Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа
В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 КАТЕГОРИЯ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» 5
1.2 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЕГО ОЦЕНКА 8
2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 12
2.1 ДИНАМИКА, СТРУКТУРА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РБ 12
2.2 СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 21
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Уровень и качество жизни населения. Предполагается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень и качество жизни населения. Это будет достигаться за счет последовательного осуществления равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, также за счет обеспечения безопасности труда, возможности рационального использования свободного времени, благодаря чему формируется благоприятная среда обитания и жизнедеятельности для улучшения здоровья и физического развития граждан.
Политика
государства, направленная на повышение
уровня и качества жизни населения,
должна в перспективе обеспечить
наличие таких доходов у
Для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:
Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах.
Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.
Проблема борьбы с бедностью и нищетой была названа на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений «Встречи на высшем уровне в интересах социального развития» (Копенгаген, 1995 г.), и Декларации тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000) одной из восьми стратегических целей развития мирового сообщества. Борьба с бедностью – крупнейшая стратегическая задача социальной политики государства. Это не только внутренний долг, но и международная обязанность всех стран, в том числе и Беларуси.
Приоритетной
задачей преодоления бедности является
создание условий для активного формирования
и накопления человеческого капитала,
усиления мотивации труда; недопущение
неоправданной дифференциации доходов.
Средний слой населения в долгосрочной
перспективе в процентном отношении должен
вытеснить слой бедных и при правильном
государственном регулировании составить
70–75% от всего населения страны. Для сокращения
бедности и повышения эффективности труда
потребуются глубокие преобразования
в социальной и экономической сферах [7].
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При
нынешней скудности финансовых ресурсов
необходимо перейти от принципа социальной
помощи всем гражданам к адресной
помощи тем, кто в ней действительно
нуждается. Должен быть усилен контроль
за использованием средств внебюджетных
целевых фондов, усилена ответственность
за нарушение законодательства. Нужно
надеяться, что политика в области социальной
защиты населения будет более грамотной,
что приведет к повышению уровня жизни
граждан, обеспечению достойной жизни
пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально
незащищенных слоев населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Рис. 1. Структура денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)
Примечание. Источник:
[17]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Рис. 2. Денежные доходы и расходы населения (миллиардов рублей)
Примечание. Источник:
[17]
1)
С учётом деноминации (уменьшение в 1000 раз).