Уровень жизни. Качаство. Показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 КАТЕГОРИЯ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» 5
1.2 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЕГО ОЦЕНКА 8
2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 12
2.1 ДИНАМИКА, СТРУКТУРА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РБ 12
2.2 СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 21
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Уровень и качество жизни, их показатели.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)
  1. повышение уровня и качества жизни населения;
  2. борьба с бедностью;
  3. изменение структуры потребления и производства;
  4. охрана и укрепление здоровья;
  5. улучшение демографической ситуации;
  6. противодействие криминализации жизни общества.

  Уровень и качество жизни  населения. Предполагается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень и качество жизни населения. Это будет достигаться за счет последовательного осуществления равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, также за счет обеспечения безопасности труда, возможности рационального использования свободного времени, благодаря чему формируется благоприятная среда обитания и жизнедеятельности для улучшения здоровья и физического развития граждан.

  Политика  государства, направленная на повышение  уровня и качества жизни населения, должна в перспективе обеспечить наличие таких доходов у каждого  члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности. А в случае отсутствия такой возможности – за счет государственной социальной поддержки, сконцентрировав социальную помощь тем, кто находится в неблагоприятных условиях и в ней действительно нуждается. Это должно послужить социально и экономически обоснованному перераспределению ответственности за личное благосостояние, перенеся ее с государства на человека и его семью.

  Для обеспечения достойного уровня жизни  всех слоев и групп населения  необходимо:

  • создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;
  • совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.

  Потребуются дальнейшие преобразования в системе  социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах.

  Бедность  как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.

  Проблема  борьбы с бедностью и нищетой  была названа на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений «Встречи на высшем уровне в интересах социального развития» (Копенгаген, 1995 г.), и Декларации тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000) одной из восьми стратегических целей развития мирового сообщества. Борьба с бедностью – крупнейшая стратегическая задача социальной политики государства. Это не только внутренний долг, но и международная обязанность всех стран, в том числе и Беларуси.

  Приоритетной  задачей преодоления бедности является создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, усиления мотивации труда; недопущение неоправданной дифференциации доходов. Средний слой населения в долгосрочной перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70–75% от всего населения страны. Для сокращения бедности и повышения эффективности труда потребуются глубокие преобразования в социальной и экономической сферах [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      Уровень жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

      Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе  и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

      При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Нужно надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
  1. Абакумова Ц.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учеб. пособие. Новосибирск: ИГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999.
  2. Бондарь Н.Н. Социальная политика в РБ / Учеб. пособие для вузов. – Мн.
  3. Вушуева Л.И. Статистика уровня жизни населения.
  4. Вестник БГЭУ- 2001, №1.
  5. Курс экономики: Учебник / под ред. В.Л. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997.  606 с.
  6. Куркин В.М., Корж Г.Г. Методы оценки интегрального показателя уровня жизни населения. Мн.: НИЭИ Минэкономики Респ. Беларусь, 1996 г.
  7. Модель устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г.
  8. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под. ред. д-ра экон. Наук, пров. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
  9. Потапова И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста. Мн.: ООО «Мисана». 2001 г.
  10. Программы социально-экономического развития РБ в 2006-2010 гг.
  11. Расходы и доходы населения в РБ за 2005г., Мн., 2005- 67с.
  12. Социальная политика Беларуси в начале 21 века: Сб. с69 научных трудов. – Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005. – 280 с.
  13. Социальная политика доходов и заработной платы, В.И. Левашов / Мн.: 2002 г., 363 с.
  14. Социальная политика, уровень и качество жизни: Слов. С. 69; Социальная политика: Толков, слов. С. 177; Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзбсрга. С. 601
  15. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997 г.
  16. Экономическая теория: Учеб. Пособие . И.В. Новикова, Г.А. Примачёнок, В.А. Воробьёв и др.; Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.
  17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006
  18. http://qol.ur.ru/index.html
  19. http://www.belstat.gov.by/
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Структура  денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)

Примечание. Источник: [17] 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Денежные доходы и расходы населения (миллиардов рублей)

Примечание. Источник: [17] 

1)

   С учётом деноминации (уменьшение в 1000 раз).

Информация о работе Уровень жизни. Качаство. Показатели