Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:36, реферат
Актуальность проблемы общения: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. личность процесс
• Общение – понятие (стр.5)
• Функции общения (стр.6)
• Уровни общения (стр.8):
А) Конвенциональный уровень (стр.11)
Б) Примитивный уровень (стр.11)
В) Манипулятивный уровень (стр.11)
Г) Стандартизированный уровень (Уровень масок) (стр.14)
Д) Игровой уровень (стр.14)
Е) Деловой уровень (стр.15)
Ж) Духовный уровень (стр.16)
З) Уровень общения в критической ситуации (стр.16)
И) Светское общение (стр.16)
• Заключение (стр.18)
Наблюдения показывают, что значительное число людей используют манипуляции в общении друг с другом. Педагоги и школьники в этом смысле не являются исключением.
При общении на этом уровне хотя бы один из партнеров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спрятать свое лицо за воображаемой маской. Стараясь каким-то образом оградить себя от нежелательных контактов или, по крайней мере, ограничить их, человек и пытается «надеть маску», т. е. спрятать свое истинное состояние за неким известным стандартом. Это можно наблюдать, например, когда вы за маской вежливости пытаетесь скрыть свою неприязнь к собеседнику, стараясь не ранить его в чём либо. Иногда мы склонны надевать маску радости, получая подарок, который на самом деле нам совсем неинтересен. Этот уровень общения опасен тем, что если его долго использовать, то с каждым разом вам будет труднее открывать себя истинного.
Особенностью игрового уровня общения является то, что на него мы выходим с теми людьми, общение с которыми нам доставляет приятные чувства. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для своего партнера, хочется произвести на него впечатление, понравиться ему. В отличие от манипулятивного уровня, где манипулятор равнодушен или недружелюбен к своему собеседнику, общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на определенной симпатии к нему, желании продолжать с ним общение, которое здесь выходит на первое место: оно доставляет радость обоим партнерам и игра принимается обеими сторонами. В этой игре могут быть обмены не только «поглаживаниями», но и «уколами». Однако эти «уколы» носят мирный характер, лег ко распознаются партнерами и прощаются друг другу. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Этот уровень идеален для преподавательской деятельности; Так же общаются и хорошие приятели или друзья. Игровое общение свойственно также мужчинам и женщинам, когда они флиртуют друг с другом, другими словами, заигрывают. При таком общении очень уместны многие шутки, и важно иметь чувство юмора, поскольку беседа ведётся в необычной форме.
На деловом уровне для
партнеров по общению на первый план
выступают деловая или
•Основные этапы деловой беседы:
1. Начало беседы. Установление
контакта. Цель этапа: расположит
к себе партнера по общению,
сныть эмоциональное
2. Ориентация в проблеме.
Информирование. Цель: определение
истинной проблемы общения,
3. Аргументация и
4. Завершение беседы. Цель:
оставить хорошее впечатление,
дать положительные эмоции. Рассмотрим
психологические особенности
Духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Именно на уровне духовного общения человек предстаёт перед собеседником таким, как он есть, настоящий, а это нелегко, требует усилий. Такой разговор может заходить только между людьми, которые очень доверяют друг другу: супруги, родственники. Так человек может разговаривать со своим пастырем в церкви. Главной особенностью этой ступени общения есть медленная неспешная речь. Она показывает наше особое уважение к собеседнику.
Существует также особый
уровень – общение в
Светское общение, «Косметическое общение» (Д.В. Ольшанский). Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Хотя внутри данного сообщества существует свой кодекс общения:
1. вежливость и такт: «соблюдай интересы другого»;
2. одобрение и согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»;
3. симпатия и открытость: «будь доброжелателен, приветлив».
Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека – первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости – не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.
Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя. Надо быть жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов.
1- Гримак Л.П. Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.
2-Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. – М.: 1992.
3- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983, 265 с.
4- http://www.e-reading-lib.com
5- http://test.msk.ru