Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Фискальная политика……………………………………………………5
1.1 Сущность и механизм фискальной политики 5
1.2.Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики 7
1.3.Прямые и косвенные финансовые методы экономики 12
Глава 2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность…………………………………………………………………14
2.1Инструменты фискальной политики. Государственные расходы и налоги…………………………………………………………………………...14
2.2Налоги их роль в регулировании правительства………………………….19
2.3 Прогнозирование и разработка бюджета РФ………………………………21
2.4. Дискреционная и недискреционная политика 25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список 30
1. Полная регламентация
2. Непротиворечивость и
3. Недопущение налогового
4. Сокращение числа налогов
и существенное упрощение
5. Общее снижение налогового бремени.
6. Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом.
7. Поддержка производителей, особенно работающих на потребительский рынок.
8. Самофинансирование экспортно ориентированных отраслей.
9. Существенное усиление
10. Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы.
11. Перемещение центра тяжести
на налогообложение природных
ресурсов и недвижимости, повышение
роли имущественного и
12. Ужесточение финансовых
13. Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.
14. Наделение органов местного
самоуправления твердыми
15. Более справедливое
16. Расширение использования
17. Радикальное сокращение количес
18. Полная и окончательная
19. Введение в действие
20. Своевременное перечисление
коммерческими банками
Недискреционная фискальная политика
предполагает наличие встроенных стабилизаторов,
приводящих экономику в равновесие без
вмешательства правительства. Встроенный
стабилизатор - это любая мера, которая
имеет тенденцию увеличить дефицит государственного
бюджета (или сокращать его положительное
сальдо) в период спада и увеличивать его
положительное сальдо (или уменьшить его
дефицит) в период инфляции без необходимости
принятия каких-либо мер со стороны политиков.
Если налоговые поступления колеблются
в том же направлении, что и ВВП, то дефициты,
которые, как правило, автоматически появляются
во время спада помогают преодолеть спад.
Напротив, бюджетные излишки, которые
имеют тенденцию автоматически появляться
во время экономических подъемов, будут
преодолению возможной инфляции. Наиболее популярные встроенные стабилизаторы: -прогрессивная система подоходного
налогообложения; -система пособий по
безработице; -система участия в прибылях
и др.
-функция потребления, основанная на концепции
перманентного дохода. По оценкам специалистов, в современной
рыночной экономике встроенные стабилизаторы
способны уменьшить амплитуду циклических
колебаний примерно на треть. Тем не менее,
существуют и аргументы против недискреционной
фискальной политики. 1. Встроенные стабилизаторы
могут лишь смягчить, но не полностью устранить
циклические колебания объема выпуска
и совокупного дохода. Полностью устранить
циклические явления приходится все же
дискреционными методами. Но поскольку
наличие встроенных стабилизаторов снижает
величину мультипликатора автономных
расходов, то и фискальные мультипликаторы
тоже уменьшаются. Поэтому наличие встроенных
стабилизаторов снижает эффективность
дискреционных мероприятий правительства
и затрудняет борьбу с остаточными циклическими
явлениями. 2. Встроенные стабилизаторы
являются источником циклического дефицита
и излишка государственного бюджета. Поскольку
спады и подъемы конъюнктуры не являются
полностью предсказуемыми, наличие автоматических
стабилизаторов затрудняет бюджетное
планирование. Вопросами фискальной политики занимались
различные ученые-экономисты, представители
разнообразных экономических школ. По
мнению кейнсианцев изменять величину
планируемых расходов и эффективного
спроса можно только с помощью мероприятий
фискальной политики. В рамках кейнсианской
концепции фискальное вмешательство расценивается
как более эффективное. Преимущество фискальной
политики перед денежно-кредитной обосновывалось
кейнсианцами еще и тем, что фискальная
политика быстрее воздействует на совокупный
спрос, так как носит прямой характер.
Денежно-кредитная же политика влияет
на совокупный спрос не непосредственно,
а через длинный передаточный механизм.
Кроме того, эффективность передаточного
механизма в ситуации, близкой к ликвидной
и инвестиционной ловушкам , очень низка,
поскольку изменения предложения денег
почти не способны изменить процентную
ставку, и даже если она изменится, то инвесторы
слабо отреагируют на это изменение. Поэтому,
по мнению кейнсианцев, надежность фискальной
политики гораздо выше по сравнению с
денежно-кредитной, и степень неопределенности
результатов фискального вмешательства
существенно ниже. Однако, по мнению монетаристов
фискальная политика менее эффективна
по сравнению с денежно-кредитной. С тезисом
о краткосрочной неэффективности стимулирующей
фискальной политики, вызванной значительным
объемом вытеснения. Согласны и другие
представители современного неоклассического
направления.
Заключение
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики. Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство РФ занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне. В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков. Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла. Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты (асы своего дела).
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономике