Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь уже многое сделала на пути своего развития и осуществления самостоятельной внешней политики. Она установила дипломатические отношения более чем со 130 государствами мира.
Высшими органами управления внешнеэкономической деятельно-стью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Ми-нистров. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – один из ключевых элементов, обеспечивающих ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

В декабре 2009 году был утвержден План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

Проблемы:

1) существование в Беларуси свободных экономических зон; право их образования принадлежит только Президенту, а льготы по каждой из них устанавливаются индивидуально;

2) совпадение по товарным группам российского, белорусского и казахстанского экспорта;

3) реэкспорт российских товаров с территории других стран ТС и др.

Несмотря на все проблемы, медлительность решения которых обусловлено малым временем существования Союза и не совсем до конца развитым законодательства в данном вопросе трех стран, ожидается, что образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц.

Восточное партнерство

Восточное партнерство — проект, созданный Европейским союзом. Он был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям  26 мая 2008 года. Главная цель проекта — политическое и экономическое сближение шести государств-соседей Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины с Евросоюзом.

Участие Беларуси в проекте  Евросоюза "Восточное партнерство" будет в любом случае выгодно  для страны. Рассчитывать на эту выгоду, однако, стоит только в долгосрочной перспективе.

Среди возможных привилегий для новых партнеров предполагается вовлечение их экономик в европейский рынок, присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети. Кроме того, говорится об уменьшении стоимости и постепенной отмене виз.

Выгода от «Восточного партнерства», не столько в прямом финансировании, сколько в устранении определенных политических противоречий. А это позволит открыть более широкий доступ для инвестиций в Беларусь, особенно в отде6льные регионы.

Основные  трудности:

1) один год является явно недостаточным временным отрезком для того, чтобы такая амбициозная и широкоформатная программа, как «Восточное партнерство», смогла полноценно заработать;

2) запуск «Восточного партнерства» совпал с периодом институциональной трансформации ЕС, которое подразумевает внедрения многих нововведений в о внешней политике, политики безопасности и др.

3) немаловажное значение для возможностей прогресса новой инициативы ЕС в первый год ее существования имел мировой экономический кризис, серьезно затронувший страны Европейского союза.

4) отсутствие внутренней политической динамики в Беларуси, которая входит в основу ЕС и др.

Решение данных проблем  требует более тесного согласования с ЕС и определения узких направлений развития в дальнейшем.

Сотрудничество  с ЕС

Юридической основой  отношений ЕС с восточными соседями являются Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). С Беларусью СПС было подписано в 1995 г., однако его ратификация странами-членами Евросоюза была «заморожена» в 1997 г. по причине непризнания легитимности белорусского конституционного референдума 1996 г. Однако в настоящее время сотрудничество Беларуси и ЕС находится в достаточно прогрессивном состоянии.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленныое на региональную интеграцию. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом ВВП составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция и др. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня.

Пошаговая стратегия

«Пошаговая стратегия» (step by step) разработана в конце 2001 г. Европейским союзом совместно с ОБСЕ и Советом Европы в отношении Беларуси. В целом стратегия предусматривает постепенное улучшение отношений между Беларусью и ЕС на основе встречных шагов, предусматривающих демократизацию избирательного процесса в Беларуси в направлении создания условий для свободных и честных выборов, расширение полномочий парламента, улучшение ситуации в области средств массовой информации, соблюдение основных прав и свобод человека, прекращение преследований оппозиции и гарантии ее доступа к государственным массмедиа.

Помощь  Европейского союза Беларуси

Европейский союз оказывает помощь Беларуси по линии различных программ. Наиболее значимой из них является программа ТАСИС (программа технической помощи странам СНГ).  В течение 2000-2003 гг. по линии ТАСИС Беларусь получила 5 млн. евро. Осуществлен ряд кредитных линий с помощью Европейского банка реконструкции и развития. Со стороны стран ЕС осуществляется значительная гуманитарная помощь Беларуси.

Особенности сотрудничества Беларуси с Европейским  союзом на современном этапе:

          1)Ограниченность политических контактов, замораживание действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими Сообществами и их государствами-членами и Республикой Беларусь.

         2) Превращение Беларуси в непосредственного соседа Европейского союза. Вследствие этого объективно создаются возможности для расширения взаимодействия и появляются новые проблемы (визовая политика, трансграничное сотрудничество, аспекты безопасности, вопросы торговли, транзит, национальные меньшинства и т.д.);

         3) Новые государства-члены ЕС строят свои политические и экономические отношения с Беларусью в рамках ЕС.

         4) Европейский союз является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси (более 13% внешнеторгового оборота, более 50% прямых иностранных инвестиций).

          5) Использование преимуществ стратегического партнерства ЕС и России;

Сотрудничество  с ЕвраЗЭС

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

10 октября  2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Задачи:

- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

- обеспечение свободы движения капитала;

- формирование общего финансового рынка;

- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС и др.

Основные проблемы создания:

1) создание единого торгового пространства для товаров, произведенных в государствах-участниках;

2) остаются нерешенными вопросы: валютного контроля, поощрения и защиты взаимных инвестиций, создание единого страхового рынка и др.

Основные трудности:

1) большая часть взаимного товарного потока приходится на сырьевой экспорт в третьи страны, что не позволяет говорить о производственной модели интеграции

2) каждая из госкомпаний экспортеров борется прежде всего за собственный выход на международный рынок, и только в третью, четвертую очередь учитываются интересы партнерства.

3) рост экономики (рост ВВП Казахстана, России, других участников) и формальная синхронизация показателей по инфляции, курсу валют, и прочим показателям, автоматически не приводит к процессу сближения экономических структур и др.

Таким образом, можно  сказать, что сотрудничество Беларуси со многими странами Европы, Азии и остального мира находится на достаточно высоком уровне, а что еще важнее, в прогрессивном состоянии, заключающим в себе перспективы развития страны во всех сферах деятельности общества: экономическом,  политическом, социальном, культурном и других.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1) http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=17196

2) Ушлакова Д. И.  Автореферат «Проблемы и перспективы развития интеграционных процессов Беларуси и России» Москва, 2008 г.

3) http://www.ete.ru

4) http://ictsd.org




Информация о работе Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах