Участие Республики Беларусь в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:39, реферат

Краткое описание

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 50% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг.

Содержание

1. Внешняя торговля Республики Беларусь……………………………..3
1.1 Внешняя торговля товарами…………………………………………3
1.2 Внешняя торговля услугами…………………………………...……..4
1.3 Экспорт……………………………………………………………..……4
2. Торговые режимы……………………………………………..………….5
3. Тарифное регулирование…………………………………...……………8
4. Совершенствование внешнеэкономической политики республики Беларусь ………………………………………………………………………….9
4.1 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей………………………………………………………………...………9
4.2 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны………………………………………………….……….12
Заключение……………………………………………………………….……..15
Список использованной литературы……………………………..…………16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств – членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции (далее – Перечень), определяются Комиссией Таможенного союза:

  • Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»утверждены
  • Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
  • Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. 

В соответствии со статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в Перечень, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого Таможенного тарифа Таможенного союза.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в Перечень, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 (ноль)%.

Тарифные преференции предоставляются только при условии: 

• непосредственной закупки таких  товаров в этих странах; 
• прямой поставки их на единую таможенную территорию; 
• предоставления декларации-сертификата о происхождении товара по форме «А» (за исключением партий товаров таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США).

3.Тарифное регулирование

 

Таможенно-тарифное регулирование  в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Таможенного  союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – ТС/ЕЭП) и основано на унификации международных договоров, важнейшими из которых являются: 
 
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО;  
 
2. Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983);  
 
3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП; 
 
4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле). 
 
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:  
 — таможенный тариф;  
 — таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;  
 — таможенные процедуры;  
 — Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. 

В связи с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 года на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования. 

Полномочия по принятию решений  в сфере таможенно-тарифного регулирования  в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии (далее – Договор) переданы наднациональному органу –  Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия). Решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов ТС/ЕЭП. 

Решения ЕЭК и Высшего Евразийского экономического совета публикуются  на официальном интернет-сайте Евразийской экономической комиссии – официальном источнике опубликования решений и материалов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства. 

 

4. Совершенствование внешнеэкономической политики республики Беларусь .

4.1 Повышение конкурентоспособности белорусской продукции как фактор успешного участия страны в системе мирохозяйственных связей 

 

Для того чтобы успешно  конкурировать на мировых рынках сложнотехнической продукции, белорусские предприятия должны либо предложить по низкой цене продукцию, соответствующую среднему технико-экономическому уровню и отвечающую требованиям покупателя, либо следовать в «фарватере» лидера по цене, мгновенно реагируя на любые изменения конъюнктуры и предлагая новые технические решения при незначительном изменении цены. В последнем случае оптимальное ценовое решение будет определяться степенью изменения технико-экономических характеристик и предполагаемым выигрышем покупателя от использования данной продукции.

Состояние экономики Республики Беларусь напрямую зависит от цен  на энергоносители. Затраты на энергоресурсы  и сальдо торгового баланса республики находятся практически в зеркальной зависимости: меньше затраты - меньше дефицит, больше затраты - больше дефицит. Следовательно, при сохранении высоких мировых  цен на нефть и повышении стоимости других энергоресурсов из России дефицит торгового баланса Беларуси всегда будет увеличиваться.

Такая ситуация ухудшает конкурентоспособность  белорусской продукции как на российском рынке, так и на рынках других стран. Цены на белорусскую продукцию  за счет затрат на энергоносители и  сырье растут более быстрыми темпами, чем ее качество. Причем данные затраты  повышаются из-за увеличения как цен, так и количества потребления  энергоносителей в последние  годы. Это - фактор внутреннего характера, который напрямую зависит от эффективности  работы белорусских производителей.

Конкурентоспособность белорусских  товаров на внешнем рынке обусловлена  комплексом факторов: низкой эффективностью использования энергоносителей  в связи с применением устаревших технологий; ростом цен на энергоносители из-за введения высоких внутренних налогов, прежде всего НДС и акцизов (в результате налоги составляют 45% цены энергоносителей, что гораздо  больше, чем в других странах: например, в России налоговая нагрузка в 2 раза меньше), отчислениями в различные  фонды, перекрестным субсидированием; государственным регулированием цен  на грузоперевозки, в том числе  и энергоносителей, вследствие чего темпы роста этих цен опережают  аналогичные показатели в промышленности, а тарифы на транспортировку импортируемых  энергоносителей выше, чем на внутренние перевозки и т.д.

Важным фактором конкурентоспособности  продукции является энергоемкость  ее производства. Значительный объем  закупаемых энергоресурсов расходуется  на поддержание в рабочем состоянии  загруженных на 30-50% производственных площадей и технологического оборудования.

Одним из факторов, снижающих  конкурентоспособность белорусской  продукции, является высокий удельный вес постоянных затрат в себестоимости  продукции, которая зависит от производительности труда работников (ее можно повысить), от материало- и энергоемкости производства (их можно снизить), от эффективного использования рабочего времени, машин и механизмов, сокращения простоев оборудования, степени его изношенности (морально и физически устаревшие станки дают больше брака, чаще требуют ремонта). Велики затраты на содержание непропорционально большого управленческого аппарата, оплату складских помещений, а также потери, связанные с наличием неиспользуемых производственных мощностей и площадей. Это, в конечном счете, отражается на цене продукции. В данных условиях основным путем повышения конкурентоспособности по цене является снижение затрат и получение дополнительной прибыли. В противном случае или произойдет вынужденное снижение стоимости продукции за счет собственной выручки, или производитель потеряет рынок. Поэтому любому предприятию выгодно при неизменной цене на рынке уменьшать свои затраты.

Фактором, снижающим конкурентоспособность  белорусской продукции, является увеличение в себестоимости экспортных товаров  транспортной составляющей, доля которой  в цене промышленного товара достигает  в настоящее время 30-60%. Формирование каждым государством собственной тарифной политики повлекло за собой рост расходов на перевозку грузов, следующих в  Республику Беларусь и за ее пределы, замедлило процесс транспортировки, усложнило реализацию продукции, нарушило торгово-экономические связи и, как  следствие, стало одной из причин снижения внешнеторгового оборота.

Современный этап развития экономики характеризуется повышением требований к сертификации продукции  и системы качества, которые стали  неотъемлемым элементом торгово-экономических  взаимоотношений потребителей и  поставщиков. Мировой опыт показывает, что даже продукция с рекордными параметрами не найдет успешного  сбыта, если она не защищена соответствующим  сертификатом, имеющим международное  признание.

Принятые в Республике Беларусь законы «О стандартизации», «Об  обеспечении единства измерений» и  «О сертификации продукции, работ, услуг» обеспечивают формирование современной  нормативной базы, создание систем метрологического обеспечения и  сертификации продукции и услуг, направленных на разработку производство высококачественной продукции, а также  защиту отечественного рынка. 

 

4.2 Присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации как фактор улучшения состояния международной торговли страны.

ВТО - постоянно действующая  международная организация, она  является специализированным учреждением  системы ООН.

Целью ВТО является либерализация  международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким  образом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Существование барьеров на пути белорусских товаров на западные рынки все острее ставит на повестку дня вопрос о присоединении Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. Присоединение Беларуси к ВТО  чрезвычайно важно, поскольку pecпyблика  является малой страной с открытой экономикой, зависящей от внешнеторговых связей. Введение Европейским Союзом антидемпинговых мер по нашим  стратегическим экспортным позициям является весьма чувствительным ударом. Поэтому  республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и  последовательно осуществлять шаги в избранном направлена

Полноправное членство в  ВТО даст Республике Беларусь возможность  стать участником процесса многостороннего  регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград продвижению  товаров и услуг на рынки других стран.

Среди преимуществ, позволяющих  активизировать внешнеторговую деятельность Республики Беларусь посредством вступления в ВТО, можно выделить следующие:

- возможность получения  доступа к рынкам около 140 государств  мира, внешнеторговые отношения  с которыми основываются на  долговременной стабильной основе;

- возможность отстаивать  и защищать свои интересы в  отношениях с внешнеторговыми  партнерами в соответствии с  общепринятыми в мировой практике  нормами и правилами;

- получение режима наибольшего  благоприятствования, позволяющего  пользоваться постоянно снижающимися  таможенными тарифами стран-участниц  ВТО;

- снижение потерь от  применения к белорусским товарам  мер дискриминационного характера;

- получение доступа к  механизму разрешения споров  в рамках ВТО, обеспечивающему  защиту торговых интересов страны  в случае их ущемления торговыми  партнерами;

- возможность проведения  внешнеторговой экспансии путем  участия в системе многосторонних  торговых переговоров, которая  заменит громоздкую систему многочисленных  двусторонних соглашений о торгово-экономическом  сотрудничестве.

Особо следует подчеркнуть  значение использования международной  правовой системы ВТО для защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права  и обязанности как «члена-экспортера»  и «члена-импортера». У нее появится возможность защищать себя от «серьезного  вреда» своим интересам и от «потери или уменьшения прибылей», если субсидированный экспорт стран - торговых партнеров будет оказывать отрицательное воздействие на экспорт Беларуси. В этом случае республика имеет право обратиться за помощью, что в результате приведет к прекращению субсидий или даст ей право для принятия контрмер. Как «член-импортер» Беларусь сможет обращаться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб отечественной промышленности.

Большое значение для Республики Беларусь имеет также получение  правовой основы для устранения дискриминационных  мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых отдельными экономически более развитыми государствами  к белорусским товарам. Полноправное членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола. При этом чрезвычайно  важно, чтобы в ходе разрешения конфликтов с помощью используемых в ВТО  механизмов и процедур разрешения споров принимались во внимание специфические  экономические условия Беларуси.

С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать  основной принцип этой организации  и в значительной степени либерализовать внешнеторговый режим. Этот процесс  может вызвать негативные последствия, связанные:

Информация о работе Участие Республики Беларусь в международной торговле