Фискальная политика и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Фискальная политика……………………………………………………5
1.1 Сущность и механизм фискальной политики 5
1.2.Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики 7
1.3.Прямые и косвенные финансовые методы экономики 12
Глава 2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность…………………………………………………………………14
2.1Инструменты фискальной политики. Государственные расходы и налоги…………………………………………………………………………...14
2.2Налоги их роль в регулировании правительства………………………….19
2.3 Прогнозирование и разработка бюджета РФ………………………………21
2.4. Дискреционная и недискреционная политика 25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

1. Полная регламентация взаимоотношений  между государством и налогоплательщиком, исключающая введение налогов  иначе, как в соответствии с законодательными актами.

2. Непротиворечивость и стабильность  в течение финансового года  налоговой системы, ее простота  и доступность для освоения  налогоплательщиками и сотрудниками  налоговых органов.

3. Недопущение налогового произвола  и расширение прав налогоплательщиков.

4. Сокращение числа налогов  и существенное упрощение процедур  их взимания.

5. Общее снижение налогового  бремени.

6. Высокоэффективность налоговых  изменений для экономики в  целом.

7. Поддержка производителей, особенно  работающих на потребительский рынок.

8. Самофинансирование экспортно  ориентированных отраслей.

9. Существенное усиление налогового  стимулирования капиталовложений  и инновационной деятельности.

10. Превращение амортизационных  отчислений в инвестиционные  ресурсы.

11. Перемещение центра тяжести  на налогообложение природных  ресурсов и недвижимости, повышение  роли имущественного и земельного  налогообложения в качестве доходного  источника региональных и местных  бюджетов, а также усиление значимости  ресурсных платежей. Дифференциация последних.

12. Ужесточение финансовых санкций  против загрязнителей окружающей  среды, не подрывающее, однако, конкурентоспособность  отечественной продукции на мировом  рынке.

 13. Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.

14. Наделение органов местного  самоуправления твердыми источниками  доходов.

15. Более справедливое распределение  доходов; рост доли налогов, взимаемых  с высокообеспеченных граждан; ослабление  бремени налогообложения людей  с низкими доходами; ликвидация льгот по уплате подоходного налога, позволяющих высокооплачиваемым гражданам выводить значительную часть своих доходов из-под налогообложения.

16. Расширение использования механизма  инвестиционного налогового кредитования.

17. Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением индивидуальных льгот.

18. Полная и окончательная ликвидация  не предусмотренных законодательством  таможенных льгот, наносящих ущерб  интересам национального производства.

19. Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.

20. Своевременное перечисление  коммерческими банками платежей  в бюджет (во внебюджетные фонды). Ясно, что нынешний налоговый  механизм практически ни одну  из этих задач реализовать  не способен. Тем более необходимо принятие нового налогового кодекса, который хотя, по мнению многих, и является лишь объединением разрозненных налогов в сложно калькулируемые составные, но все- таки даст сбору налогов в России определенную законодательную базу. В этих условиях готовился и вносился на рассмотрение федеральный бюджет на 1997 год, однако в первом чтении он принят не был. 2.4.Дискреционная и недискреционная политика-  Фискальная политика государства подразделяется на дискреционную и недискреционную. Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста. В период экономического спада наиболее существенное значение имеет стимулирующая фискальная политика. Она включает: 1. Увеличение государственных расходов или 2. снижение налогов, или 3. Сочетание 1и 2. Если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1. Уменьшение правитель венных расходов, или 2. Увеличение налогов, или 3. Сочетание 1 и 2. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правитель венного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.  
Недискреционная фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов, приводящих экономику в равновесие без вмешательства правительства. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо мер со стороны политиков. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ВВП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спада помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут  
преодолению возможной инфляции. Наиболее популярные встроенные стабилизаторы:  -прогрессивная система подоходного налогообложения; -система пособий по безработице; -система участия в прибылях и др.  
-функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода. По оценкам специалистов, в современной рыночной экономике встроенные стабилизаторы способны уменьшить амплитуду циклических колебаний примерно на треть. Тем не менее, существуют и аргументы против недискреционной фискальной политики. 1. Встроенные стабилизаторы могут лишь смягчить, но не полностью устранить циклические колебания объема выпуска и совокупного дохода. Полностью устранить циклические явления приходится все же дискреционными методами. Но поскольку наличие встроенных стабилизаторов снижает величину мультипликатора автономных расходов, то и фискальные мультипликаторы тоже уменьшаются. Поэтому наличие встроенных стабилизаторов снижает эффективность дискреционных мероприятий правительства и затрудняет борьбу с остаточными циклическими явлениями. 2. Встроенные стабилизаторы являются источником циклического дефицита и излишка государственного бюджета. Поскольку спады и подъемы конъюнктуры не являются полностью предсказуемыми, наличие автоматических стабилизаторов затрудняет бюджетное планирование.  Вопросами фискальной политики занимались различные ученые-экономисты, представители разнообразных экономических школ. По мнению кейнсианцев изменять величину планируемых расходов и эффективного спроса можно только с помощью мероприятий фискальной политики. В рамках кейнсианской концепции фискальное вмешательство расценивается как более эффективное. Преимущество фискальной политики перед денежно-кредитной обосновывалось кейнсианцами еще и тем, что фискальная политика быстрее воздействует на совокупный спрос, так как носит прямой характер. Денежно-кредитная же политика влияет на совокупный спрос не непосредственно, а через длинный передаточный механизм. Кроме того, эффективность передаточного механизма в ситуации, близкой к ликвидной и инвестиционной ловушкам , очень низка, поскольку изменения предложения денег почти не способны изменить процентную ставку, и даже если она изменится, то инвесторы слабо отреагируют на это изменение. Поэтому, по мнению кейнсианцев, надежность фискальной политики гораздо выше по сравнению с денежно-кредитной, и степень неопределенности результатов фискального вмешательства существенно ниже. Однако, по мнению монетаристов фискальная политика менее эффективна по сравнению с денежно-кредитной. С тезисом о краткосрочной неэффективности стимулирующей фискальной политики, вызванной значительным объемом вытеснения. Согласны и другие представители современного неоклассического направления.  
Заключение

Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики. Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство РФ занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне. В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков. Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной  поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла. Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты (асы своего дела).

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Аронова С.А. «Финансы и кредит» №1  2011г. С. 41-48
  2. Борисов Е. Ф. «Экономическая теория», //Экономика России// №4 2009 г.С.23-25.
  3. Водчиц Д.В. "Управление корпоративными финансами", //Оптимизация налоговых выплат как часть налогового планирования//№6, 2011 г. C.4-5
  4. Газизуллин Н.Ф «Проблемы современной экономики», №4 2011г.   С.44-48
  5. Краснопольский Б.Х. Альтернативные модели социально-экономического развития: зарубежные подходы.  //Экономическая наука современной России//. 2009.  №3 (46) С.8-16.
  6. Осокина Н.В.Суворов А.С. О роли государства в процессе накопления общественного капитала в  экономике 2010. №4 (51) С.1-7.
  7. Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России.  //Экономическая наука современной России//. 2011. №3 (54) С.1-7.
  8. Полянский Ю.М " Финансовый менеджмент в банках " //Управление рисками //  №1, 2012г  С-9
  9. Смолянова О.Н. "Управленческий учет и финансы", //Управление бюджетом//№1, 2012 г. C-19
  10. Скакунова Т.И Кутяева О.П "Управленческий учет и финансы", //Налоги и налогообложение// №3  2011г. С-6
  11. Тетерева Т.Д "Управление финансовыми рисками", //Теория информации   Биржевая торговля // №2, 2012 г C.10-12
  12. Хмелев И.Б «Мировая экономика». издание 2009г. С.345
  13. Щелокова С.С  «Бизнес журнал» , // Бизнес в России//№4 (апрель 2012) C-35
  14. Шевчук Д.А.Макроэкономика. «Конспект лекций» издание 2009г. С.112

 


Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономике