Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:41, курсовая работа
Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.
Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.
1.Понятие внешнеторговой связи и их операции 5
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели 5
1.2 Виды внешнеторговой политики 6
2.Регулирование внешнеторговой связи 11
2.1.Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности 11
2.2.Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности 15
3. Внешнеторговые связи как одно из важнейших средств экономики 20
3.1.Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России 20
3.2. Внешнеторговый оборот связей в России 23
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России 28
Заключение 38
Список использованной литературы 40
КУРСОВАЯ
на тему:
«Факторы развития внешнеторговых связей России»
Содержание
1.Понятие внешнеторговой связи и их операции 5
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели 5
1.2 Виды внешнеторговой политики 6
2.Регулирование внешнеторговой связи 11
2.1.Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности 11
2.2.Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности 15
3. Внешнеторговые связи как одно из важнейших средств экономики 20
3.1.Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России 20
3.2. Внешнеторговый оборот связей в России 23
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России 28
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.
Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.
Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую, и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.
Внешнеторговые связи Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.
Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой -обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны. Чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
Целью данной работы является рассмотреть факторы развития внешнеторговой связи России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотрел сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
Предмет исследования является факторы развития внешнеторговых связей России.
Объектом исследования являются внешнеторговая связь России.
Внешнеторговая политика -государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой -обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
изменение объема экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли;
обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией.)
изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.
В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:
Автономной (самостоятельной, односторонней);
Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)
Автономно-конвенционной
В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.
Свободная торговля (либерализация) -это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) -государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Протекционизм система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары
Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.
Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.
Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта / экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.
Выделяют несколько форм протекционизма:
*селективный протекционизм -направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
*отраслевой протекционизм -защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
*коллективный протекционизм -проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
*скрытый протекционизм -осуществляется методами внутренней экономической политики.
В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:
. Экономический выигрыш для отрасли или фирмы в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест.
. Направления и объемы изменения бюджета государства при применении конкретного метода внешнеторговой политики.
. Изменение внутренних цен или потребления товара в стране, где применяется данная мера.
. Изменение структуры рынка данного товара и конкуренции на нем.
. Способствует ли данная мера структурной перестройке отрасли и выведению ее на конкурентоспособный уровень или консервирует ее технологическую отсталость.
. Как влияет на смежные отрасли производства.
. Какова может быть реакция другой страны на данную меру.
. Соответствует ли данная мера обязательствам страны перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям.
В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма -либерализация торговли.
Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.
В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.
В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:
Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран -партнеров и, следовательно, МЭ в целом.
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.
Информация о работе Факторы развития внешнеторговых связей России