Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешне- экономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фискальная политика………………………………………………….6
1.Понятие фискальной политики……………………………………………….6
1.2 Модели фискальной политики………………………………………………8
Глава 2. Виды фискальной политики и их значение в регулировании экономики………………………………………………………………………...11
2.1 Дискреционная фискальная политика………………………………..…….12
2.2 Автоматическая фискальная политика (встроенный стабилизатор)……..15
Глава 3. Фискальная политика в государстве………………………………….19
3.1 Эффективность фискальной политики…………………………………….19
3.2 Реализация фискальной политики в России……………………………….23
3.3 Проблемы и противоречия фискальной политики………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (12).docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Виды фискальной политики и их значение в регулировании экономики.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования  экономики.4

К прямым относят способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

а) затраты  на расширенное воспроизводство;

б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости  от характера использования прямых и косвенных методов различают  два вида фискальной политики государства:

а) дискреционную  фискальную политику;

б) автоматическая фискальная политика (встроенный стабилизатор).

 

2.1 Дискреционная фискальная  политика.

Дискреционная (от лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти5. Дискреционная фискальная политика проводится правительством путем сознательного манипулирования ее инструментами - налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, обеспечения занятости и контроля над инфляцией. Конкретными орудиями данной политики выступают: правительственные закупки, общественные работы, государственные инвестиции, социальные программы, изменение трансфертных расходов, управление налоговым гнетом. При этом разделение данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация общественных работ немыслима без направления в эту сферу определенных государственных инвестиций, а любые трансфертные программы требуют корректировки налоговой политики государства.

Одними  из важнейших инструментов дискреционной  фискальной политики являются налоговые  льготы, а также налоговые кредиты - предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей на определенные цели.

 Дискреционная фискальная политика - политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже "устарела", и нужно разрабатывать новый законопроект.

Например, власти решили проводить расширительную политику для стимулирования совокупного  спроса, поскольку экономика находиться в состоянии рецессивного разрыва. Однако пока все законодательные  процедуры были соблюдены, эта политика начала действовать с некоторым  опозданием. В результате стимулы  от этой политики подействовали лишь тогда, когда экономика сама стала  возвращаться к состоянию полной занятости.

Вместе  с тем дискреционная политика отнюдь не всегда зависит от законодателей. Гораздо чаще ее формулирует и  проводит в жизнь исполнительная власть. Конечно, действия исполнительной власти также находятся в рамках закона. Одним из видов такой дискреционной  политики является проведение "тонкой настройки" экономики. "Тонкая настройка" - поддержание экономики на уровне полной занятости за счет постоянной антициклической перестройки налогов  и правительственных расходов.

К сожалению, "тонкая настройка" практически  почти не применяется. Дело в том, что для ее применения нужно иметь  точную информацию о состоянии экономики  в данный момент. Но выполнение этого  требования пока недостижимо. Правительство  учитывает проверенные на практике функциональные зависимости между  переменными величинами. Первая зависимость  состоит в том, что рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции  и занятость трудоспособного  населения.

Другая  зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Указанные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Эта политика отличается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП (Валового национального продукта) расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство  проводит политику сдерживания деловой  активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги, в результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

 

2.2 Автоматическая фискальная  политика (встроенный стабилизатор).

Автоматическая  фискальная политика - изменения в  правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой  экономики из одного состояния в  другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

В период экономического подъема автоматическая фискальная политика предполагает сокращение трансфертных выплат и увеличение налоговых ставок для снижения инфляции.

В период экономического спада автоматическая фискальная политика предполагает увеличение трансфертных выплат и уменьшение налоговых  ставок для оживления деловой  активности.

Эту политику называют также автоматической стабилизацией, которая обеспечивает антициклические  изменения в расходных и налоговых  действиях правительства без  преднамеренного обсуждения и изменения  в фискальной политике. Речь идет о  так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, т.к. предусмотрены законами и "встроены" в расходную часть бюджета.

Встроенные  стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой  политики, работающие в режиме саморегулирования  и самостоятельно (без вмешательства  правительства) реагирующие на изменения  экономической конъюнктуры.6

Встроенный  стабилизатор - любая мера, которая  автоматически увеличивает бюджетный  дефицит в фазе спада и порождает  его положительное сальдо (или  сокращает дефицит бюджета) в  фазе подъема. Действие системы таких  автоматических стабилизаторов тесно  связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

  • Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

Однако  для эффективного использования  налогов в качестве встроенного стабилизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру.

  • Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство старается противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.
  • Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм - держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным  прогнозирование экономической  конъюнктуры. Их несомненным достоинством является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики.

Автоматические стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику.

Будучи  ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут  им слишком помешать. В то же время  признание факта наличия у  встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно  дополнять мерами и дискреционной  фискальной политики.

 

 

Глава 3. Фискальная политика в государстве.

 

3.1 Эффективность фискальной политики.

Эффективность фискальной политики во многом зависит  от скорости реакции правительства  на изменения в экономике.

В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности  применяемой фискальной политики.

Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.

Из-за проблем  подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени  ориентируется на изменение налогов.

Фискальная  политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Как известно, экономическая стабильность – это  не единственная цель государственной  политики в области расходов и  налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение  населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

Информация о работе Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия