Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 18:51, курсовая работа
В экономической теории нет единого ответа на эти вопросы. У одних авторов под термином «прибыль» объединены все формы дохода — процент, заработная плата, предпринимательский доход, рента. У других — это только процент на капитал. В марксистской литературе прибыль — превращенная форма прибавоч¬ной стоимости, порожденной только наемным трудом. Правда, Маркс при рас¬смотрении скорости оборота капитала видел у прибыли еще один источник — скорость движения капитальной стоимости. Шумпетер считал, что прибыль — это только доход новаторов, который исчезает под влиянием конкуренции, в то же время Маркс видел источник такого дохода в добавочной прибыли. На Запа¬де широко распространена концепция, видящая в прибыли плату, которую не¬сет общество за риск предпринимательства.
Введение
Глава 1. Экономическая природа прибыли 6
§ 1. Сущность прибыли. Подходы к определению прибыли6
§ 2. Прибыль как факторный доход9
§ 3. Функции прибыли 13
Глава 2. Факторы прибыли15
§ 1. Экономическая прибыль и предприниматель15
§ 2. Источники экономической прибыли 17
2.1. Неопределенность, риск и прибыль 17
2.2. Неопределенность, инновации и прибыль 18
2.3. Монопольная прибыль 19
§ 3. Факторы бухгалтерской прибыли рыночных корпораций 21
Заключение
Список использованных источников
Эти две части дохода предпринимателя будут представлять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста — это все элементы издержек. Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Существует ли экономическая чистая прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками и что она собой представляет?
В предыдущем анализе мы исходили из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых переливов капитала в поисках более высокого дохода, оптимального поведения хозяйствующих индивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и достоверной информации. Кроме того, мы фактически предполагаем, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие параметры — численность населения, предложение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения остаются неизменными. Статичная экономика вполне предсказуема, экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких условиях экономическая прибыль (сверх вознаграждения за управленческий груд и дохода в форме чистой производительности капитала) должна исчезнуть.
Итак, нулевая экономическая прибыль является следствием статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конкуренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная степень несовершенства конкуренции (монополизация рынка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в одинаковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.
Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.
Причины появления этого дополнительного дохода могут быть разнообразными: концентрация производства и дифференциация продукта, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригинальностью мышления, смелостью и т. п.
Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.
§ 3. Функции прибыли
Прибыль — это первичный двигатель, или генератор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей. Именно прибыль — или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирму осуществлять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором экономического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны. Прибыль действует "несовершенно" как стимул для нововведений и инвестирования.
Вероятно, прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернативных видов производства. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избегать потерь. Появление экономической прибыли — это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в виде прибыли является не только стимулом к расширению отрасли; оно также выступает как финансовые средства, с помощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности.
Потери, с другой стороны, сигнализируют о желании общества сократить "больные" отрасли; потери "наказывают" предприятия, которым не удается приспособить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителем. Это не означает, что прибыль и потери приводят к распределению ресурсов, раз и навсегда ориентированному на предпочтения потребителей. В частности, наличие монополии как на рынке готовой продукции, так и на рынке ресурсов сдерживает мобильность фирм и перемещение ресурсов, точно так же как различные виды географического, искусственного и социологического ограничения мобильности.
Глава 2. Факторы прибыли
§ 1. Экономическая прибыль и предприниматель
Экономисты рассматривают прибыль как отдачу от весьма специфического вида человеческого ресурса — предпринимательских способностей.
Они включают:
1) проявление инициативы по соединению других ресурсов для производства какого-либо товара или услуги;
2) принятие основных неординарных решений по управлению фирмой;
2) внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования и радикального изменения производственного процесса;
3) несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Часть предпринимательского дохода называется нормальной прибылью. Это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя в какой-то определенной сфере производства. По определению, выплата такой нормальной прибыли – суть издержки[5].
Однако известно, что общий доход фирмы может превышать ее общие издержки (явные, вмененные; последние включают нормальную прибыль). Это превышение, или избыток дохода над всеми издержками, и есть экономическая, или чистая, прибыль. Вот этот остаток — который не является издержками, так как он превышает нормальную прибыль, необходимую для удержания предпринимателя в отрасли, — достается предпринимателю. Предприниматель, другими словами, является претендентом на этот остаток.
Экономисты выдвигают различные теории, объясняющие, почему может существовать этот остаток экономической прибыли. Как мы вскоре увидим, эти объяснения сводятся к:
1) риску, которому подвергается со всей необходимостью предприниматель, функционируя в динамичной и соответственно неопределенной ситуации или предпринимая инновационную деятельность;
2) возможному обретению монопольной власти.
Понимание экономической
прибыли и функций
В условиях конкурентной, статичной экономики чистая прибыль была бы равной нулю. Под статичной экономикой подразумевается экономика, в которой все основные данные — предложение ресурсов, технические знания и вкусы потребителей — постоянны и неизменны. Статичная экономика — это не подвергающаяся изменениям экономика, в которой все показатели затрат и данные о предложении ресурсов, с одной стороны, и данные о спросе и доходе — с другой, являются постоянными. При заданном статичном характере этих данных экономическое будущее вполне предсказуемо, экономической неопределенности нет. Результаты политики в области цен и производства полностью предсказуемы. Более того, статичный характер такого общества препятствует любому виду инновационного изменения. В условиях чистой конкуренции любая чистая прибыль (положительная или отрицательная), которая могла бы существовать изначально в различных отраслях, будет исчезать с приливом или оттоком фирм в длительном периоде. Поэтому издержки — как явные, так и вмененные — будут полностью возмещаться в долгосрочном периоде, не оставляя никакого остатка в виде чистой прибыли.
Понятие нулевой экономической прибыли в статичной конкурентной экономике способствует углублению нашего анализа прибыли, подводя нас к тому, что существование прибыли связано с динамичным характером реального капитализма и имманентной ему неопределенностью. Более того, это понятие показывает, что может существовать иной источник экономической прибыли, отличный от управляющих, инновационных, рисковых функций предпринимателя. И таковым источником является наличие определенной степени монопольной власти.
§ 2. Источники экономической прибыли
2. 1. Неопределенность, риск и прибыль
В динамичной экономике будущее всегда неопределенно. Это значит, что предприниматель со всей необходимостью берет на себя риск. Прибыль можно рассматривать частично как вознаграждение за принятие этого риска.
Связывая чистую прибыль с неопределенностью и риском, важно разграничивать страхуемый и не страхуемый риск. Некоторые виды риска — например, риск пожара, наводнения, кражи, несчастного случая с работниками — можно исчислить в том смысле, что страховые компании могут со значительной степенью точности оценить среднее число подобных несчастных случаев. В результате эти риски являются обычно страхуемыми. Фирмы могут избежать их или по крайней мере обезопасить себя от них, осуществляя известные затраты в виде страховых взносов. Именно взятие на себя, не страхуемого риска, является потенциальным источником экономической прибыли.
Что представляют собой эти не страхуемые риски? В основном это неконтролируемые и непредсказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Некоторые из этих не страхуемых рисков возникают в результате непредсказуемых изменений в общей экономической конъюнктуре, или, более точно, в результате экономического цикла. Процветание несет существенные прибыли большинству фирм, а застой предполагает огромные потери. Кроме того, в структуре экономики постепенно происходят изменения. Даже при полной занятости и отсутствии инфляции изменения всегда происходят в потребительских вкусах, предложении ресурсов и т. д. Эти изменения постоянно сказываются на доходах и издержках, как отдельных фирм, так и отраслей, вызывая изменения в структуре деловых кругов, так как отрасли, которые испытывают благотворное влияние, расширяют производство, а отрасли, которые испытывают обратное воздействие, — сокращают производство. Изменения в государственной политике воздействуют как на то, так и на другое. Соответствующая финансово-бюджетная и кредитно-денежная государственная политика может вывести из состояния спада[6].
Суть в следующем: прибыли и убытки можно ассоциировать с не страхуемыми рисками, возникающими как из-за циклических, так и структурных сдвигов в экономике.
2.2. Неопределенность, инновации и прибыль
Только что показанные виды неопределенности являются внешними факторами для фирмы; они не находятся под контролем отдельной фирмы или отрасли. Другая исключительно важная черта динамичного капитализма — инновации — связана с инициативой предпринимателя. Фирмы-производители преднамеренно внедряют новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки, и осваивают новые виды продукции, чтобы увеличить свой доход. Предприниматель целенаправленно стремится добиться изменения соотношения существующих издержек и выручки в надежде получить наибольшую прибыль.
Но мы снова сталкиваемся с неопределенностью. Несмотря на то, что процветающие фирмы проводят исследования рынка, производство новых продуктов или модификация существующего продукта могут оказаться экономически невозможными. Трехмерное кино, не говоря уже об автомобилях "эдзель" и "корвайр", приходит на ум как пример подобных неудач. Точно так же из многих новых романов, учебников, пластинок, магнитофонных записей, которые появляются каждый год, только малая толика дает прибыль. И нельзя с уверенностью сказать, даст ли новый станок экономию издержек, пока он находится в стадии проекта. Инновации, целенаправленно осуществляемые предпринимателями, порождают такую же неуверенность, как и те изменения в экономической конъюнктуре, над которыми не властно отдельное предприятие. В определенном смысле инновации, как источник прибыли, — это просто особый случай риска.
В условиях конкуренции и при отсутствии законов о патентах инновационная прибыль будет временной. Соперничающие фирмы будут успешно (прибыльно) перенимать инновации, сводя тем самым на нет всю экономическую прибыль. Тем не менее, инновационная прибыль может всегда существовать в прогрессивной экономике, поскольку новые успешные инновации заменяют устаревшие модели, прибыль от которых сведена на нет конкуренцией.
2.3. Монопольная прибыль
До сих пор мы подчеркивали, что прибыль связана с неопределенностью и не страхуемым риском в силу динамичных процессов, которым подвержены предприятия или же которые они инициируют сами. Существование монополии в той или иной форме является финальным источником экономической прибыли. Как уже говорилось, в силу своей способности ограничивать выпуск продукции и не допускать конкурентов монополист может постоянно извлекать экономическую прибыль при условии, если спрос тесно увязан с издержками см. в приложении № 1(рис. 1) стр 354 .
Информация о работе Факторы бухгалтерской прибыли рыночных корпораций