Транспортный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Межотраслевой транспортный комплекс формирует связи, возникающие на основе взаимозаменяемости разных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов и пассажиров. Он включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный транспорт. На транспорте сосредоточено около 60% общей численности занятых в народном хозяйстве, более 10% основных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Транспортный комплекс.docx

— 58.68 Кб (Скачать файл)

    Межотраслевой транспортный комплекс формирует связи, возникающие на основе взаимозаменяемости разных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов и пассажиров. Он включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный транспорт. На транспорте сосредоточено около 60% общей численности занятых в народном хозяйстве, более 10% основных фондов. На его развитие ежегодно направляется более 10% всех капиталовложений, потребляется 84% бензина и 52% дизтоплива.

     Эксплуатационная длина транспортной сети Беларуси (тыс. км): железной дороги общего пользования - 5,59, автомобильных дорог с твердым покрытием - 61,0, воздушных линий - 4,5, водных путей - 1,8.

     Через территорию Беларуси проходят кратчайшие пути, соединяющие страны СНГ с европейскими государствами. Главная цель транспортного комплекса - полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перемещении грузов и пассажиров. Критерием оптимизации его развития является минимум затрат общественного труда на заданный объем перевозок.

     Роль транспортного комплекса сегодня определяется также необходимостью обеспечения экономической и экологической безопасности республики, которая оценивается тремя факторами:

· трансграничной ролью Беларуси, обусловленной ее географическим положением;

·  значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономической жизни республики;

· уровнем воздействия на окружающую природную среду и среду жизнедеятельности человека.

     Трансграничная роль Беларуси определяется ее размещением на пересечении важнейших европейских путей, компактностью территории (протяженность страны с севера на юг - 560 км, с запада на восток - 650 км).

     Беларусь сегодня, в сущности, превращается в трансъевропейскую «ось». Из десяти трансъевропейских коммуникационных коридоров два непосредственно проходят по ее территории. Согласно второй Общеевропейской Конференции по транспорту, они имеют следующие направления: Запад-Восток: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Н.Новгород; и Север - Юг: Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Орша - Могилев - Гомель - Киев - Любашевка - Кишинев - Бухарест - Дмитровград - Александруполис (Греция). Кроме того, через территорию Беларуси проходят транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие ее связь со странами Балтии, Польши, Украины, России, а также этих стран между собой. К этому нужно добавить нефте, газопроводы, линии сверхмощных ЛЭП из России в Европейский Союз (через Беларусь этим путем осуществляется более 50% поставок энергоносителей).

     Все это определяет высокую значимость экспорта транспортных услуг. Нужно отметить, что эти услуги традиционно имеют положительное сальдо.

     Наибольшая доля экспортных транспортных услуг приходится на трубопроводный транспорт (26,5%). Далее следуют железнодорожный (19,3%), автомобильный (14,0%) и воздушный (3,0%) виды транспорта.

     Доля конечного продукта транспорта в ВВП составляет около 9%, что, в основном, соответствует уровням развитых стран (Франция - 5,9%; Италия - 6,3%; Норвегия - 10,4%; Турция - 11,9%; Россия - 8,1%; США - 6,8%). На его развитие направляется примерно 20% капиталовложений, (в России - около 12%). По состоянию на 1.01.2000 г., износ основных фондов транспорта составлял около 50%; на железной дороге - 54,6%; на автомобильном - 75,5%; на речном - 55,0%; на авиационном - 78,3% (по самолетам - более 80%); на трубопроводном - 55,3%, что говорит о необходимости увеличения инвестиций в отрасль. Эксплуатация таких транспортных средств и оборудования не соответствует современным мировым требованиям по безопасности, надежности, комфортабельности, ресурсосбережению и другим эксплуатационным характеристикам.

     Экологические результаты функционирования транспорта определяются, во-первых, изъятием значительных площадей земельных угодий с традиционного использования; во-вторых, большим, по сравнению со стационарными источниками, загрязнением окружающей среды. На 1 км новых автомагистралей требуется в три раза больше общей земельной площади, чем для такой же протяженности железной дороги. В среднем во всех странах мира каждый год изымается около 500 тыс. га земельных угодий для создания инфраструктуры транспорта. Наибольший удельный вес инфраструктуры автотранспорта отмечен в Бельгии (8,9%), Нидерландах (8,3%), наименьший - в Беларуси (0,6%). По площади, занимаемой этой инфраструктурой в расчете на одного человека, лидируют США (674 м2) и Франция (357 м2); в Беларуси этот показатель составляет 120 м2.

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристика площади инфраструктуры автомобильного транспорта.

 

Страна

Площадь под инфраструктурой  автотранспорта, тыс. га

На одного жителя страны, м2

Доля общей площади  территории страны, %

Доля от площади хозяйственных  угодий, %

Доля от площади

Всех видов транспорта

Беларусь

123

120

0,6

11,3

65,1

Бельгия

272

275

8,9

18,1

80,9

Великобритания

778

139

3,2

4,0

67,5

Италия

897

158

3,0

5,1

74,5

Нидерланды

258

171

8,3

19,9

69,2

Польша

775

214

2,5

4,1

80,2

США

14631

674

1,6

3,4

71,4

Франция

1925

357

3,5

6,1

76,3

Германия

1089

182

4,4

8,9

74,4

Япония

2339

203

6,5

14,4

83,2


     На долю транспорта приходится от 65% до 80% общих выбросов вредных веществ в атмосферу. Самыми большими загрязнителями окружающей среды являются автомобильный и воздушный виды транспорта. Динамика удельного веса автотранспорта в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу устойчиво растет: в 1990 г. - от 65,5%, в 1995 г. - 76,9%, в 2000 г. - 80%. Воздействие воздушного транспорта характеризуется таким образом: выбросы углекислого газа самолетами (основной причины «парникового эффекта» и глобального повышения температуры) при осуществлении пассажирских перевозок (т у.т на 100 пас. км) почти в четыре раза больше, чем у высокоскоростного поезда, и в 1,2-1,5 раза - чем у легкового автомобиля. Современный реактивный самолет за один рейс протяженностью 6-7 тыс. км (8 часов полета) потребляет свыше 200 т кислорода.

     Наиболее экологически безопасны трубопроводный и железнодорожный транспорт.

     Кардинальное решение эколого-социальных проблем транспортного комплекса связано с созданием экологически чистых видов транспорта и топлива, новых конструкций двигателей внутреннего сгорания, а также с улучшением состояния автомобильных дорог.

     Железнодорожному транспорту Беларуси принадлежит ведущая роль в обеспечении экономических связей как внутри республики, так и с другими странами. Транспортная система республики включает 5,59 тыс. км главных железнодорожных путей и 3,38 тыс. км подъездных железнодорожных путей промышленных предприятий. Беларусь имеет высокую плотность железных дорог - 27 км/1000 км2, уступает в СНГ только Украине, Молдове и Армении. В пределах самой Беларуси плотность железных дорог колеблется от 22км/1000 км2 в Минской, Гомельской областях до 33 км/1000 км2 - в Брестской.

     Современная сеть железной дороги состоит из широтных и меридиональных магистралей. Ведущая роль принадлежит железным дорогам, которые проходят в широтном направлении через всю территорию. В Беларуси к ним относится, прежде всего, линия Брест - Барановичи - Минск - Орша, которая является главной осью транспортного коридора Лондон - Париж - Берлин - Минск - Москва. Города Беларуси, которые она связывает, являются крупными промышленными центрами и железнодорожными узлами. В южной части Беларуси проходит вторая широтная магистраль: Брест - Пинск - Лунинец - Калинковичи - Гомель. Она соединяет ряд важных промышленных центров с сельскохозяйственными районами, позволяет разгрузить дорогу Брест - Гомель - Москва. В зимний период железная дорога Брест - Гомель принимает на себя дополнительный объем грузов, которые летом перевозятся речным транспортом по Днепру и Припяти в сторону Бреста.

     Третья широтная железная дорога - Кричев - Могилев - Осиповичи - Барановичи обеспечивает главным образом меж- и внутриобластные связи. Такую же функцию выполняет еще одна широтная магистраль: Полоцк - Молодечно - Лида.

     С юго-востока на северо-запад протянулась железная дорога Гомель - Бобруйск - Минск - Молодечно, которая соединяет промышленные центры Украины с государствами Балтии, по объему перевозок она занимает одно из ведущих мест. Такую же роль играет железная дорога Лунинец - Барановичи - Лида. Межгосударственное значение имеет железная дорога Гомель - Могилев - Орша - Витебск. Она является главной во втором трансъевропейском коридоре «Север - Юг», который проходит в направлении стран Юго-Восточной Европы - Украина - Беларусь - Финляндия. Ее протяженность в пределах республики составляет около 500 км. Данный транспортный коридор имеет ответвление: Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда, предусматривает выход из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным портам Клайпеды, Вентспилса, Калининграда. В Беларуси электрофицированы только 16% дорог, тогда как в Польше - 45%, в Болгарии - 60%. Выросла техническая оснащенность железной дороги. Стрелочные переводы имеют электрическое управление, широко внедряется диспетчерская централизация. В Минске размещен вычислительный центр Белорусской железной дороги, где с помощью ЭВМ обрабатывается информация, поступающая от всех станций дороги и от соседних дорог, даются рекомендации по организации движения поездов. Основные железные дороги имеют ответвления, которые обслуживают, прежде всего, внутриреспубликанские перевозки. Но далеко не все административные районы Беларуси имеют их на своих территориях. Таких районов на начало 2000 г. насчитывалось чуть более 20.

     Много лет в Беларуси ввоз грузов превышал вывоз. Значительные изменения, которые произошли в хозяйственном комплексе республики после 1991 г., привели к тому, что ввоз грузов сравнялся с вывозом. Вывозится продукция машиностроения, химические волокна, продукты нефтепереработки, ткани, продукты питания, калийные и азотные удобрения, картофель и овощи, а ввозятся апатитовый и колчедановый концентраты, металл, продукты машиностроения и нефтехимии, каменный уголь и кокс, зерновые, цветные металлы и др. Через Беларусь проходит значительное количество транзитных грузов. С севера на юг везут лес, бумагу, ткани, машины, в противоположном направлении - уголь, зерновые, металл. В широтном направлении наиболее загружена линия Красное - Брест, по которой перевозятся экспортные и транзитные грузы в Польшу, Германию, Чехию, Словакию и другие европейские страны. В общем грузообороте железной дороги Беларуси на долю транзита сегодня приходится свыше 30%, при этом 70% его составляют российские грузы.

Таблица 7. Административные районы Беларуси, где нет железных дорог

Административный район

Область

Административный район

Область

 

Бешенковичский

Витебская

Березинский

Минская

 

Россонский

-

Узденский

-

 

Ушачский

-

Червеньский

-

 

Ветковский

Гомельская

Белыничский

Могилевская

 

Кормянский

-

Глусский

-

 

Лельчицкий

-

Кировский

-

 

Лоевский

-

Краснопольский

-

 

Наровлянский

-

Круглянский

-

 

Чечерский

-

Славгородский

-

 

Кореличский

Гродненская

Хотимский

-

 
         

     Беларусь имеет 17 железнодорожных узлов, из них по 6 направлениям работают Оршанский, Барановичский, по 5 - Гомельский, Брестский, остальные 13 узлов имеют по 4 направления. Крупнейшие железнодорожные узлы - Минск, Витебск, Гомель, Орша, Могилев, Барановичи, Брест, через которые выполняется основной объем перевозок экспортно-импортных грузов. В последние годы бурно развиваются нефтеналивные станции Новополоцк и Барборов, станция массовой отгрузки калийных удобрений Солигорск. Удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте Беларуси 48%, в пассажирообороте - около 50%, на пригородные связи приходится 85% пассажирских перевозок. Самый большой объем пассажирских перевозок на общее расстояние выполняет железная дорога Москва - Минск - Брест. В этом же направлении идут и наибольшие международные перевозки в европейские страны.

Информация о работе Транспортный комплекс