Фискальная политика и её особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Понятие фискальной политики, ее краткосрочные и долгосрочные цели. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.
Краткосрочные и долгосрочные цели………………………………..……4-7
Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…….7-12
Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Достоинства и недостатки фискальной политики.
Инструменты фискальной политики………………………………..…12-15
Мультипликатор государственных расходов и налогов……………15-20
2.3 Достоинства и недостатки фискальной политики…………………20-22
Особенности фискальной политики в России……………..……22-27
Заключение………………………………………………………..…28-29
Список использованной литературы………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая исправлена.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования РФ

Байкальский государственный университет

экономики и права

Читинский институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

Фискальная политика и её особенности в России

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент гр. К – 10

Устинов С. Л.

 

 

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры

«Экономическая теория»

к.г.н. Лебедев

 

 

Чита, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

     Введение………………………………………………………….………..3

  1. Понятие фискальной политики, ее краткосрочные и долгосрочные цели. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.
    1. Краткосрочные и долгосрочные цели………………………………..……4-7
    2. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…….7-12
  2. Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Достоинства и недостатки фискальной политики.
    1. Инструменты фискальной политики………………………………..…12-15
    2. Мультипликатор государственных расходов и налогов……………15-20

2.3 Достоинства и недостатки фискальной политики…………………20-22

  1. Особенности фискальной политики в России……………..……22-27

      Заключение………………………………………………………..…28-29

       Список использованной литературы………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным 2 видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической науки не исчерпала себя. Множество спорных и нерешенных проблем реализации фискальной политики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшего совершенствования и решения. В прошлом, в течение длительного времени, бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения объема производства страны.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

  • сущностной характеристики фискальной политики,
  • видов фискальной политики,
  • инструментов фискальной политики,
  • роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно отметить, что эту тему изучали многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всех учебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.

При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.

 

1 Понятие фискальной политики, ее краткосрочные и долгосрочные цели. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.

 

                 1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели.

 

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень национального дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с другой — за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни национального дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса.  Кейнсианский крест представляет собой самую простую интерпретацию стабилизации национального дохода в краткосрочном периоде.

Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны, что фискальная политика является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

Наиболее правильным является определение фискальной политики как мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Фискальная политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство использует инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей здесь является приближение объема ВВП к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов ВВП является целью политики экономического роста, а уменьшение реального ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем — целью политики ограничения деловой активности.

 

 

 

На рис. 1 продемонстрированы последствия применения фискальной политики. Тренд А показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Заметны довольно большие изменения величины ВВП, уровня занятости, а значит, и цен за рассматриваемый отрезок времени относительно тенденции экономического развития (тренд Б). Вследствие воздействия инструментов фискальной политики в экономике не будет столь значительных колебаний данных величин, что свидетельствует о стабилизации (тренд В). Конечно, наиболее желанным вариантом исправления ситуации для экономики было бы полное совпадение трендов Б и В, но при помощи только фискальной политики добиться этого сложно.

Рисунок 1 – Стабилизационная роль фискальной политики.

Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений Т.

Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Гили комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

Таким образом, фискальная политика является одним из основных инструментов экономической политики государства. В рыночных условиях, когда экономика имеет циклическое развитие, с помощью фискальной политики государство может сгладить конъюнктурные спады, тем самым не нарушив макроэкономическое равновесие. Данный вид государственного вмешательства в экономику имеет весьма сильный эффект как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

1.2 Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.

Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая — для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема — сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая — наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика, способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой — позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие: во-первых, рост совокупного спроса с AD1 до AD2 приводит к увеличению национального дохода с Y1 до У2 (рис. 2). Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога — повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS2 и росту национального дохода с Y2 до У3. В итоге уровень национального дохода увеличится с У1 до У3. Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Информация о работе Фискальная политика и её особенности в России