

В ходе практической части курсовой работы я оценила деятельность ТНК Daimler AG и пришла к выводу, что в настоящий момент ситуация компании улучшается, она имеет более устойчивое финансовое положение, чем в годы кризиса, а значит больше перспектив для развития в будущем и уже сейчас составляет серьезную конкуренцию.

В заключении надо сказать, что появление ТНК - это неизбежный процесс в период глобализации. Они помогают развивать взаимопонимание, доверительные отношения со странами-партнерами, усиливать экономическое влияние на мировое хозяйство. И поэтому приход ТНК в Россию, и другие страны, сегодня имеет много положительных моментов, ведь это возможность для бизнеса научиться приемам ведения собственного дела по мировым методикам.

 

Список использованной литературы

 

1.Арсеньев М. С. Транснациональные  корпорации // Российский экономический  журнал. - 2006. - № 12. - 35с

2.Василевский Т. Л., Налевьева  М. А. Транснациональных корпораций  в мировом хозяйстве // Российский  экономический журнал. - 2008. - № 2. - 53с.

3.Владимирова И.Г. Исследование  уровня транснационализации компаний. Менеджмент в России и за  рубежом. 2006, № 6. - 14с.

4.Гордеев В.В. Мировая экономика  и проблемы глобализации. / В.В. Гордеев. - М.: Высш.шк., 2010. - 407 с.

5.Дадалко В.А. Мировая экономика. / В.В. Дадалко. - Мн.: Ураджай, Интерпрессервис, 2004. - 592 с.

.Друзик Я.С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты. Учеб. пособие. / Я.С. Друзик. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2010. - 528 с.

7.Кациель С.В. Мировая экономика: учебное пособие. - Омск, Издательско-полиграфический  центр ОГИС. - 2007.- 243 с.

8.Курицкий А.Б. Транснациональные  корпорации в информационном  обществе. - С.-Петербург.: Издательство  Судостроение, 2001. - 230с.

9.Михайлушкин А.И. Экономика  транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов. / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - М.: Высш. шк., 2010. - 335 с.

10.Смирнова Е.В. Рейтинг  конкурентоспособности стран мира  в 2007 году. Внешнеэкономический бюллетень, 2009. - №5. - 9с.

11.Сысоев В., Абраменко  В. Современные тенденции в развитии  и управлении ТНК // Вопросы экономики. - 2003. - № 2, № 5 - 112с.

.Цыпин И.С. Мировая экономика. / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 248 с.

13.Чеботарев Н.Ф. Мировая  экономика. / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков  и К, 2007. - 332 с.

.Черченко Н.В. Международная  экономика. / Н.В. Черченко, Н.И. Суханов, А.Н. Леонович; под общ. ред. Н.В. Черченко. - Мн.: РИВШ, 2009. - 162 с.

.Щербанина Ю.А. Мировая  экономика: Учебник для вузов. / Под  ред. проф. Ю.А. Щербаниной. - М.: Юнити-Дата, 2004. - 318 с.

16.<#"justify">Приложение 1

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика этноцентрического, полицентрического и геоцентрического типов ТНК

ПризнакТип ТНКэтноцентрическийполицентрическийгеоцентрический1. Ориентация международного бизнесаАбсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения и сбытаОбъединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из странИнтеграция в одно целое деятельности различных зарубежных филиалов (создание частей изделия в разных странах). Материнская компания - не центр, а одна из составных частей корпорации2. Отношение к зарубежному рынкуЗарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компанииЗарубежные рынки рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынкомРеализуют свою продукцию во всем мире и не отдают приоритета ни внутренним, ни зарубежным рынкам3. Принятие управленческих решенийВысокая централизация принятия управленческих решений в материнской компанииДецентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основании тесной координации между материнской компанией и филиаламиВысокая децентрализация принятия решений, хотя и материнская компания тесно координирует свою деятельность с зарубежными филиалами4. Деятельность зарубежных филиаловСильный контроль со стороны материнской компанииФилиалы практически свободны в своей деятельностиЗарубежные филиалы, как правило, автономны5. Кадровая политика компанииПредпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на всевозможные посты за рубежомВ зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, которые нанимаются на все ключевые постыНа посты назначаются лучшие работники из всех стран6. Организационная структураСложная организационная структура материнской компании, простая у зарубежных филиаловОрганизационная структура с высоким уровнем независимости филиаловСложная организационная структура со свободными филиалами7. Информационные потокиБольшой объем приказов в адрес филиаловНебольшой поток информации материнской компании и из нее, а также небольшой поток между филиаламиЗначительные объемы информации в материнскую компанию и из нее, а также между всеми филиаламиСоставлено автором на основе [9]

Информация о работе Транснациональные корпорации.