Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь уже многое сделала на пути своего развития и осуществления самостоятельной внешней политики. Она установила дипломатические отношения более чем со 130 государствами мира.
Высшими органами управления внешнеэкономической деятельно-стью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Ми-нистров. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – один из ключевых элементов, обеспечивающих ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                                              Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет имени Франциска  Скорины»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

Реферат на тему

«Участие Республики Беларусь в процессах

региональной экономической интеграции»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Выполнила:   студентка группы МЭ-21

Дубина Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011

Республика  Беларусь  уже многое сделала  на  пути  своего развития  и осуществления   самостоятельной   внешней   политики.   Она установила дипломатические отношения более чем со 130 государствами  мира.

Высшими  органами  управления   внешнеэкономической   деятельностью   в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.  Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – один из ключевых элементов,  обеспечивающих  ее  выживание и развитие. Поэтому   отправной    точкой    для    определения    базового    постулата внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

 В своей деятельности на международной  арене  Беларусь  руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом  охватывают как западный, так  и  восточный  векторы  в  связи  с  тем,  что  республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются  в  следующем порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша,  Европа,  США,  Азия. Особенно сохраняется приоритет в отношении России и Азии.

Таким образом, одним из основных приоритетов внешнеэкономического развития Республики Беларусь является экономическая интеграция и сотрудничество со странами Западной и Восточной Европы, а также со странами Востока.

Рассмотрим интеграционные группировки, участие  в которых  для Республики Беларусь является одним из основных ориентиров во внешнеэкономической деятельности.

 

Интеграционные  процессы в постсоветских государствах

Факторы экономической  интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции  на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

• разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени.

• длительное совместное проживание в пределах одного государства  многих народов

• технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Содружество независимых  государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами  БССР, РСФСР и УССР 8 декабря 1991 года. В организацию входят 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия).

СНГ основано на началах  суверенного равенства всех его  членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основной целью образования СНГ являлось установление зоны свободной торговли. Кроме этой цели, были отмечены следующие:

- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции и др.

Падение мировых цен  и понижение спроса в конце 2008 года – начале 2009 года привело к существенному падению как стоимостных объемов внешнеторговых операций, так и индексов физического объема экспорта и импорта (в постоянных ценах) в государствах – участниках СНГ.

Снижение внешнеторгового  оборота государств – участников СНГ в 2009 году по сравнению с 2008 годом было более значительным, чем в других отраслях. Так, в среднем по Содружеству производство валового внутреннего продукта сократилось на 7 %. Объем внешнеторговых операций между государствами – участниками СНГ в 2009 году по сравнению с 2008 годом в среднем по Содружеству снизился на 35 %.

В условиях мирового финансового кризиса в 2009 году наблюдалось сокращение спроса на импортируемые товары. Объем товарооборота государств – участников СНГ (в стоимостном выражении) со странами дальнего зарубежья в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился  на 38,6 % и составил 555 468,4 млн долларов. Наибольший удельный вес во взаимной торговли государств – участников СНГ по прежнему приходился на Беларусь, Казахстан, Россию и Украину – 95 % (в первом полугодии 2009 года – 94 %).

В первом полугодии 2010 года в среднем по государствам – участникам СНГ стоимостный объем внешнеторгового  оборота товарами по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличился (в текущих ценах) на 40 % и составил 422,5 млрд долларов. Экспорт увеличился на 51 % и составил 265,4 млрд долларов, импорт – на 25 % и составил 157,1 млрд долларов. В среднем по государствам – участникам СНГ за первые шесть месяцев 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года ВВП увеличился на 4,5 %, тогда как в первом полугодии 2009 года наблюдалось его снижение на 10 %. Рост ВВП наблюдался во всех государствах – участниках СНГ. При этом многими государствами был достигнут уровень докризисного периода.

Основные проблемы:

  1. большая часть намеченных мероприятий, особенно в сфере экономической интеграции, в последние годы просто не была выполнена;
  2. серьезное различие в этапах реформ в отдельных странах, что диктует расхождение, а иногда и противоположность экономических интересов внутри СНГ;
  3. потери от усилившейся контрабанды и утраты таможенного контроля в результате свели на нет торговые выгоды и другие проблемы.

Основными путями решения  данных и других проблем предусматривает План интеграционного развития Содружества, предусматривающего:

- принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ;

- выработку проектов законов о транснациональных корпорациях, регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг, об акционерных обществах и ипотеке;

- создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий и др.

Таким образом, участие  Беларуси в СНГ дает положительные  результаты как в экономике, так и в других сферах деятельности, несмотря на мировой экономический кризис и другие негативные явления в мировой экономике.

Альтернативные  интеграционные формы

СНГ как международная  организация имеет слишком небольшое  количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина; Таможенный союз – Беларусь, Россия, Казахстан и др.

Союзное государство  Беларуси и России

Союзное государство — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Основная цель – создание Зоны свободной торговли (ЕЭП).

Договор о создании Союза  Беларуси и России подписан 2 апреля 1997. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство.

К исключительному ведению Союзного государства относятся:

  1. создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
  3. единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
  4. единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
  5. единое законодательство об иностранных инвестициях и др.

Экономическая сфера 

Приоритетным направлением союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Особую актуальность это направление приобрело в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Достаточно полно сформирована российско-белорусская нормативно- правовая база в экономической сфере: в 1992 году заключено Соглашение о свободной торговле, в 1995 году подписан Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений и др. В настоящее время данные процессы продолжатся.

В 2009 году вследствие негативного  влияния мирового финансово-экономического кризиса и снижения внутреннего спроса в обоих государствах объем взаимной торговли, как и в целом объем мировой торговли, существенно сократился. Тем не менее, удельный вес Республики Беларусь в общем объеме товарооборота России вырос, она занимает сейчас пятое место среди основных торговых партнеров Российской Федерации и первое - во внешнеторговом обороте России со странами СНГ.

Товарооборот между Россией  и Беларусью в 2009 году сократился на 41 %, в  том числе экспорт  – на 29 %, импорт – на 46 %. В IV квартале 2009 года отмечен рост товарооборота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,5 %, в том числе экспорта – на 14 %, импорт остался на уровне 2008 года. Однако в 2010 году объем экспорта в Россию увеличился по сравнению с 2009 на 11, 6 %, импорта – на 8,4 %. Вместе с началом выхода из кризиса в настоящее время наблюдается рост взаимной российско-белорусской торговли.

Проблемы интеграции:

1) при оценке процесса создания единой таможенной территории отмечается тенденция замедления процесса согласования мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в России и Белоруссии в последние годы.

2) проблема преодоления различий систем налогообложения двух стран; действующая система налогообложения в Белоруссии в значительной степени продолжает носить фискальный характер;

3) введение в обращение на территории России и Белоруссии единой валюты, функции которой на первоначальном этапе должен выполнять российский рубль;

4) различия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики двух стран, подходов к осуществлению кредитной эмиссии, определению функций центральных банков стран.

Основные пути решения  проблем лежат в пересмотре целей и доктрины Союзного государства, в создании единого законодательства во многих сферах совместной деятельности и стремление унифицировать не только принципы построения единого экономического пространства, но и подходы к решению многих проблем в культурной и социальной сферах.

Таможенный  союз (ТС)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют Таможенный союз. И только 6 июля 2010 года начались процессы интенсификации экономических процессов Беларуси с Россией и Казахстаном.

Высшим органом таможенного  союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Формирование таможенного  союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2009 году в результате подписания ряда документов подразумевается упрощение организации торговли с Россией и Казахстаном, Беларусь сможет налаживать производство сложных импортных товаров и продавать их в России и Казахстане, а потому можно надеяться и на дополнительные иностранные инвестиции. Беларусь также надеется, что Таможенный союз остановит разные торговые войны, от которых страдают белорусские производители.

Считается, что Таможенный союз крепче привяжет белорусскую экономику к российской, усложнит ее торговлю с третьими странами, станет определенным препятствием на пути вхождения в Мировую организацию торговли, повредит интеграции с Евросоюзом.

Информация о работе Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах