Факторы формирования российской модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:04, реферат

Краткое описание

Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

рыночная экономика в России.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Факторы формирования российской модели рыночной экономики


Россия после длительного  периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Объективными причинами  перехода России к рыночной модели экономики были:

1) тотальное государственное  регулирование экономики. Официальное  отсутствие рыночных отношений  существовало одновременно с развитой теневой экономикой;

2) существование  нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;

3) перекос отраслевой  структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;

4) отсутствие  конкурентной способности товаров,  произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Была определена общая цель – переход экономики России в состояние эффективной рыночной системы с сохранением социальных функций государства.

Модель рыночной экономики  должна была основываться на:

1) эффективном  государственном аппарате, способном  обеспечить активный экономический  рост, с признанием и защитой права частной собственности;

2) активной системе  минимальных социальных гарантий  населению со стороны государства;

3) конкурентоспособной  национальной экономике;

4) создании условий  для формирования и существования института частной собственности;

5) формировании и поддержании конкурентной среды внутри национальной экономики, в качестве основного способа активных темпов экономического роста.

Формирование российской модели рыночной экономики происходило  под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние  на ее характер:

1) геополитического. Он оказал большое влияние на характер формирования и сущность рыночной экономики в России. Геополитическое положение России ставит ее в ранг связующего и промежуточного звена между культурами западного и восточного типа. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;

2) исторического. Формирующаяся модель рыночной экономики в России соединила в себе ряд специфических характеристик, связанных с историческим развитием России. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики. Было реставрировано существовавшее единство права на собственность и политической власти. Проблема состоит в том, что государство в результате приватизации ликвидировало большую часть поступлений в бюджет, при этом сохранив прежний объем экономических, социальных и политических функций. В этой ситуации оно не смогло эффективно их выполнять, что привело к серьезным экономическим и социальным потрясениям;

3) правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними. Большое количество конфликтов, в том числе с применением силы, существенным образом тормозило установление режима эффективного функционирования экономики, а отсутствие действенной правовой базыне позволяло их урегулировать;

4) монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей. Часто для установления господствующего положения на рынке используются не экономически методы, а чисто криминальные – насильственные;

5) ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны. Взаимное влияние низкой инвестиционной активности, ограничение конкуренции, неконкурентоспособность национальной экономики привелик деформации отраслевой структуры экономики в сторону преобладания добывающей и топливно-энергетической отрасли. Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью. В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом – закономерный результат увеличения темпов инфляции. Ресурсная ориентация экономики сделала ее зависимой от мировой экономической конъюнктуры и политики стран-потребителей сырья. Отток важнейших экономических ресурсов (человеческих, капитала) в ТЭК препятствует развитию реального сектора экономики;

6) неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияниена специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики. Так, торговля, денежно-кредитная система России соответствует мировым стандартам, а сельское хозяйство, производство находятся на уровне экономически неразвитых стран;

7) неравномерности экономического развития регионов. В силу различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно. Например, Москва, Санкт-Петербург находятся на стадии развития, соответствующем мировому уровню (активно развивается предпринимательство, сфера услуг), а Саратовская область по темпам развития экономики соответствует «странам третьего мира» с преобладающим аграрным сектором;

8) совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, силовыми методами – все это отличительные особенности России;

9) менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения. Разрушение существовавших общественных отношений, ценностей и уклада не происходило одновременно с формированием новых, что оказало влияние на высокий уровень тревожности населения, самоубийств, преступности. Отсутствие развитых демократических традиций и большое влияние тоталитарных режимов стимулировали развитие отрицания закона, недоверия к власти, противоборство государства и частного сектора. Длительное тотальное государственное регулирование привело к формированию пассивной психологии у населения, для которой характерно то, что не сам человек принимает решения, а за него это делает государство.

Все эти факторы, определили сущностные характеристики формирующейся  модели рыночной экономики. Невозможность  формирования эффективной национальной экономики объясняется значительным регулирующим значением государства, доминированием добывающих отраслей и ТЭК, низкой конкурентной способностью национальной экономики, экстенсивным сельским хозяйством и тенденцией населения к экономической пассивности.

Необходимо учитывать  тот факт, что, прежде чем выйти на существующие сегодня показатели экономического роста, мировые державы прошли длительный путь эволюции национальных экономик до того, как сформировалась их эффективная модель. Россия же рыночную экономику начала строить только в конце ХХ в. Прежде чем выйти на позиции активного экономического роста, необходимо провести ряд глобальных институциональных реформ национальной экономики, и прежде всего должны измениться менталитет и психология населения в сторону занятия более активной экономической позиции.

Концепции проведения рыночных реформ

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции: 
 
1. Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.  
 
Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями, что позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма – реформы в Китае. 
 
2. "Шоковая терапия" - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Этим путем пошла Россия. 
 
Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан экономистом М. Фридманом и его последователями. 
 
Монетаризм исходит из того, что рынок – это самая эффективная форма функционирования экономики. Рынок способен к саморегуляции, поэтому преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этого, монетаристы делают большой упор на либерализацию экономики полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. 
 
Элементами "шоковой терапии" в экономике являются:  
 
- либерализация цен и переход к структуре цен мирового рынка;  
 
- либерализация внешней торговли, в т.ч. обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валют;  
 
- отмена регулирования экономики; отмена субсидий;  
 
- резкое сокращение бюджетного дефицита;  
 
- жесткая кредитно-денежная политика,  
 
- быстрая приватизация. 
 
Однако эффективной "шоковая терапия" может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики. 
 
"Шоковая терапия" в чистом виде начинается с либерализации цен. Это приводит к банкротству предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах сохраниться не могут. Обанкротившиеся государственные предприятия "идут" на аукцион. Однако в таком виде данную схему в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельных предприятий и их продажи на аукционе начался спустя три года после объявления широкомасштабной приватизации. 
 
Институциональная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний и т.п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация. 
 
Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирование сокращения производства в одних отраслях и роста в других. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуются в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму. 
 
Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Нельзя всерьез рассчитывать на деловую активность, не имея информационной индустрии, развитой сферы рекламы, систем сертификации или инструментов защиты от возможных посягательств недобросовестных партнеров. 
 
Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения. Система социальной поддержки должна позволить населению пережить переходный период, приспособиться к рыночным отношениям. Среди элементов этой системы - индексация доходов, пособия по безработице, новая организация трудоустройства и переподготовки, целевые дотации уязвимым слоям населения.


 

Этапы формирования рыночной экономики в России

Вообще по характеру  динамики макроэкономических показателей  и процессов переходный период в  России сообразно логики исследования следует делить на два крупных  этапа: докризисный (1991-1998 гг. - отрицательная динамика основных макроэкономических показателей) и посткризисный (1999-2005 гг. – изменение в тенденции макропоказателей).

Первый этап становления рыночной экономики в России начался в 1991г. Для этого периода с 1991 г. по 1999 г. были характерны кризисные явления в экономике, которые отразились на уменьшении ВВП в 2 раза, сокращении производительности труда, сокращении инвестиций в 5 раз, росту внутренней и внешней задолженности, упадку промышленного производства на 54%. Состояние экономики в 1990-х годах оставалось далеко не самым лучшим, вследствие чего ВВП на протяжении 5 лет постоянно снижался.  Характерными чертами экономики России в первой полови не 1990-х гг. является мощный государственный сектор, небольшая доля частного предпринимательства, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, преобладание финансового капитала над промышленным, неэффективность сельского хозяйства, криминализация жизни общества.

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между  рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют  друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики.1 В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике.

В различных отраслях и  сферах экономики переход к рыночным отношениям осуществлялся крайне неравномерно, например, в денежно-кредитной сфере и торговле происходило наиболее быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве развития не наблюдалось. В разных регионах страны также был неравномерным переход к рыночной экономике, в крупных городах он был более заметным, нежели в небольших поселениях.

Приватизация в РФ: этапы, цели, результаты

 
Советская экономика была самой огосударствленной и потому самой монополизированной. Становление рынка – это развитие конкуренции, которое осуществляется через демонополизацию путем разгосударствления (коммерциализации деятельности госпредприятий) и приватизации госсобственности. 
 
Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР).

Этапы приватизации:

  1. Доваучерная (до 1991 г.) – в форме выпуска арендного имущества.
  2. До 1 июля 1994 года – ваучерная приватизация.
  3. Денежная.
  4. Залоговые аукционы (1997 г.) – государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакеты акций приватизированных предприятий для получения кредита.
  5. Конкурсные торги (в наст. время)

 
Цели  приватизации: 

  1. исходная – создание слоя частных собственников (через ваучеризацию в РФ);
  2. аккумулирование средств в госбюджет – основной мотив в странах с рыночной экономикой, т.е. фискальная цель;
  3. обеспечение экономической и имущественной самостоятельности;
  4. повышение эффективности экономики. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.

 
Способы приватизации: 

  1. Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации.
  2. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т.ч. с ограничением состава участников).
  3. Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу.
  4. Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемых предприятий по конкурсу и на аукционе.
  5. Выкуп имущества, сданного в аренду.
  6. Продажа долей, принадлежащих государству.

 
Способ приватизации выбирает трудовой коллектив, но должно быть соблюдено  условие: при приватизации мелких предприятий  с балансовой стоимостью основных фондов на 1 июля 1992 года не более 1 млн. р. трудовой коллектив мог избрать метод  продажи – на аукционе или по инвестиционному конкурсу без ограничения  состава участников, все остальные  предприятия могли избрать любой  из 6 способов приватизации. 
 
Наиболее распространенный способ приватизации в РФ – акционирование, т.к. в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство. Например, в Ростовской области в 1993 г. было продано 192 объекта госсобственности путем выкупа арендованного имущества на сумму 486,6 млн. р. (13 – по конкурсу, 179 – аренда с выкупом), закрытой подписки на акции трудовых коллективов – на 382 предприятиях с уставным капиталом почти 4 трлн. р. 
 
Преимущества акционерной формы приватизации: 

  1. возможность эффективного применения капиталов в отраслях с низкой рентабельностью;
  2. гибкость использования аккумулированных средств;
  3. универсальная применимость в любой сфере деловой активности;
  4. возможность комбинирования и диверсификация, создание перекрестного владения акциями;
  5. демократизация управления хозяйственной деятельностью.

 
Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее.

 
Выделим два негативных результата приватизации, оказавших серьезное  деструктивное влияние на российскую экономику: первичную раздачу значительной части общественного богатства  «своим»; предоставление им же возможности  приобретения новой собственности  за бесценок. 
 
Номенклатурная приватизация наложила специфический отпечаток на всю систему распределения результатов хозяйственной деятельности в отраслях, занятых добычей и первичной переработкой полезных ископаемых. Органы государственной власти в процессе приватизации предприятий добывающей промышленности юридически оформляли процедуру денационализации (через куплю-продажу, ваучерныe и залоговые аукционы и т.п.) объектов производственного назначения (как правило, по остаточной стоимости в ценах 1991 г.). Схема приватизации в добывающих отраслях практически не отличалась от применяемой в обрабатывающей промышленности. 
 
Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие 
 
Либерализация экономики и формирование рыночной среды

 
Либерализация экономики (1992 г.) предполагала свободу торговли, внешнеэкономической  деятельности, отказ от централизованного  планирования. 
 
Реформа ценообразования предполагает введение свободных цен и их доминирование в большинстве секторов экономики. Государственное регулирование цен сводится к минимуму, определяемому социальными требованиями. Оно остается там, где рынок должным образом не срабатывает. 
 
На рынке цены формируются под воздействием спроса и предложения. Механизм свободного ценообразования сориентирует производителей, что, в каком количестве и как следует производить, на каких рынках продавать. В результате предприятия избавляются от огромных потерь и растранжиривания ресурсов, преодолевается дефицит. 
 
Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население несли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег. 
 
Постепенно платежеспособный спрос потребителей превращается в регулятор производства. Это свидетельство усиления рыночных начал в экономике. Становится все сложнее переносить любое удорожание затрат на цену готовой продукции, т.е. на плечи потребителей. 
 
Либерализация цен не означает, что не остается мест контролю над ценами на ряд товаров. Например, над ценами предприятий монополистов. Регулируется также ряд тарифов на коммунальные услуги. 
 
Укрепление рыночной дисциплины цен означает борьбу с ценовой дискриминацией (продажей различным покупателям по неодинаковым ценам), усиление ответственности за соблюдение условий контракта, введение в ряде случаев обязательного предварительного декларирования цен. 
 
Либерализация внешнеэкономической деятельности усугубила ситуацию тем, что неконкурентоспособные российские товары начали замещаться более дешевыми импортными аналогами. Все это привело к еще большему сокращению ВВП. Продолжающееся в течении 8 лет падение производства и ВВП обуславливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы (или ее подавленный характер) и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов.

Только в 1997 г. Россия достигла некоторого экономического прогресса. Было принято много законов, регулирующих рыночные отношения, учрежден арбитражный  суд. Так же темпы инфляции были замедлены, курс рубля стал более устойчивым.

С 1999г. происходит оживление  экономики, прекращается её спад и начинается рост, растет объем и стоимость  экспорта, происходит расширение внутреннего  спроса. Основным толчком к такому оживлению стал низкий курс рубля. Именно высокие цены на нефть в сочетании со структурными реформами обусловили экономический рост в этот период. А с 2001г. Россия начинает укреплять свои позиции на мировом рынке и превращается из страны-должника в страну-кредитора. Одним из основных факторов повлиявших на рост российской экономики является рост мировых цен на товары российского экспорта.

В последующие годы экономическая  политика государства была направлена на проникновение рыночных отношений  во все сферы жизни общества и  на создание условий для нормального  их развития.

На сегодняшний день основные признаки, характеризующие рыночную экономику, частично или полностью в России реализованы. Но рыночная экономика - это не просто свободные цены, частная собственность и прибыль. Это еще и образованные и люди, составляющие наш социальный капитал, который в условиях глобализации становится основным показателем успешно функционирующей экономики. Вследствие этого повышается уровень образования населения, государство поддерживает различные научные открытия, способствующие развитию общества и повышению эффективности производства.

По данным на 2007 г., доля экономики России в мировом хозяйстве -  3,2 %, а в 2012г. она составила уже 4,1%. Россия выходит на мировой рынок в основном за счёт продажи сырья: нефти, газа, угля в обмен на импорт готовой продукции. Данная тенденция будет прослеживаться и на протяжении еще нескольких лет. На территории страны действует Закон “О недрах”, регулирующий отношения, которые возникают в связи в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.

В течение 23-х лет существования  рыночной экономики России значительно  приумножили свои доходы наиболее состоятельные  люди – это 20% от общей численности  населения, 40% россиян только недавно  достигли уровня 1989 года. Можно заметить, что социально-экономическая дифференциация общества значительно возросла. И для её сглаживания и поддержания социальной стабильности еще в 2005г. ученые РАН посчитали, что экономика в России должна расти как минимум на 5,5% в год.

Экономика России росла в  среднем на 7% в год, начиная с 1998 года, что привело к удвоению реальных совокупных чистых доходов граждан  и появлению среднего класса. Однако в 2008-2009 гг. экономика России снова  оказалась не готова к воздействию мирового экономического кризиса, поскольку цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились.

Информация о работе Факторы формирования российской модели рыночной экономики