Фискальная политика и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Фискальная политика……………………………………………………5
1.1 Сущность и механизм фискальной политики 5
1.2.Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики 7
1.3.Прямые и косвенные финансовые методы экономики 12
Глава 2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность…………………………………………………………………14
2.1Инструменты фискальной политики. Государственные расходы и налоги…………………………………………………………………………...14
2.2Налоги их роль в регулировании правительства………………………….19
2.3 Прогнозирование и разработка бюджета РФ………………………………21
2.4. Дискреционная и недискреционная политика 25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

1. расходы в сферу материального  производства;

2. расходы на непроизводственную  сферу;

3. расходы на создание резервов.

По целевому назначению государственные расходы делятся на:

1. капитальные затраты - затраты  на расширенное воспроизводство  и реконструкцию (основная доля  этих расходов направляется на  исследования в области новых  технологий и создание опытных  образцов техники).

2. текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.

3. затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных  фондов.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.

По источникам государственные расходы делятся на три группы:

1. бюджетные ассигнования;

2. расходы за счет резервных  и страховых фондов;

3. кредитные источники финансирования;

4. самофинансирование.

Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов - создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности. В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:

1. Финансирование отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.

3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности.

4. Финансирование отраслей, требующих  больших первоначальных вложений  и имеющих длительный срок  окупаемости.

5. Финансирование сельского хозяйства  и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6. Финансирование научно-исследовательских  работ фундаментального и поискового  характера. Участие государства  в этих затратах вызвано рисковым  характером научных изысканий.

Классификация налогов может быть проведена по разным критериям:

1. По способу взимания: прямые  налоги, которые взимаются непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых  налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:  реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);  личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций); косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на: косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги; - фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; - таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на: федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории; региональные, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов; местные, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой направленности  введения налоги классифицируются:

- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом; - целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги: - взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение); - взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций); - смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По срокам уплаты налоги  бывают: - срочные, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина); - периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогов. Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

- неравного обложения налогом  разных сумм доходов (использование  прогрессивной шкалы налогообложения);

- применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

- введения акцизов на предметы  роскоши (например, акциз на ювелирные  изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики - прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета. В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита. Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы .

Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.

2.2.Налоги и их роль в регулировании правительства.

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Исторически сформировались две моделей рыночной экономики:

- либеральная модель - незначительное  вмешательство государства в  хозяйственные процессы; узкий государственный  сектор экономики; широкая свобода  хозяйствующих субъектов; минимальное участие государства в решении социальных задач; опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами; патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения (модели США, Англии, Франции);

- социально ориентированная модель - большая степень государственного  регулирования; значительный госсектор; высокая степень регламентации  рынка не только на макро- но  и на микроуровне; государственный  патернализм направлен почти на все слои населения. Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений. При том, что в России развиваются либерально-рыночные тенденции, это пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в стране в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух указанных моделей. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы. Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40 - 45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей (иногда сюда включаются и платежи во внебюджетные фонды) к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, он достигает 50%, т.к. в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные предприятия, имеющие много налоговых льгот, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера. Американский экономист Артур Лаффер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дмакс), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100-процентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся. 2.3 Прогнозирование и разработка бюджета РФ Одна из сложных проблем на сегодняшний день: Международный валютный фонд временно приостановил предоставление России кредита и наш бюджет потерял под 2 трлн. рублей. Причиной здесь стал неудовлетворительный сбор налогов. Однако этого ожидали давно, поэтому никакого удивления по этому поводу нет. Так, финансовая политика преследует, по мнению Бориса Федорова, лишь цель, как дожить до конца квартала, а формально борьба с инфляцией. Поскольку главные инструменты финансовой политики налоги, направление расходов бюджета, методы финансирования дефицита, то однозначно четкой линии здесь нет. Например, если взять налоговую систему, то видно, что налоги в РФ не выполняют практически никаких более функций, кроме фискальной. При этом комплексной реформы в этой области в ближайшем времени не предвидится, и новый налоговый кодекс по мнению многих аналитиков ее не заменит. А сегодня в налоговой сфере мы имеем целый ряд проблем: Существующая система практически создает два налоговых режима: первый- финансового прессинга для производителей и инвесторов предприятий, объединений, финансовых учреждений , выступающие как организации- юридические лица; второй -сравнительно льготный для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Второй крупный изъян сложившейся налоговой системы обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, а не ренты, имущества и видов деятельности с неблагоприятными социальными и экономическими эффектами (такими, как рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды и т.п.) Третье противоречи- необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субъектов федерации. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины кроме того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств. Поэтому в настоящее время в ГД РФ разбирается вопрос о переходе к методу учета  по отгрузке(, т.е. НДС будет собираться в бюджет уже при отгрузке продукции, а не при поступлении денег на счет). Пятая проблема слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравное положение. В частности, крайне затруднена защита прав налогоплательщиков через обычные суды по причине их перегруженности и отсутствия у судей специальных знаний. Стране в этой связи необходимо не изменение ставок ряда налогов, а серьезная налоговая реформа. Реализация которой означала бы существенную корректировку правительственной налоговой политики. Однако, как ни парадоксально, это вовсе не противоречило бы задачам в области налоговой реформы, сформулированным высшим должностным лицом государства в своих программных документах. Анализ президентских посланий Федеральному Собранию РФ за 1994, 1995 и 1996 гг., а также Послания Президента России Правительству РФ «О бюджетной политике в 1996 году» выявляет весьма содержательный и обширный перечень задач в области налоговой реформы и налоговой политики. Вот ключевые позиции этого перечня.

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономике