Транспорт и связь Республики беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.
В транспортном комплексе трудится 6,1% занятых в экономике (2003г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.

Вложенные файлы: 1 файл

transport_i_zvyaz_2.docx

— 25.97 Кб (Скачать файл)

ТРАНСПОРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются  такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре  инвестиций в основной капитал – 11,5%.

В транспортном комплексе  трудится 6,1% занятых в экономике (2003г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.

Транспорт как вид хозяйственной  деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспорт общего пользования подразделяется на виды:

  • Железнодорожный;
  • автомобильный;
  • водный (морской, речной);
  • воздушный;
  • трубопроводный.

 

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью  потоков разнообразных грузов и  пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. В Республике Беларусь грузооборот  железнодорожного транспорта в 2003г. составил 38,4 млрд. т/км (83% всех выполняемых в  республике грузовых перевозок без  учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот – 13,3 млрд. пассажиро-км (почти 47,2% пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси – 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных – 1,6 тыс. км (28,5%), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Процент обновления пассажирского парка за счет всех источников финансирования составляет 2,4%, грузового – 6%.

Техническое оснащение БЖД  в основном соответствует Евро стандарту и характеризуется следующими параметрами:

  • 30% эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии;
  • 67% обшей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5% – диспетчерской централизацией, 34% – полуавтоматической блокировкой, 97,7% стрелок включено в электрическую централизацию.

 

 

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Осуществляет перевозки  грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой  дальности перевозок. Так, в общем  грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный  приходится 10,8%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким  уровнем занятости – около  четверти всех работающих на транспорте.

Разрабатывается новая Государственная  программа «Дороги Беларуси»  на 2006 – 2015гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Удельный вес в перевозке  грузов и пассажиров за последние  годы значительно сократился: в 2003г. им перевезено 0,7% грузов, пассажирские перевозки водным транспортом в 2007 году составляют 0,1% перевезенных всеми  видами транспорта.

Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом  общего пользования в течение  всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится  к магистральным участкам рек, остальные  участки рек по условиям судоходства  – к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

В соответствии с Программой развития внутреннего водного и  морского транспорта до 2010 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 № 407, планируется  осуществить приобретение в 2008 году морского судна.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом  на иностранных судах через порты  России, Балтии, Украины, на которые  имеется выход национальной железнодорожной  сети в прямом сообщении.

 

 

 

 

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным  путем. Для него характерны высокие  скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется, прежде всего, для перевозки  пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

В 2006 г. грузооборот составил 0,4% тонно-километров, а на пассажирские перевозки воздушным транспортом  приходилось 0,8%.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться  в межгосударственных и международных  перевозках пассажиров на дальние и  сверхдальние расстояния.

Была разработана Программа  развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001 – 2005гг., в которой  отражены важнейшие направления  развития отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повысить экономичность  авиатранспортного процесса, а также  создать условия, при которых  качество авиаперевозок будет соответствовать  международным стандартам. Важнейшим  направлением является обеспечение  безопасности полетов, рентабельной и  прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в  экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и  др.

 

 

 

 

 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ 

Осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью – дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

Значение трубопроводного  транспорта в национальной экономике  Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем  объеме перевозимых грузов (31,1% в 2003г.) и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования (55,0% в 2003г.).

В Беларуси действует следующая  система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит  российского природного газа:

  • Торжок – Минск – Ивацевичи;
  • Ивацевичи  – Долина;
  • Кобрин – Брест – государственная граница;
  • Волковыск – государственная граница;
  • Торжок – Долина;
  • Ивацевичи – Вильнюс – Рига;
  • Минск – Вильнюс;
  • Минск – Гомель.

Нефтепроводный  транспорт – наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси – 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива – 1,2 тыс. км.

В Беларуси действуют три  магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное  топливо и бензин:

  • Унеча – Полоцк,
  • Унеча – западная граница,
  • Новополоцк – Минск (Фаниполь).

Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЯЗЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи  и информатизации стало одним  из важнейших приоритетов научно-технической  и экономической политики Республики Беларусь.

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ (почта)

Представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют П8 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс – почта» (1991г.). На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.

 

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ

Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность  междугородных и международных  каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых  услуг и их качество.

Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих нанес выход за 1991 – 2003 гг. составил 1,5 млн. шт., и их общее количество достигло 3,2 млн. абонентов. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 2,6 млн. шт., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4% (1990г.) до 80,2% (2003г.). Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.

Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет – услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.

Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений – телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи – документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.

Наиболее крупные телеграфы  функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В  Минске работает центр коммутации извещений  емкостью 480 каналов с пропускной способностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сеть абонентского телеграфа (телетайпов), прямых соединений и передач и данных. Из других средств документальной связи используются телекс и телефаксные аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный почтамт. Вместе с тем телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количество отправленных телеграмм за 1991 – 2003 гг. резко сократилось с 10,6 до 1,4 млн.

Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам СВЯЗИ относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь  осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с 1993г. интенсивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma – 2000.

Информация о работе Транспорт и связь Республики беларусь