Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:38, курс лекций
Переход к рыночной экономике на основе новых экономических отношений должен обеспечиваться качественно новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе отношений принципиально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенного развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные.
Тема 8. Управление инвестиционными процессами в Казахстане
Особенности управления инвестицией в Республике.
Переход к рыночной экономике на основе новых экономических отношений должен обеспечиваться качественно новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе отношений принципиально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенного развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные.
Управление инвестиционным
процессом предполагает учет исторического
опыта экономического развития Казахстана,
а также новые возможности социально-экономического
характера. В так называемый период перестройки
общий уровень и темпы развития республики,
ее качественное состояние значительно
снизились, не соответствовали ее наличным
и потенциальным возможностям и мировым
тенденциям. В этот период существенных
сдвигов в экономике не произошло. По многим
основным показателям благосостояния
Казахстан стоял ниже среднего для стран
б. СССР уровня. Существенно отставали
темпы роста производительности общественного
труда и качество многих видов продукции.
Мировому уровню соответствовало только
2-3% оборудования, а удельный вес затрат
материалов, энергии примерно в 2-3 и более
раз превышали мировые показатели.
Особенностью управления инвестициями
в тот период было то, что они ориентировались
на промежуточную, а не на конечную продукцию.
Основная часть инвестиции направлялась
в производственную сферу. В объеме капитальных
вложений подавляющую часть составляли
средства производственного назначения,
т.е. направлялись на производство средств
производства, что, естественно приводило
к диспропорции между первым и вторым
подразделениями общественного производства.
Это не могло не сказаться негативно на
социальном положении общества.
Инвестиционный процесс происходил в
республике по многочисленным самостоятельным
направлениям. Участники этого процесса
были разобщены, а инвестиционный экономический
механизм не нацеливал на достижение высоких
конечных результатов. В республике строительство
собственными силами вели более 50 различных
министерств и ведомств.
В практике использования инвестиций
отсутствовали критерии оптимизации на
уровне в целом республики, регионов, предприятий,
отражающих в совокупном виде показатели
технического перевооружения и реконструкции,
эффективность, этапы и сроки их реализации.
Учитывая недостатки управления инвестициями
в прошлом, а также перспективы развития
экономики Казахстана, исходя из анализа
потенциальных возможностей народного
хозяйства и новых тенденций социального
прогресса, современная система управления
должна предусматривать устранение кризисных
тенденций, самостоятельный поиск и осуществление
наиболее выгодных для Казахстана вариантов
развития экономики.
Из приведенных выше целей
следует, что основными приоритетами
новой инвестиционной политики являются:
- в области использования инвестиций
- нахождение и реализация с использованием
научных разработок, изменения форм собственности
и регулирования рыночных отношений самых
выгодных вариантов;
- в области методологии - ориентация всех
звеньев экономики на достижение ее максимальной
эффективности на всех уровнях -предприятия,
региона, республики;
- внедрение в ходе технического перевооружения
прогрессивных технико-технологических
систем в промышленности, в частности,
глубокой переработки сырья и накопившихся
отходов, и в сфере производства товаров
народного потребления;
- создание научной системы мотиваций
и санкций по мере достижения эффекта
или допущенного ущерба, прежде всего
за счет развития рыночных отношений,
охватывающих весь процесс расширенного
воспроизводства.
К особенностям управления инвестиционным
процессом в Казахстане следует отнести
обеспечение инвестиционной активности.
Концепция поддержания относительно высокого
уровня инвестиционной активности способствует
социальной переориентации экономики
республики, развитию материальной базы
непроизводственной сферы, объектов социальной
и производственной инфраструктуры.
На переходном этапе особенностью управления
структурными преобразованиями в республике
является разумное использование механизмов
государственного регулирования и источников
финансирования этих преобразований в
экономике. Одним из методов структурных
преобразований можно назвать разработку
и реализацию комплексной целевой программы
развития приоритетных отраслей народного
хозяйства. Целью этих программ является
решение проблемы не только роста объема
производства, но и повышение качества
и конкурентоспособности ее, постоянное
снижение затрат на производство.
Одним из механизмов воздействия на структурные
процессы является инвестиционная политика.
Она, прежде всего, связана с приоритетами
структурной политики. Иначе говоря, основная
масса инвестиций должна быть направлена
на приоритетное развитие соответствующих
отраслей, производства и сфер экономики.
Эта приоритетность относится не только
к государственным бюджетным и внебюджетным
средствам (инвестиционные, инновационные,
конверсионные и др. фонды). Следует при
этом учесть, что в число важнейших источников
инвестиционных ресурсов входят: банковские
кредиты, прибыль и амортизационные отчисления
предприятий, средства иностранных инвесторов,
кредиты зарубежных государств, международных
финансовых организаций, частных компаний.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство,
что важная роль в стимулировании производственного
инвестирования приоритетных отраслей
должна отводиться инвестиционному кредитованию,
которое поддерживается государством.
Еще одна особенность управления инвестиционным
процессом в переходный период заключается
в том, что в течение длительного времени
в республике наблюдалась тенденция снижения
фонда накопления в национальном доходе.
А он является главным источником инвестиции.
Поскольку фонд накопления уменьшается,
поэтому сужается и источник инвестирования.
Поэтому очевидным становится тот факт,
что даже при максимальном привлечении
всех внутренних источников страны необходимо
использование иностранного капитала.
Система государственного управления инвестициями.
Переход к принципиально
новой системе управления социально-экономическим
развитием республики обусловливает
нахождение ключевых проблем этого процесса.
Одной из них является проблема инвестиционного
обеспечения. На начальном этапе перехода
требовалось создание законодательных
основ и организационных структур, а также
выработка собственной политики по использованию
финансовых ресурсов республики и привлечения
иностранных инвестиций.
В целях рационализации системы государственных
инвестиций в Казахстане создавались
законодательная база и органы управления
инвестициями. Принимается целый комплекс
мер по этому вопросу. В частности, были
приняты: Закон "О зарубежных инвестициях"(1991г.).
Положение об инвестиционных приватизационных
фондах (1993г.), Указ Президента РК "О
создании национального агентства по
иностранным инвестициям Республики Казахстан(июнь
1992г.), Указ Президента РК " Об образовании
государственного комитета РК по инвестициям"
(ноябрь 1996г.), Закон РК "Об инвестиционных
фондах в Республике Казахстан" (март
1997г.) и инвестиционные программы на отдельные
годы.
Эти документы заложили основу управления
инвестиционным процессом в стране, определили
стройную систему органов, их функций
и задач в осуществлении государственной
инвестиционной политики в области создания
рабочих мест, развитии инфраструктуры,
диверсификации и роста темпов развития
промышленного и технического потенциала
страны и решения многих экономических
проблем.
Анализ инвестиционной политики за предыдущие
периоды обнаружил ряд основных недостатков
низкой эффективности управления по привлечению
инвестиций в экономику. Они сводились
к следующему:
- отсутствие опыта работы с иностранными
инвесторами;
- выделение кредитов, особенно
на начальном этапе, без достаточной экспертной
оценки целесообразности их выделения
и обеспечения возвратности;
- отсутствие четко проработанной стратегии
в отношении предоставляемых иностранных
кредитов и механизма контроля их целевого
использования;
- недостаточность системы
стимулов по созданию
- неразвитость инфраструктуры
- социальной, производственной, рыночной;
недостаток квалифицированных специалистов
по управлению предприятиями при переходе
к рыночным условиям.
В систему государственного управления
инвестициями входит обеспечение инвестиционной
активности. Это предполагает создание
действенных стимулов для привлечения
в экономику страны отечественного и иностранного
капитала. В состав стимулов должны быть
включены:
- создание благоприятного климата для
иностранных и отечественных инвесторов;
- увеличение доли
- размещение централизованных капитальных вложений на конкурсной основе, с предварительной обязательной экспертизой каждого инвестиционного проекта на предмет соответствия целям и приоритетам социально-экономического развития;
- значительное расширение
практики совместного (
История пока не знает примеров
стран, которым удавалось бы восстановить
объем производства и экономический рост
инвестиций в капитал, вложенный в инфраструктуру.
Поэтому в республике в ближайшей перспективе
около 70% государственных инвестиционных
ресурсов будет направляться на поддержку
предприятий и объектов производственной
инфраструктуры. Эти средства преимущественно
будут направляться на финансирование
проектов, связанных с реформированием
действующих предприятий и импортозамещающих
производств.
По наметкам индикативного плана на период
до 2000 года к приоритетным направлениям
вложения частного капитала отечественных
иностранных инвесторов целесообразно
отнести: проведение реформы и строительство
новых предприятий легкой промышленности,
перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса, машиностроения, промышленности
строительных материалов и нефтехимической
промышленности.
Строительство объектов социальной сферы
за счет централизованных капитальных
вложений предусматривается осуществлять
в рамках соответствующих целевых республиканских
программ.
Всякий раз необходимо осуществлять надлежащие
процедуры рационализации процесса управления
государственными инвестициями. Это является
приоритетной задачей в Казахстане.
Управление государственными инвестициями
должно осуществляться на. четырех отдельных
стадиях: планирование, программирование,
подготовка бюджета и его исполнение.
На стадии планирования решается задача
разработки среднесрочной программы социально-экономического
развития и стратегии ее осуществления,
как на макроэкономическом уровне, так
и в отношении каждого сектора. На этой
стадии основное внимание уделяется отбору
и предварительной оценке предложений
по осуществлению инвестиций. Для этого
отраслевые министерства должны подготовить
предложения по инвестициям на ближайшие
несколько лет, которые должны содержать
описание и оценку предлагаемых проектов
на основе общепринятой методологии финансово-экономической
оценки проектов.
На стадии программирования основная
задача - преобразование целей, установленных
в плане, в государственные программы
деятельности. Консолидация предложений
по инвестициям в программу государственных
инвестиций (ПГИ) должна быть основана
на тех же принципах конкуренции отбора,
которые предлагаются для бюджетного
процесса.
Решения о выделении средств должны приниматься
с учетом таких факторов, как:
- макроэкономическая ситуация, в которой
будет выполняться бюджет;
- конкретные аспекты предложений по инвестициям,
в том числе экономические аспекты.
И, наконец, следует знать, что если осуществление
инвестиционных проектов (анализ консультации
и закупки) являются обязанностью бюджетных
учреждений, - необходимо принять дополнительные
меры предосторожности, чтобы избежать
проблем, которые часто ставят под угрозу
инвестиционные проекты, особенно перерасхода
средств.
Казахстану необходимо, прежде всего создать
надлежащую институциональную систему
управления государственными инвестициями
и обеспечить организационное и эффективное
выполнение названных выше функций планирование,
программирование, подготовка и его исполнение.
Государственная поддержка прямых инвестиций.
В Казахстане принят Закон "О
государственной поддержке
Государственная поддержка прямых инвестиций
заключается прежде всего в:
- законодательных гарантиях обеспечения
инвестиционной деятельности;
- установлении системы льгот и преференций
(предоставление государством льгот и
приоритетов тем или иным предприятиям
и организациям в целях создания благоприятных
условий их деятельности);
- наличии единственного государственного
органа, уполномоченного представлять
Республику Казахстан перед инвесторами.
В законе определены цели и задачи государственной
поддержки прямых инвестиций.
Целью этой поддержки является создание
благоприятного инвестиционного климата
для обеспечения ускоренного развития
производства товаров, работ и услуг в
приоритетных секторах экономики.
Для достижения общей цели государственных
прямых поддержек необходимо решение
совокупности задач:
- внедрение новых технологий, передовой
техники и ноу-хау;
- насыщение внутреннего рынка высококачественными
товарами и услугами;
- государственная поддержка и стимулирование
отечественных товаропроизводителей;
- развитие экспортоориентированных и
импортозамещающих производств;
- рациональное и комплексное использование
сырьевой базы Республики Казахстан;
- внедрение современных методов менеджмента
и маркетинга;
- создание новых рабочих мест;
- внедрение системы непрерывного обучения
местных кадров, повышение уровня их квалификаций;
- обеспечение интенсификации производства;
- улучшение окружающей природной среды.
Для процесса управления особое значение
имеет система мер стимулирования для
реализации инвестиционных проектов.
В частности, система льгот; гарантии,
предоставляемые Республикой Казахстан,
по защите интересов утвержденных инвесторов,
а также предусмотрены условия и порядок
заключения и распоряжения контракта.
Государственным органом, осуществляющим
поддержку прямых инвестиций, является
Государственный Комитет по инвестициям.
Он осуществляет такие функции, как организация
работы по привлечению в Республику Казахстан
прямых инвестиций; координация деятельности
государственных органов, но реализации
инвестиционных проектов; обеспечение
получения всех согласительных и разрешительных
документов; осуществление контроля за
реализацией инвестиционных проектов.
В развитие Закона "О государственной
поддержке прямых инвестиций" Президент
Республики Казахстан издал Указ от 5-го
апреля 1997 года о перечне приоритетных
секторов экономики РК для привлечения
прямых отечественных и иностранных инвестиций.
К этим секторам относятся:
- производственная инфраструктура (дороги,
транспорт, мосты, электрические и тепловые
станции, телекоммуникационные сети);
- обрабатывающая промышленность (производство
товаров народного потребления, средств
производства);
- объекты г.Астаны;
- жилье, объекты социальной сферы и туризма
(коммерческое жилье, объекты здравоохранения,
образования, спорта, культуры, туризма);
- сельское хозяйство.
Указом установлено, что инвестиции в
наиболее важные производства, утвержденные
государственным комитетом Республики
Казахстан по инвестициям, стимулируются
и поддерживаются государством на весь
период реализации инвестиционного проекта.
Информация о работе Управление инвестиционными процессами в Казахстане