Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:45, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть принципы и методы финансового планирования и доказать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, цели, задачи финансового планирования.
2. Описать организацию планирования на предприятии.
3. Охарактеризовать принципы и методы финансового планирования.
Введение
1. Финансовое планирование
1.1. Понятие, цели, задачи финансового планирования
1.2. Виды финансового планирования
1.3. Организация финансового планирования
2. Принципы финансового планирования
2.1. Основные принципы
2.2. Дополнительные принципы
3. Методы финансового планирования
3.1. Методы расчета отдельных финансовых показателей
3.2. Общие методы составления финансового плана
Заключение
Список используемой литературы
Составляется три плана: составление и исполнение платежного календаря, составление кассового плана, расчет потребности в краткосрочном кредите.
Как правило,
различают краткосрочное и
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
1.3 Организация финансового планирования
Организация
планирования зависит от величины предприятия.
На очень мелких предприятиях не существует
разделения управленческих функций
в собственном смысле этого слова,
и руководители имеют возможность
самостоятельно вникнуть во все проблемы.
На крупных предприятиях работа по
составлению бюджетов (планов) должна
производиться
Бюджеты
подразделений должны разрабатываться
не изолированно друг от друга. При
расчете, например, плановых показателей
реализации, а значит и величины
покрытия необходимо знать условия
производства и запланированные
отпускные цены. Чтобы обеспечить
действенную систему
В литературе
о планировании на предприятиях обычно
различают две схемы
По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Второй
этап предусматривает составление
основных прогнозных документов, таких
как прогноз баланса, отчёта о
прибылях и убытках, движения денежных
средств (движение наличности), которые
относятся к перспективным
На третьем
этапе уточняются и конкретизируются
показатели прогнозных финансовых документов
посредством составления
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается
процесс финансового
2. Принципы финансового планирования
2.1 Основные принципы
Различают следующие основные принципы финансового планирования: принцип научности, принцип комплексности, принцип оптимальности.
Принцип
научности в планировании финансов
состоит в научно обоснованных методах
расчета, также анализе финансовой
и хозяйственной деятельности. Наиболее
научным является нормативный метод.
На основе заранее установленных
нормативов рассчитывается потребность
организации в финансовых ресурсах
и их источниках. Применяется такая
система норм и нормативов: региональные
нормативы (ставки областных налогов,
нормы областной администрации)
Принцип комплексности в планировании финансов обосновывает увязку показателей финансового плана.
Принцип оптимальности в планировании финансов состоит в выборе одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана. Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.
2.2 Дополнительные принципы
Организация
финансов предприятий, которые отображают
процесс формирования, деления и
использования финансовых ресурсов
основывается на соответствующих принципах
организации хозяйственной
Финансовая
независимость предприятий
Ответственность
за результаты деятельности. Этот принцип
реализуется в случаях
Предприятия
несут полную реальную ответственность
за своевременность и полноту
выполнения своих обязательств перед
поставщиками, потребителями, государственными
институциями, кредитными учреждениями
и другими предприятиями и
организациями. Они обязаны покрывать
убытки и потери за счет собственных
финансовых ресурсов и резервов. Невозможность
выполнять свои обязательства перед
государством и кредиторами в
случае убыточности и
Коммерческий
расчет как метод ведения хозяйства
предусматривает постоянное сравнение
расходов и результатов деятельности
предприятия. Его целью является
получение прибыли при
Коммерческий расчет отвечает основным принципам саморазвития предприятий – самоокупаемости и самофинансированию:
- самоокупаемость создает условия для обеспечения предприятия необходимыми материальными, трудовыми и денежными ресурсами и предусматривает рентабельную деятельность;
- самофинансирование предусматривает обеспечение за счет собственных ресурсов не только покрытия текущих расходов, но и расходов капитального характера, финансирования социально-экономического развития предприятия и расходов будущих периодов.
Формирование финансовых резервов. Финансовые резервы, которые создаются на предприятиях, в ассоциациях и министерствах за счет прибылей, необходимая для обеспечения стабильность круговорота денежных средств и всего процесса, расширенного воссоздания. Наличие централизованных (формируются за счет чистой прибыли в министерствах и в ассоциациях) и децентрализованных (формируются за счет чистой прибыли) финансовых резервов позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, ликвидировать временные финансовые трудности, которые возникают в процессе ведения хозяйственной деятельности, проводить единую техническую и технологическую политику определенной группы предприятий и тому подобное.
Формирование
и использование денежных фондов
и финансовых ресурсов задевает не
только интересы предприятий (обществ),
их работников, акционеров и других
контрагентов, но и интересы государства,
и потому нуждается в надлежащем
финансовом контроле за хозяйственно-финансовой
деятельностью субъектов
Разграничение средств на собственные и одолженные. Раздел средств на собственные и одолженные является важным для предприятий потому, что в отдельные периоды деятельности, или постоянно, возникает дополнительная потребность в средствах, которая реализуется путем получения краткосрочных ссуд и долгосрочных кредитов. Сочетание собственных и одолженных средств позволяет более рационально использовать и хранить собственный оборотный капитал, своевременно реализовывать инвестиционные проекты.
На организацию
финансов имеют влияние организационно-
Отраслевые
особенности тоже имеют влияние
на организацию финансов. Например,
сезонность производства предусматривает
соответствующий состав и структуру
оборотного капитала, особенности в
делении и использовании
3. Методы финансового планирования
3.1 Методы расчета отдельных финансовых показателей
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Нормативный метод
Сущность
нормативного метода планирования финансовых
показателей заключается в том,
что на основе заранее установленных
норм и технико-экономических