Управление инвестиционными процессами в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:38, курс лекций

Краткое описание

Переход к рыночной экономике на основе новых экономических отношений должен обеспечиваться качественно новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе отношений принципиально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенного развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8 1.docx

— 34.49 Кб (Скачать файл)

Тема 8. Управление инвестиционными процессами в Казахстане

Особенности управления инвестицией в Республике.

Переход к рыночной экономике  на основе новых экономических отношений  должен обеспечиваться качественно  новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе  отношений принципиально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенного развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные.

Управление инвестиционным процессом предполагает учет исторического опыта экономического развития Казахстана, а также новые возможности социально-экономического характера. В так называемый период перестройки общий уровень и темпы развития республики, ее качественное состояние значительно снизились, не соответствовали ее наличным и потенциальным возможностям и мировым тенденциям. В этот период существенных сдвигов в экономике не произошло. По многим основным показателям благосостояния Казахстан стоял ниже среднего для стран б. СССР уровня. Существенно отставали темпы роста производительности общественного труда и качество многих видов продукции. Мировому уровню соответствовало только 2-3% оборудования, а удельный вес затрат материалов, энергии примерно в 2-3 и более раз превышали мировые показатели. 
Особенностью управления инвестициями в тот период было то, что они ориентировались на промежуточную, а не на конечную продукцию. Основная часть инвестиции направлялась в производственную сферу. В объеме капитальных вложений подавляющую часть составляли средства производственного назначения, т.е. направлялись на производство средств производства, что, естественно приводило к диспропорции между первым и вторым подразделениями общественного производства. Это не могло не сказаться негативно на социальном положении общества. 
Инвестиционный процесс происходил в республике по многочисленным самостоятельным направлениям. Участники этого процесса были разобщены, а инвестиционный экономический механизм не нацеливал на достижение высоких конечных результатов. В республике строительство собственными силами вели более 50 различных министерств и ведомств. 
В практике использования инвестиций отсутствовали критерии оптимизации на уровне в целом республики, регионов, предприятий, отражающих в совокупном виде показатели технического перевооружения и реконструкции, эффективность, этапы и сроки их реализации. 
Учитывая недостатки управления инвестициями в прошлом, а также перспективы развития экономики Казахстана, исходя из анализа потенциальных возможностей народного хозяйства и новых тенденций социального прогресса, современная система управления должна предусматривать устранение кризисных тенденций, самостоятельный поиск и осуществление наиболее выгодных для Казахстана вариантов развития экономики.

Из приведенных выше целей  следует, что основными приоритетами новой инвестиционной политики являются: 
- в области использования инвестиций - нахождение и реализация с использованием научных разработок, изменения форм собственности и регулирования рыночных отношений самых выгодных вариантов; 
- в области методологии - ориентация всех звеньев экономики на достижение ее максимальной эффективности на всех уровнях -предприятия, региона, республики; 
- внедрение в ходе технического перевооружения прогрессивных технико-технологических систем в промышленности, в частности, глубокой переработки сырья и накопившихся отходов, и в сфере производства товаров народного потребления; 
- создание научной системы мотиваций и санкций по мере достижения эффекта или допущенного ущерба, прежде всего за счет развития рыночных отношений, охватывающих весь процесс расширенного воспроизводства. 
К особенностям управления инвестиционным процессом в Казахстане следует отнести обеспечение инвестиционной активности. Концепция поддержания относительно высокого уровня инвестиционной активности способствует социальной переориентации экономики республики, развитию материальной базы непроизводственной сферы, объектов социальной и производственной инфраструктуры. 
На переходном этапе особенностью управления структурными преобразованиями в республике является разумное использование механизмов государственного регулирования и источников финансирования этих преобразований в экономике. Одним из методов структурных преобразований можно назвать разработку и реализацию комплексной целевой программы развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Целью этих программ является решение проблемы не только роста объема производства, но и повышение качества и конкурентоспособности ее, постоянное снижение затрат на производство. 
Одним из механизмов воздействия на структурные процессы является инвестиционная политика. Она, прежде всего, связана с приоритетами структурной политики. Иначе говоря, основная масса инвестиций должна быть направлена на приоритетное развитие соответствующих отраслей, производства и сфер экономики. Эта приоритетность относится не только к государственным бюджетным и внебюджетным средствам (инвестиционные, инновационные, конверсионные и др. фонды). Следует при этом учесть, что в число важнейших источников инвестиционных ресурсов входят: банковские кредиты, прибыль и амортизационные отчисления предприятий, средства иностранных инвесторов, кредиты зарубежных государств, международных финансовых организаций, частных компаний. 
Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что важная роль в стимулировании производственного инвестирования приоритетных отраслей должна отводиться инвестиционному кредитованию, которое поддерживается государством. 
Еще одна особенность управления инвестиционным процессом в переходный период заключается в том, что в течение длительного времени в республике наблюдалась тенденция снижения фонда накопления в национальном доходе. А он является главным источником инвестиции. Поскольку фонд накопления уменьшается, поэтому сужается и источник инвестирования. Поэтому очевидным становится тот факт, что даже при максимальном привлечении всех внутренних источников страны необходимо использование иностранного капитала.

 

Система государственного управления инвестициями.

Переход к принципиально  новой системе управления социально-экономическим  развитием республики обусловливает  нахождение ключевых проблем этого процесса. Одной из них является проблема инвестиционного обеспечения. На начальном этапе перехода требовалось создание законодательных основ и организационных структур, а также выработка собственной политики по использованию финансовых ресурсов республики и привлечения иностранных инвестиций. 
В целях рационализации системы государственных инвестиций в Казахстане создавались законодательная база и органы управления инвестициями. Принимается целый комплекс мер по этому вопросу. В частности, были приняты: Закон "О зарубежных инвестициях"(1991г.). Положение об инвестиционных приватизационных фондах (1993г.), Указ Президента РК "О создании национального агентства по иностранным инвестициям Республики Казахстан(июнь 1992г.), Указ Президента РК " Об образовании государственного комитета РК по инвестициям" (ноябрь 1996г.), Закон РК "Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан" (март 1997г.) и инвестиционные программы на отдельные годы. 
Эти документы заложили основу управления инвестиционным процессом в стране, определили стройную систему органов, их функций и задач в осуществлении государственной инвестиционной политики в области создания рабочих мест, развитии инфраструктуры, диверсификации и роста темпов развития промышленного и технического потенциала страны и решения многих экономических проблем. 
Анализ инвестиционной политики за предыдущие периоды обнаружил ряд основных недостатков низкой эффективности управления по привлечению инвестиций в экономику. Они сводились к следующему: 
- отсутствие опыта работы с иностранными инвесторами;

- выделение кредитов, особенно на начальном этапе, без достаточной экспертной оценки целесообразности их выделения и обеспечения возвратности; 
- отсутствие четко проработанной стратегии в отношении предоставляемых иностранных кредитов и механизма контроля их целевого использования;

- недостаточность системы  стимулов по созданию привлекательного инвестиционного климата в Казахстане;

- неразвитость инфраструктуры - социальной, производственной, рыночной; недостаток квалифицированных специалистов по управлению предприятиями при переходе к рыночным условиям. 
В систему государственного управления инвестициями входит обеспечение инвестиционной активности. Это предполагает создание действенных стимулов для привлечения в экономику страны отечественного и иностранного капитала. В состав стимулов должны быть включены: 
- создание благоприятного климата для иностранных и отечественных инвесторов;

-  увеличение доли государственных  капитальных вложений в валовом  внутреннем продукте (ВВП), в том  числе за счет перераспределения доходов, получаемых от эксплуатации месторождений полезных ископаемых;

- размещение централизованных  капитальных вложений на конкурсной основе, с предварительной обязательной экспертизой каждого инвестиционного проекта на предмет соответствия целям и приоритетам социально-экономического развития;

- значительное расширение  практики совместного (делового) государственно-коммерческого финансирования  и софинансирования с международными организациями.

История пока не знает примеров стран, которым удавалось бы восстановить объем производства и экономический рост инвестиций в капитал, вложенный в инфраструктуру. Поэтому в республике в ближайшей перспективе около 70% государственных инвестиционных ресурсов будет направляться на поддержку предприятий и объектов производственной инфраструктуры. Эти средства преимущественно будут направляться на финансирование проектов, связанных с реформированием действующих предприятий и импортозамещающих производств. 
По наметкам индикативного плана на период до 2000 года к приоритетным направлениям вложения частного капитала отечественных иностранных инвесторов целесообразно отнести: проведение реформы и строительство новых предприятий легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, машиностроения, промышленности строительных материалов и нефтехимической промышленности. 
Строительство объектов социальной сферы за счет централизованных капитальных вложений предусматривается осуществлять в рамках соответствующих целевых республиканских программ. 
Всякий раз необходимо осуществлять надлежащие процедуры рационализации процесса управления государственными инвестициями. Это является приоритетной задачей в Казахстане. 
Управление государственными инвестициями должно осуществляться на. четырех отдельных стадиях: планирование, программирование, подготовка бюджета и его исполнение. 
На стадии планирования решается задача разработки среднесрочной программы социально-экономического развития и стратегии ее осуществления, как на макроэкономическом уровне, так и в отношении каждого сектора. На этой стадии основное внимание уделяется отбору и предварительной оценке предложений по осуществлению инвестиций. Для этого отраслевые министерства должны подготовить предложения по инвестициям на ближайшие несколько лет, которые должны содержать описание и оценку предлагаемых проектов на основе общепринятой методологии финансово-экономической оценки проектов. 
На стадии программирования основная задача - преобразование целей, установленных в плане, в государственные программы деятельности. Консолидация предложений по инвестициям в программу государственных инвестиций (ПГИ) должна быть основана на тех же принципах конкуренции отбора, которые предлагаются для бюджетного процесса. 
Решения о выделении средств должны приниматься с учетом таких факторов, как: 
- макроэкономическая ситуация, в которой будет выполняться бюджет; 
- конкретные аспекты предложений по инвестициям, в том числе экономические аспекты. 
И, наконец, следует знать, что если осуществление инвестиционных проектов (анализ консультации и закупки) являются обязанностью бюджетных учреждений, - необходимо принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать проблем, которые часто ставят под угрозу инвестиционные проекты, особенно перерасхода средств. 
Казахстану необходимо, прежде всего создать надлежащую институциональную систему управления государственными инвестициями и обеспечить организационное и эффективное выполнение названных выше функций планирование, программирование, подготовка и его исполнение.

 

Государственная поддержка прямых инвестиций.

 

В Казахстане принят Закон "О  государственной поддержке прямых инвестиций" (28 февраля 1997 года). В  нем записано, что инвестиционная деятельность - предпринимательская деятельность, связанная с процессом осуществления инвестиций. 
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается прежде всего в: 
- законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности; 
- установлении системы льгот и преференций (предоставление государством льгот и приоритетов тем или иным предприятиям и организациям в целях создания благоприятных условий их деятельности); 
- наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед инвесторами. В законе определены цели и задачи государственной поддержки прямых инвестиций. 
Целью этой поддержки является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и услуг в приоритетных секторах экономики. 
Для достижения общей цели государственных прямых поддержек необходимо решение совокупности задач: 
- внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; 
- насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; 
- государственная поддержка и стимулирование отечественных товаропроизводителей; 
- развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; 
- рациональное и комплексное использование сырьевой базы Республики Казахстан; 
- внедрение современных методов менеджмента и маркетинга; 
- создание новых рабочих мест; 
- внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификаций; 
- обеспечение интенсификации производства; 
- улучшение окружающей природной среды. 
Для процесса управления особое значение имеет система мер стимулирования для реализации инвестиционных проектов. В частности, система льгот; гарантии, предоставляемые Республикой Казахстан, по защите интересов утвержденных инвесторов, а также предусмотрены условия и порядок заключения и распоряжения контракта. 
Государственным органом, осуществляющим поддержку прямых инвестиций, является Государственный Комитет по инвестициям. Он осуществляет такие функции, как организация работы по привлечению в Республику Казахстан прямых инвестиций; координация деятельности государственных органов, но реализации инвестиционных проектов; обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов; осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов. 
В развитие Закона "О государственной поддержке прямых инвестиций" Президент Республики Казахстан издал Указ от 5-го апреля 1997 года о перечне приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций. К этим секторам относятся: 
- производственная инфраструктура (дороги, транспорт, мосты, электрические и тепловые станции, телекоммуникационные сети); 
- обрабатывающая промышленность (производство товаров народного потребления, средств производства); 
- объекты г.Астаны; 
- жилье, объекты социальной сферы и туризма (коммерческое жилье, объекты здравоохранения, образования, спорта, культуры, туризма); 
- сельское хозяйство. 
Указом установлено, что инвестиции в наиболее важные производства, утвержденные государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям, стимулируются и поддерживаются государством на весь период реализации инвестиционного проекта.

Информация о работе Управление инвестиционными процессами в Казахстане