Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешне- экономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фискальная политика………………………………………………….6
1.Понятие фискальной политики……………………………………………….6
1.2 Модели фискальной политики………………………………………………8
Глава 2. Виды фискальной политики и их значение в регулировании экономики………………………………………………………………………...11
2.1 Дискреционная фискальная политика………………………………..…….12
2.2 Автоматическая фискальная политика (встроенный стабилизатор)……..15
Глава 3. Фискальная политика в государстве………………………………….19
3.1 Эффективность фискальной политики…………………………………….19
3.2 Реализация фискальной политики в России……………………………….23
3.3 Проблемы и противоречия фискальной политики………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (12).docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или самих по себе субъектов  Федерации (их объединений). Это экологические  вызовы, обеспечение экономической  безопасности регионов и хозяйственных  зон, энергетические и продовольственные  неурядицы, инновационные прорывы  и перестройка структуры производства, а также развитие магистральной  инфраструктуры. Наличие перечисленных  проблем (помимо традиционных задач  обеспечения обороноспособности и  реализации единого внешнеполитического  курса) определяет необходимость проведения единой согласованной экономической  политики федерального центра и субъектов  Федерации. В основе такой интегрированной  политики должны лежать регулярная разработка и обнародование приоритетов  экономического развития, и его программирование в региональном аспекте. Особое значение в условиях восстановления экономики роста приобретает реинтеграция экономического пространства России. Экономическая политика федерального центра должна быть согласована с усилиями субъектов Федерации в направлении конструирования эффективных межрегиональных взаимодействий. Это требует сосредоточения усилий государства на поддержании экономических связей между экономическими агентами, расположенными в различных регионах страны, прежде всего в сферах энергетики, топливоснабжения, транспорта и связи.

Еще одна принципиальная линия регионализации общегосударственной экономической  политики - регулирование внешнеэкономической деятельности. Эффективный для России в целом курс на импортозамещение как одно из условий экономического роста существенно корректируется применительно к отдельным территориям. В частности, для приграничных регионов, а также тех, где сконцентрировано производство продукции, занимающей монопольное (или близкое к нему) положение на мировых отраслевых рынках, равно как и для регионов традиционной экспортной специализации, наиболее эффективная политика - стимулирование экспорта (при, разумеется, полном использовании наличного потенциала импортозамещения).

Объединение регулирующих усилий федерального центра и субъектов Федерации предполагает эффективную организацию перераспределения  компетенции и ответственности  за экономическое и, главное, за социальное развитие между общероссийским и  региональным уровнями государственной  власти. До сих пор передача ответственности  на уровень субъектов Федерации  не сопровождалась адекватной по масштабам  и структуре передачей ресурсов и полномочий. Одновременно происходило  постоянное изменение пропорций  распределения доходов между  федеральным и региональным уровнями в пользу первого. Подобная тенденция в перераспределении доходов чревата гипертрофированной концентрацией функций экономической политики и социальных обязательств на собственно федеральном уровне. В этом случае достижение устойчивого экономического роста и эффективное поддержание социальных стандартов в региональном аспекте, скорее всего, будут исключены, а возможности самих регионов по эффективному управлению социальными процессами, увеличению ресурсного потенциала и по созданию институциональных условий, нацеленных на максимальное использование сравнительных преимуществ отдельных регионов, станут использоваться все в меньшей степени.

 

3.3 Проблемы и противоречия фискальной политики.

Фискальная  политика обладает рядом достоинств, которые особенно

подчеркивают  сторонники кейнсианского подхода, среди которых7:

  • Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют

мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного  выпуска.

  • Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительство принимает решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  • Наличие автоматических стабилизаторов. Правительству нет необходимости предпринимать специальные меры по стабилизации экономики, сглаживание циклических колебаний экономики происходит автоматически. Однако наряду с достоинствами фискальная политика порождает целый ряд проблем и противоречий, снижающих ее эффективность, на что особый акцент делают сторонники неоклассического подхода. К ним относят:

- Эффект вытеснения, экономический смысл которого состоит в том, что

стимулирующая фискальная политика (рост расходов бюджета, государственный многоступенчатый передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии) закупок и/или трансфертов - в период спада и/или сокращение доходов бюджета - налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке. Удорожание кредитов приводит к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм в краткосрочном периоде, что может обусловить уменьшение запаса капитала в экономике и снижение экономического потенциала в долгосрочном периоде;

- Возможное существенное ослабление мультипликативного эффекта, если

экономика развивается  в условиях, близких к уровню полной занятости, при

котором меры стимулирующей фискальной политики могут обусловить только рост уровня цен, провоцируя инфляционные тенденции в экономике;

  • Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти, что может потребовать длительного периода времени. Кроме того, эти меры начинают действовать только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За это время ситуация в экономике может измениться. Если первоначально в экономике была рецессия, то к моменту начала действия мер стимулирующей фискальной политики в экономике может начаться подъем. Дополнительное стимулирование может спровоцировать «перегрев» и инфляцию, оказав дестабилизирующее действие на экономику. Наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия внутреннего лага могут усугубить спад;
  • Неопределенность, которая касается:

- во-первых, проблемы идентификации экономической  ситуации (сложно

точно определить, например, момент, когда заканчивается  период рецессии и

начинается  оживление, или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п., и ошибка в определении экономической ситуации и выборе типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики);

- во-вторых, проблемы, на какую именно величину  следует изменить

инструменты государственной политики в каждой данной экономической

ситуации  и не привести экономику в состояние  депрессии при проведении

сдерживающей  фискальной политики или в состояние  «перегрева» и

ускорения инфляции при проведении фискальной экспансии.

  • Дефицит государственного бюджета.  Противники кейнсианских методов регулирования экономики - представители неоклассического направления (монетаристы, сторонники теории «экономики предложения» и теории рациональных ожиданий) - считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики.

        

 

   Заключение.

Фискальная  политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Как известно, экономическая стабильность - это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство РФ занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

В политических интересах бюджетный дефицит  порой преподносится как нечто  весьма привлекательное, а бюджетный  излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в  обществе в какой-то момент может  возникнуть политическая предрасположенность  к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие  к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно  в политическом плане, так же как  и наращивание государственных  расходов, особенно если избирательные  округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов  обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных  расходов довольно рискованная мера для политиков.

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель - это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной  поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

Даже  при тех обстоятельствах, что  в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность  фискальной политики, ее применение позволяет  в той или иной мере сгладить колебания  экономических циклов. Положительный  эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты - асы своего дела.

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. М., 2009
  2. Бакулин О.В. Фискальная политика государства - основа государственного регулирования экономики // Российский экономиеский Интернет-журнал. - 2007.
  3. Габсатарова И.Д. Налоговые (фискальные) риски как одна из проблем обеспечения экономической безопасности государства на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009.
  4. Журавлева, Г. П. Новый курс экономической теории: учебник / Г. П.

Журавлева. М.; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009.

  1. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  2. Казимагомедова З.А., Абдулгалимов А.М. Фискальная деятельность государства и экономический рост // Налоги. - 2008.
  3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  4. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебник. - М.: Юрайт, 2010.
  5. Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике: Изд. ГУ ВШЭ 2009.
  6. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение: учебник / Н. В. Миляков. М.: ИНФРА-М, 2009.
  7. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. М.: Владос, 2005
  8. Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. - 2009.
  9. Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008.
  10. Социально-экономическое положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004.
  11. Терещенко О.Н. Основы экономики: Практикум. - М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2008.
  12. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2 / Под редакцией Г. П. Журавлевой. - М.: Дашков и Ко, 2009.
  13. Экономика и математические методы. 2006. Т. 31. Вып. 4.

 

1 Экономика и математические методы. 2006. Т. 31. Вып. 4.

2 Социально-экономическое положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004. С. 103

3 Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2 / Под редакцией Г. П. Журавлевой. - М.: Дашков и Ко, 2009.

4 Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебник. - М.: Юрайт, 2010.

5 Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебник. - М.: Юрайт, 2010.

6 Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике: Изд. ГУ ВШЭ 2009.

7 Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. - 2009.


Информация о работе Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия