Управление рисками в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:51, реферат

Краткое описание

Умение разумно рисковать - один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской деятельности - в особенности.
В условиях рынка каждый из его участников принимает некие правила игры и в определенной степени зависит от поведения партнеров. Одним из таких правил можно считать готовность принять на себя риск и учитывать возможность его реализации в своей деятельности.
В условиях кризиса проблема профессионального управления банковскими рисками, оперативный учет факторов риска приобретают первостепенное значение для коммерческих банков.

Содержание

Введение
Сущность и роль управления рисками коммерческого банка
Понятие и классификация банковских рисков
Роль управления банковскими рисками в современных условиях
Основные пути минимизации банковских рисков
Хеджирование
Аналитический метод
Некоторые пути минимизации банковских рисков
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Управление рисками в коммерческом банке.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

Риск  кредитования заемщиков зависит  от вида предоставляемого кредита. В  зависимости от сроков предоставления кредиты бывают кратко-, средне- и  долгосрочные; от видов обеспечения  —обеспеченные и необеспеченные, которые в свою очередь могут  быть персональными и банковскими; от специфики кредиторов — банковские, государственные, коммерческие (фирменные), кредиты страховых компаний и частных лиц, консорциональные (синдицированные), которые структурируются на клубные (где число кредиторов ограничено) и открытые (участие в нем может принять любой банк или предприятие); от видов дебиторов — сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные, персональные; от направления использования — потребительские, промышленные, на формирование оборотных средств, инвестиционные, сезонные, на устранение временных финансовых трудностей, промежуточные, на операции с ценными бумагами, импортные и экспортные и др.

Транспортный риск. Их классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС .

Лизинговый и факторинговый  риск. Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.

Для снижения риска лизинговых сделок необходимо разработать ускоренные нормы амортизационных  отчислений или использовать их досрочное  начисление. Лизинг считается в настоящее  время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.

Клиринг — это взаимная оплата между двумя  банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты).

Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.

Для уменьшения риска по факторинговым операциям  следует анализировать платежеспособность заемщиков, изучать характер их хозяйственных  связей и взаимоотношения с поставщиками, структуру платежей, конкурентоспособность продукции, количество случаев ее возврата.

Риски, связанные со спецификой клиента банка. По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью.

Таким образом,  в своей деятельности банки сталкиваются с множеством рисков, успех управления которыми зависит от уровня оценки вероятности их наступления, а также выбора метода их минимизации.

 

1.2. Роль управления банковскими рисками в современных условиях

 

Ведущим принципом в работе коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Риски тем больше, чем выше шанс получить прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития.

Высокая степень конкуренции на банковском рынке заставила руководителей  банков изменить свое отношение к  политике управления рисками. Тому, что  когда-то считалось формальностью, теперь уделяется большое внимание. Прежде всего, речь идет о развитии подразделений, ответственных за управление рисками, систем управленческой информации, утверждении лимитов и методики измерения рисков .

В сложившейся ситуации становится очевидным необходимость эффективного управления системой банковских рисков. Необходимо также  отметить, что в процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания. Кроме того, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменения одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Таким образом, управление рисками в коммерческих банках является одним из важнейших инструментов повышения их конкурентоспособности в условиях ожесточающейся конкуренции.

Знать о возможном наступлении  риска необходимо, но недостаточно. Важно установить как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска,  и каковы его последствия.

Выявление риска может осуществляться различными способами:

  • анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций),
  • анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка) .

 В настоящее время российские  участники финансового рынка  в управлении рисками опираются  на интуицию, чей-то авторитет  и на предыдущий опыт. Лишь  незначительный процент руководителей  способен учитывать риск, с применением  математических методов.

Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность  во многом зависит от быстроты реакции  на изменение условий рынка, экономической  ситуации в целом, финансового состояния  коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой  способность находить правильное решение  проблемы и инсайт, т.е. осознания  решения некоторой проблемы.

В процессе управления риском следует  учитывать следующие правила:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал,
  • всегда нужно помнить о возможных последствиях риска,
  • нельзя рисковать многим ради малого,
  • положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений,
  • всегда существует несколько решений рисковых задач .

Комплексный подход к управлению риском позволяет  более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.

Одним из традиционных методов оценки и управления риском считается статистический метод. Он заключается в том, чтобы изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке .

Таким образом, управление банковскими рисками является весьма скрупулезным процессом, требующим тщательной подготовки, высокой квалификации и ответственного подхода к оценке реальных последствий наступления рисковой ситуации.

 

2. Основные пути  минимизации банковских рисков

 

2.1. Хеджирование

 

Хеджирование – это метод, основанный на страховании ценовых потерь на физическом рынке по отношению к  фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может быть как реальный рынок (валютный, фондовый), так  и  фьючерсный.

Механизм хеджирования состоит  в том, что участник рынка занимает в каждый момент времени прямо  противоположные позиции на фьючерсном и физическом рынке, на опционном  и реальном рынке, на опционном и  фьючерсном рынке. Как правило, направление  движения цен на один и тот же актив на этих парах рынков совпадает. Иначе говоря, если торговец является покупателем на одном рынке, то он должен занимать позицию продавца на другом рынке, и наоборот.

Хеджирование на фьючерсном и физическом рынке.

Финансовый фьючерс – это  соглашение о покупке или продаже  того или иного финансового инструмента  по заранее согласованной цене в  определенное время в будущем.

У рынка финансовых фьючерсов есть ряд характеристик, отличающих его  от других сегментов финансового  рынка:

  • финансовые фьючерсы торгуются только централизовано на биржах с соблюдением определенных правил, посредствам открытого предложения цен голосом,
  • контракты сильно стандартизированы, торговля осуществляется на строго определенные инструменты с поставкой в строго определенное время,
  • поставка финансовых инструментов осуществляется через расчетную палату, которая гарантирует выполнение обязательств по контракту всеми сторонами,
  • реальной поставки финансовых инструментов по финансовым фьючерсам, как правило, не происходит,
  • если ликвидность того или иного фьючерса мала, то фьючерс перестает существовать,
  • расходы на осуществление торговли фьючерсами относительно невелики.

Рынок фьючерсных контрактов служит для двух основных целей: во-первых, он позволяет участникам рынка страховать себя от неблагоприятных изменений  цен на рынке с немедленной  поставкой  в будущем (операции хеджеров), во-вторых, он позволяет спекулянтам  открывать позиции на большие  сумы под незначительное обеспечение. Чем сильнее колеблются цены на финансовый инструмент, лежащий в основе фьючерсного  контракта, тем больше объем спроса на эти фьючерсы со стороны хеджеров. Таким образом, можно сказать, что  развитие рынков фьючерсных контрактов было обусловлено сильными колебаниями  цен на те или иные финансовые инструменты  на рынке.

Можно выделить два основных вида пользователей рынка финансовых фьючерсов, иначе говоря, его участников: хеджеры и спекулянты.

Цель хеджеров – снижение неблагоприятного изменения уровня процентных ставок или валютных курсов посредством  открытия позиции в сторону, противоположную  имеющейся позиции на ранке операций с немедленной поставкой. Процесс  хеджирования и стратегии  по управлению рисками с помощью данного  метода будут подробнее изложены ниже.

Цель спекулирования – получение  прибыли путем открытия позиций  в том или ином фьючерсном контракте  в ожидании благоприятного для спекулянта изменения цен этого контракта  в будущем. Как правило, спекулянты не имеют своей целью  приобретение или продажу лежащего в основе фьючерсного контракта финансового  инструмента, их интересует лишь изменение  цен на фьючерсы и ликвидация открытой позиции до того как истечет срок действия фьючерсного контракта .

Итак, хеджирование от снижения цены осуществляется продажей фьючерсного  контракта с последующей его  покупкой по более низкой цене. Хеджирование от повышения цены производится покупкой фьючерсного контракта с последующей  его продажей по более высокой  цене.

Хеджирование на опционном и  физическом рынках. Хеджирование с помощью опционов основывается на том факты, что покупатель опциона (все равно кола или пута) рискует только уплаченной премией. Его максимальный риск – величина премии. Хеджер может быть и продавцом опциона. В этом случае его максимальный доход от опциона – всегда опционная премия, которая и несет на себе всю тяжесть хеджирования для продавца опциона. В этом смысле покупатель опциона потенциально имеет большие количественные возможности для хеджирования. Так как его прибыль от реализации опциона может быть неограничена, а значит, и пределы для хеджирования шире. Однако нельзя купить опцион, если его кто-то не продает, а потому, в конечном счете имеется какой-то баланс интересов хеджеров и спекулянтов.

Таким образом, хеджирование является одним из наиболее эффективных методов снижения банковских рисков в современных условиях развития рыночных отношений.

 

2.2. Аналитический метод

 

Различают два подхода аналитического анализа финансового рынка:

  • фундаментальный (основан на представлении, что движение курса финансовых инструментов является отражением состояния экономики в целом),
  • технический (в значительной степени опирается на использование психологических индикаторов (sentiment indicators)  и на анализ движения денежных средств (flow of funds analysis)) .

Фундаментальный анализ основывается на оценке эмитента: его доходов, положения на рынке, активов и пассивов, норме прибыли на собственный капитал и других показателях, характеризующих эффективность деятельности эмитента. К инструментарию фундаментального анализа относится метод коэффициентов, который имеет дело только с количественными данными. Поэтому использование только коэффициентов может привести к получению недостоверной информации.

Технический анализ  – это исследование динамики рынка, чаще всего с помощью графиков, с целью прогнозирования будущего направления движения цен. Технический анализ и исследование динамики рынка теснейшим образом связаны с изучением человеческой психологии. Одной из сильных сторон технического анализа является то, что его можно использовать практически для любого средства торговли и в любом временном интервале .

Основными инструментами технического анализа являются:

Построение  графиков: чаще всего аналитики используют столбиковые, линейные и пункто-цифровые графики.

Определение тенденции: о характере тенденции говорит направление динамики спадов и пиков. У любого трейдера, играющего на финансовом рынке, всегда есть три варианта действия: покупать (занять длинную позицию – если рынок идет вверх), продавать (занять короткую позицию - вниз) или вообще ничего не предпринимать (если рынок плоский).

Поддержка и сопротивление: уровни предыдущих спадов называются «поддержками», т.е. это уровень или область на графике ниже рынка, где стремление купить достаточно сильное, следовательно, падение приостанавливается и цены вновь растут. Сопротивление является прямой противоположностью поддержки. Трейдеры обычно видят в круглых числах некие ценовые ориентиры и в соответствии с этим взглядом предпринимают какие-то шаги. Таким образом, круглые числа становятся своеобразным «психологическим» уровнем сопротивления или поддержки .

Традиционный анализ финансовых рисков является преимущественно анализом отдельных финансовых инструментов: рассчитывают «внутреннюю ценность», выясняют соотношение курс/прибыль, определяют направление курса, пытаются уловить тенденции. Решающим критерием  при этом является первоначально  ожидаемая доходность.

Информация о работе Управление рисками в коммерческих банках