Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа
Известно, что бедность, прежде всего и главным образом выражается в количестве потребляемых продовольственных продуктов как первичной жизненной позиции. Продовольственный кризис и сопровождающие его явления - бедность и нищета - сосредоточены в регионах развивающегося мира: Азии, Африке и Латинской Америке (условно «Бедный Юг»). Здесь сконцентрировано более 80% народонаселения мира, или более 4,6 млрд. человек, из которых 90% считается бедняками (бедными), которые лишены полноценного питания, медицинского обслуживания, жилья и других жизненных ценностей.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава1. Характеристика основных показателей
уровня жизни населения России…………………………………………………...5
1.1 Характеристика денежных доходов населения……………………………….5
1.2Динамика сбережений населения……………………………………………....8
Глава2. Бедность как социальная категория…………………………………….10
2.1 Понятие и сущность бедности………………………………………………..10
2.2 Виды и причины бедности……………………………………………………13
2.3Измерение бедности……………………………………………………………17
Глава3. Факторы, влияющие на уровень бедности……………………………..19
3.1 Влияние уровня заработной платы на
благосостояние населения………………………………………………………... 19
3.2 Безработица как причина бедности………………………………………...22
3.3 Методы борьбы с бедностью………………………………………………...25
Заключение................................................................................................................29
Список используемой литературы……………………………………………..31
Росстат подвел итоги выборочного изучения населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2011 года.
Количество экономически деятельного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2011г. составила 75,7 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически инициативного населения 71,0 млн.человек систематизировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с употреблением критериев МОТ (т.е. не обладали работой или доходным занятием, искали работу и были намерены приняться к ней в исследуемую неделю).
Уровень безработицы (взаимоотношение числа безработных к числу экономически активного населения) в ноябре 2011г. составил 6,3% (без исключения сезонного фактора).
Общее число безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза постигла численность безработных, зарегистрированных в государственных организациях службы занятости населения. В конце ноября 2011г. в государственных организациях службы занятости населения содержало в учет в качестве безработных 1223 тыс.человек.
Среди безработных, по методологии МОТ, часть женщин в ноябре 2011г. составила 46,4%, часть горожан - 62,2%., а городского и сельского населения характеризуется превышением величины безработицы среди сельских жителей по сопоставлению с уровнем безработицы среди городских жителей. В ноябре 2011г. это превышение составляло 1,8 раза.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в ноябре 2011г. составил 14,4% , в том числе среди городского населения - 12,7%, среди сельского населения - 18,2%.
Численность безработных по данным обследования населения по проблемам бедности
Показатель |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Численность безработных, тыс. чел |
5683,3 |
5775,2 |
5208,3 |
Студенты, учащиеся, пенсионеры тыс. чел, % |
645,6 11,4 |
777,3 13,5 |
610,5 11,7 |
Лица, проживающие в сельской местности, тыс. чел., % |
1870,9 32,9 |
1876,6 32,5 |
1956,6 37,6 |
3.3 Методы борьбы с бедностью
Независимо от различного определения этого понятия, бедность зацепила все слои населения, овладев широчайшими масштабами в РФ.
Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП имеет связь с среднеразвитыми странами, а по показателю бедности–с созревающими странами.
Основное направление преодоления абсолютной бедности – оснащение продуктивной занятости, приумножение действенности труда, вырабатывание условий для трудоактивной части населения, хватит зарабатывать и тем самым кормить себя и свою семью. В этом случае величина получаемой заработной платы выдается как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности всемирной экономики через снабжение конкурентоспособности российских предприятий – проведение нужной промышленной политики, надлежащая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение границ защиты отечественного производителя.
Первым шагом политики в окружении преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и нахождение их целевых групп – полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный разбор причин бедности в разрезе этих групп, реализация дифференцированного подхода к этим группам.
Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:
1) совокупные доходы семьи
2) стоимость личного имущества
находится ниже официально
Если задача совокупных доходов семьи в важнейшей степени уже решена, то введения мерки имущества как одного из показателей бедности является в России сложным и тонким вопросом. Снабжение большей всеохватности при оказании социальной помощи, главным образом заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат – один из наиболее действенных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов сосредоточивать в виде социальной помощи, кому дать эти ресурсы – бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их распределять, выработать критерии их «дележа».
При выборе среди социально уязвимых групп населения нужно сопоставлять официально определенную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.
Особого внимания завоевывает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.
Значительной задачей социальной политики является раскрытие помех к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.
Функционирующая система обнаружения и социальной поддержки бедных семей и населения в виде неисчислимых пособий, льгот, других видов помощи не безукоризненна и нуждается к ее адаптации к условиям рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной помощи бедных, сосредоточиваются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые подлинно являются бедными. В результате реально беднейшая часть населения оказывается все в более тяжелом положении, все большее распространение приобретает застойная, долговременная бедность.
Заключение
Бедность существенной части жителей мира в начале второго десятилетия двадцать первого века остается одной из главных глобальных проблем человечества, как и на всей протяженности двадцатого века ( и 19, и 18 и далее в глубь столетий ). С конца эпохи колонизации ( с 1960 – х гг. ), когда образовались нешуточные политические факторы, к примеру существенный спад национальной интенсивности, признание взглядов мирового сосуществования между двумя глобальными системами (капитализмом и социализмом ) и т.д., знаменитое общественное мнение было восстановлено на романтизм ожидания быстрого решения экономических и социальных проблем бедных стран. В рамках ООН в те годы были схвачены решения о том, что на цели поддержки формированию бедным странам сформированные страны будут сосредоточивать ежегодно от 1% их ВВП. Инициативно стали действовать объединения ООН по оказанию поддержке, в том числе ПРООН.
Несомненно, что правительства обязаны применить целенаправленные усилия для усовершенствования условий жизни населений в рамках процесса экономического развития. Всеобщий рост известной экономики в 1993 – 2007 гг. в пределах 4 – 4,5% мало содействовал решению проблем продуктового снабжения голодающих во многих странах Африки и Латинской Америки, нарастания социальной и экологической напряженности, не привел к чувствительному росту благосостояния населения мира. Также не снизился величина заболеваемости народа, а приблизительно в 70 странах мира безработица осталась на прежней величине или даже повысилась . Бесспорно, что это связанно не только с объективными договорами, но и с глобальными абстрактными концепциями формирования, внедренными в 1990 – х гг. целым порядком между народных организаций, в первую очередь МВФ, а также немалыми державами мира.
В данное время изучение социологических объектов, обдумываемые всяческими научными группами, центрами информационных аналитических технологий, дают смешанную картину общего представления бедности в России. Причем оценки доли бедных в составе населения колышутся от 50 до 80%. Это поясняется тем, что разные социологические группы основываются на различные теоретико-методологические базы.
Список используемой литературы
1.Международные экономические отношения: учебник для бакалавров/ Р.И. Хасбулатов.- Издательство Юрайт, 2012.- 910с. – серия: Бакалавр. Углубленный курс
2.Экономика: учебник/ под редакцией Д.З.Н.; прф. Симионова.- издательство Феникс, 2007.- 477с. - ( Высшее образование)
3.Мировая экономика: учебник/ под редакцией Б.М.Смитиенко –издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2010.- 581с.-( Университеты России)
4.Авдошуикин Е.Ф.- Международные экономические отношения: учебное пособие- М.,2007.
5. Мамедов, О.Ю. После нищеты и бедность кажется богатством! / О.Ю.Мамедов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - №12. - С.5-7.
6. Овчарова, Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики / Л.Н.Овчарова. - 2008. - №4. - С.439-456
7. Раунд, Д. Конструирование феномена «бедности» в постсоветской России Д. Раунд / Д. Раунд // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - №3. - С.319-349.