Финансовая система и ее состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:41, творческая работа

Краткое описание

Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система и ее остав.ppt

— 301.48 Кб (Скачать файл)

 

    • Принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:
    • максимизация прибыли предприятия;
    • оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;
    • обеспечение финансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);
    • обеспечение инвестиционной привлекательности;
    • материальная ответственность – предполагает наличие системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов  
  

При функционировании некоммерческих организаций также возникают группы финансовых отношений:

- между учредителями и некоммерческой  организацией по поводу формирования  финансовых ресурсов

- между некоммерческой организацией  и физическими и юридическими  лицами по поводу добровольных  взносов как источника финансовых  ресурсов некоммерческой организации, оплаты услуг, оказываемых некоммерческой  организацией, размещения финансовых  ресурсов некоммерческой организации;

- внутри организаций по поводу  формирования и использования  финансовых ресурсов;

- между отраслевыми органами  управления и подведомственными  им учреждениями и организациями  по поводу использования отраслевых  фондов;

- отношения между некоммерческой  организацией и финансово-банковской  системой;

- отношения с государством по  поводу уплаты обязательных налогов  и платежей.

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов 
  

    • Для финансов некоммерческих организаций характерны принципы:
    • 1) сметного финансирования – покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой;
    • 2)  материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.
    •  Принцип самофинансирования справедлив для некоммерческих организаций, не являющихся учреждением.
    •  Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большое количество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые и благотворительные фонды.

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов  
  

    • Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
    •  Под частными предприятиями автор понимает, скорее всего, предприятие без образования юридического лица. ПБОЮЛ являются отдельным звеном финансовой системы в сфере финансов субъектов хозяйствования.
    •  Граждане Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов  
  

    • Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т.ч. брокерских, аудиторских), с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.
    •  Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица – это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов  
  

    • Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звено финансовой системы. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

 

 

    • Отличительными чертами акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования являются:
    • добровольность его образования, причем учредителями и участниками акционерного общества могут быть самые различные юридические и физические лица;
    • возможность внесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различных формах – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участников обязательно переводится в акции.

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов  
  

    • Государственные и муниципальные финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и нали­чие сферы стоимостного распределения и перераспределения с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего производства, для обеспечения функционирования непроизвод­ственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.
    •  Основными факторами, влияющими на уровень кон­центрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны; внешнее положение государства.   

 

 

Характеристика государственных и муниципальных

финансов

    • Бюджеты, формируемые в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, имеют многоцелевой характер. Они используются для финансового обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том числе, обеспечения экономического роста; соблюдения макроэкономического равновесия с устранением отраслевых и территориальных диспропорций в развитии экономики; регулирования экономической конъюнктуры и деловой активности хозяйствующих субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международном разделении труда и т.д.
    •  Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.

 

 

Характеристика государственных и муниципальных

финансов

Помимо бюджетов и внебюджетных фондов, действующий бюджетный механизм предусматривает и иные формы образования и расходования денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления:

Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных предназначением фондов.

Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного са­моуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Характеристика государственных и муниципальных

финансов

    • Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством.
    •  Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.
    •  Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов.
    •  Денежные средства, перечисляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направляемые из государственных внебюджетных фондов, представляют собой расходы этих фондов. Таким образом, государственные расходы включают расходы бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходы государственных внебюджетных фондов. Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований.

 

 

Характеристика государственных и муниципальных

финансов

    • Федеральные финансы призваны обеспечить финансовую основу деятельности федеральных органов власти. Они включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов имеют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
    • Региональные финансы обеспечивают финансовую основу деятельности региональных органов власти (органов государственной власти субъектов РФ). Они состоят из региональных бюджетов и тер­риториальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ включают разные виды бюджетов: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значе­ния. К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
    • Местные финансы являются финансовой основой деятельности местных органов власти. Действующее законодательство не предусматривает полномочий местных органов власти по формированию муниципальных внебюджетных фондов. В составе местных финансов учитываются различные виды местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

 

 

Характеристика государственных и муниципальных

финансов

    • Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и исполь­зованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью фи­нансовой системы государства.
    • В их составе выделяются следующие взаимоотношения: с работодателями в связи с оплатой труда; с хозяйствующими субъектами; между членами хозяйства; с кредитными организациями; со страховыми организациями; с органами государственной власти и органами мес­тного самоуправления.
    • Перечисленные виды взаимоотношений образуют в совокупности содержание финансов домашних хозяйств.
    • Финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотноше­ниях домохозяйств с государством по поводу уплаты нало­гов, финансирования различных социальных выплат, а так­же, с кредитными и страховыми организациями. По всем остальным направлениям деятельности домашние хозяйства самостоятельно принимают решения по формированию и использованию своих денежных доходов, поступлений и на­коплений.
    • Как любые финансовые отношения, финансы домаш­них хозяйств, функционируют посредством денежных до­ходов и расходов.

Информация о работе Финансовая система и ее состав