Финансовая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся отдельных звеньев финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных составляющих финансовой системы, исследование ее текущего состояния на примере.
Задачи курсовой работы: изучить возникновение финансов, раскрыть понятие «финансовая система», проанализировать финансовую систему Республики Казахстан за 2011, 2012 года, определить рекомендации по совершенствованию финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………..4
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ
ФИНАНСАМИ ……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА..………………………………………………….………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система в РК.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

По приемам и способам осуществления  финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Согласно определению, управление - это совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами  выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное  управление, контроль.

Объектом финансового  планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Финансовые планы имеют  все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику  соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых  на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта  при минимуме затрат с помощью  перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации  ”узких”  мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент  управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

 

По мнению многих экспертов, Казахстан  уже преодолел наиболее болезненный  после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

В Казахстане за двадцать лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация. Если в 2011 году инфляция составляла 7,4% , то в 2012 году она снизилась до 6%. В течении десятка лет произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

Дефицит бюджета на кассовой основе в 2012 году составил 12,82 млрд. тг., или 0,02% ВВП против профицита в размере 442,04 млрд. тг. (0,8% ВВП) годом ранее. При этом доходы бюджета составили 12858,29 млрд. тг., или 20,62% ВВП (11367,65 млрд. тг., или 20,4% ВВП в 2011 году), а расходы бюджета (на кассовой основе) – 12871,11 млрд. тг., или 20,64% ВВП против 10925,62 млрд. тг. (19,6% ВВП) за  двенадцать месяцев 2011 года. Непроцентные расходы сложились в объеме 12551,11 млрд. тг., или 20,13% ВВП (10662,87 млрд. тг., или 19,1% ВВП в 2011 году), а обслуживание государственного долга (процентные расходы) составило 320,00 млрд. тг., или 0,51% ВВП против 262,74 млрд. тг., или 0,47% ВВП годом ранее.

Совокупный объем государственного долга составил по состоянию на 1 января 2013 года 6522,46 млрд. тг., или 10,5% ВВП, увеличившись за прошедший год на 1179,24 млрд. тг., или на 22,1%. В структуре государственного долга на 1 января текущего года внешний долг составил 23,6% (21,6% - на 1 января годом ранее), внутренний долг – 76,4% (78,4% соответственно).

 

Среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых в отраслях экономики, за 2012 год против 2011 года возросла в 1,5 раза, реальная – на 3,5%. Соотношение уровни средней заработной платы между работниками материального производства и непроизводственной сферы составило 77% против 64% в 2010 году.

Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.

Несмотря на сложность  экономической ситуации, в последние  годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку  отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 2011 году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты Эксимбанку для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.

По сравнению с соответствующим  периодом 2011 года возросло производство стали (на 6%), проката готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета.

Основная доля налоговых  поступлений в 2012 году была обеспечена за счет налогов с потребителей – 40,7% к общей сумме налогов.

На реализацию пенсионной реформы в 2010 году было перечислено Государственному выплатному центру по пенсиям из государственного бюджета 36 млрд. тенге. На 2011 год закладывался дефицит бюджета в размере 5,5% к ВВП в результате предоставления трансфертов из бюджета Пенсионному фонду на 52 млрд. тенге и выплату социальных пособий на 23 млрд. тенге. Таким образом, бюджетная политика приобретает еще более социальную ориентацию.

Приоритетными направлениями  расходования государственных средств  будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета на 2011 год составила 61,5% всех расходов государства.

Несмотря на дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство намерено выделить в бюджете 2011 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2010 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики.

Основными приоритетами государственной инвестиционной программы  являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация  жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

Можно подчеркнуть, что Казахстан  имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и  институциональную базу для эффективного привлечения и использования  иностранных инвестиций. Мы имеем  сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

Привлекая инвестиции в  экономику страны, мы решаем и еще  одну важную социальную проблему –  сохранение занятости населения. Это  весьма актуально для Казахстана, поскольку в 2012 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.

Еще один фактор – это  структурные реформы. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.

 

Первичный дефицит федерального бюджета  Казахстана в декабре 2011 года составил 805 миллиардов тенге, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона тенге, а потратило 7,56 триллиона тенге.

Ранее сообщалось, что дефицит бюджета  был зафиксирован и по итогам ноября 2011 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов тенге больше, чем получило.

Сейчас перед Казахстаном остро стоит проблема финансовой стабилизации. Финансовый кризис также выявил слабую прогностическую ориентированность федеральных органов власти в секторе управления финансами, в предвидении финансового кризиса, оценке влияния внешних и внутренних факторов и угроз на финансово-экономическую систему России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

  1. Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;
  2. На данном этапе развития страны в рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка.
  3. В Казахстане в быстром темпе развивается такие важные финансовые инструменты как: кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.
  4. Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК.
  5. На сегодняшний день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о плохо продуманной стратегии расходования средств.
  6. Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК.

Информация о работе Финансовая система РК