Фискальная политика и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Фискальная политика……………………………………………………5
1.1 Сущность и механизм фискальной политики 5
1.2.Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики 7
1.3.Прямые и косвенные финансовые методы экономики 12
Глава 2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность…………………………………………………………………14
2.1Инструменты фискальной политики. Государственные расходы и налоги…………………………………………………………………………...14
2.2Налоги их роль в регулировании правительства………………………….19
2.3 Прогнозирование и разработка бюджета РФ………………………………21
2.4. Дискреционная и недискреционная политика 25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский Государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

Кафедра: «Организация и управление наукоемкими производствами»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Макроэкономика»

тема: «Фискальная политика и ее роль в экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Письменнова Юлия Сергеевна

студентка вечернего отделения

1-го курса группы ВЭК-111

Факультет: «Экономики и управления»

Проверил :

Ефремов Виктор Семенович

 старший преподаватель

 

 

 

 

 

г. Омск -2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством. Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообложения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами. С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений. Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была преследована цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории РФ фискальной политики, проводимой правительством РФ.

 

 

Глава 1  Фискальная политика:

1.1 Сущность и механизм фискальной политики.

Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

♦ устойчивый рост национального дохода,

♦ умеренные темпы инфляции,

♦ полная занятость,

♦ сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов. При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает  деловую активность. Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах, использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд  социальных выплат. В итоге уменьшается  общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.  Автоматическая фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.

Такими автоматическими стабилизаторами являются:

♦ прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода  вследствие снижения налоговой ставки.

♦ пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты  автоматически снижаются. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний. 1.2. Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики. Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика - это временный процесс, включающий три обязательных этапа:

а) осознание изменения макроэкономической ситуации и разработка новой фискальной политики;

б) ее осуществление;

в) оценка последствий и эффективности проведения новой фискальной политики.

Временная протяженность фискального процесса порождает эффект лага - временной «разрыв» между исходным и конечным пунктами этого процесса. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание данных явлений. Этот разрыв возникает из-за трудностей предсказания будущего характера экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны. Административный разрыв- у правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими. Операционный разрыв- этот разрыв происходит между тем моментом, когда государство принимает решение о фискальной политике, и временем, когда она начнет оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования. Из-за проблем подобного рода фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов. Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет ее применение для стабилизации экономики. Фискальная политика местных органов власти часто носит проциклический характер: они не принимают мер против спада или инфляции. В отличие от федерального правительства большинство правительств местных органов власти обязано соблюдать требования конституции или других законодательных актов о сбалансированности их бюджетов. В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а профицит, напротив, воспринимается довольно болезненно. В фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим рост инфляционным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов. Обе меры могут спровоцировать инфляцию. Также проблемой является и существование политического делового цикла. Предполагается, что население при голосовании на выборах принимает во внимание экономические условия. Следовательно, по мере приближения выборов правящая администрация прибегнет к снижению налогов и увеличению государственных расходов. Эти шаги будут очень популярны и высвободят такие силы в экономике, которые в итоге подтолкнут все экономические показатели в нужном направлении. Увеличатся объем производства и реальный доход, снизится уровень безработицы, а уровень цен останется относительно стабильным. Но после выборов продолжающийся экономический рост проявится в большей степени в повышении цен и в меньшей - в увеличении реальных доходов. Нарастающее общественное недовольство подтолкнет политиков к сдерживающим фискальным мерам. Будет искусственно вызван экономический спад. А спад фактически создает новую стартовую площадку для запуска фискальной политики. Это возможное извращение фискальной политики - явление очень тревожное. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку данной политической теории экономического цикла. Однако основным недостатком фискальной политики, а в частности стимулирующей фискальной политики, является эффект вытеснения. О таком эффекте первыми заговорили последователи классической школы. Эффект вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившихся товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, то есть кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются. При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов.

Дополнительные проблемы появляются, когда мы осознаем, что национальная экономика представляет собой часть мировой экономики. Национальные экономики подвержены влиянию международных колебаний совокупного спроса, которые способны изменить ВВП страны и обесценить мероприятия внутренней фискальной политики. Предположим, что при ожидании спада страна, скажем США, изменяет расходы и налоги таким образом, чтобы увеличить совокупный спрос и ВВП, не вызывая при этом инфляцию. А экономика крупнейших партнеров начинает неожиданно расти. Американский чистый экспорт начинает возрастать, совокупный спрос увеличивается слишком быстро, и страна сталкивается с проблемой инфляции спроса. Эффект чистого экспорта - это представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта. Представим, что США проводят стимулирующую фискальную политику, которая вызывает повышение процентных ставок. Высокие процентные ставки привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки не изменились. Но зарубежным инвесторам потребуются доллары для приобретения американских ценных бумаг. Таким образом, курс доллара возрастет. Американцы начнут покупать не отечественный продукт, а зарубежный. В результате сокращения американского экспорта и увеличения импорта чистый экспорт уменьшится, и воздействие стимулирующей фискальной политики будет отчасти нейтрализовано. Но при этом необходимо помнить, что эффект чистого экспорта имеет двоякую направленность. Понижая внутреннюю процентную ставку, сдерживающая фискальная политика увеличивает чистый экспорт, но обесценивает доллар. Итак, фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики, который определяется влиянием государственных расходов, налогов и трансфертов. На первый взгляд с выработкой подобного механизма все ясно и просто, на деле же все обстоит иначе. В зависимости от целевого назначения выделяют:

1. дискреционную политику

2. политику встроенных стабилизаторов.

К числу встроенных стабилизаторов относятся, например, пособия, социальные выплаты и льготы. В дискреционной фискальной политике выделяют стимулирующую и сдерживающую политики. Дискреционная фискальная политика связана с проведением определенных государственных программ. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы. Главная задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос и снять социальную напряженность в обществе в условиях роста безработицы. Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Главными недостатками фискальной политики принято считать эффект лага, разрыв восприятия, административный и операционный разрывы. Также проблемами являются и существование политического делового цикла, при котором происходит извращение фискальной политики; эффект вытеснения - стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики; эффект чистого экспорта - представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта. 1.3.Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

-            затраты на расширенное воспроизводство;

-            непроизводительные расходы государства;

-            развитие инфраструктуры, научных  исследований и т.п.;

-            проведение структурной политики;

-            содержание военно-промышленного  комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

 

 

Глава 2  Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность:

2.1. Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги. Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Государственные расходы делятся на четыре основных группы:

1. расходы на социально-культурные  нужды;

2. расходы на народное хозяйство  и поддержку экономики;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономике