Фискальная политика и её особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Понятие фискальной политики, ее краткосрочные и долгосрочные цели. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.
Краткосрочные и долгосрочные цели………………………………..……4-7
Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…….7-12
Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Достоинства и недостатки фискальной политики.
Инструменты фискальной политики………………………………..…12-15
Мультипликатор государственных расходов и налогов……………15-20
2.3 Достоинства и недостатки фискальной политики…………………20-22
Особенности фискальной политики в России……………..……22-27
Заключение………………………………………………………..…28-29
Список использованной литературы………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая исправлена.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

первоначальное изменение расходов = ∆G;

первое изменение потребления = b*∆G;

второе изменение потребления = b2*∆G;

∆Y = ∆G (1 + b + b2 + ...).

Рисунок 6 – Мультипликатор государственных расходов

 

Мультипликатор государственных расходов:

 ∆Y/∆G = 1/(1-b).

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y=C + I + G

C= a+b*Y

где

Y = C + I + G- основное  макроэкономическое тождество;

С = а + b*Y - потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a + b*Y + I + G →Y-b*Y=a + I + G→Y*(1-b)=a + I + G,

Y=1/(1-b)*(a+I+G)

где (а+ I + G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,

а*1/(1-b) - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

Y=C+I+G

C = a + b(1-t)*Y

Исходя из этого:

Y=1/(1-b*(1-t))*(a+I+G),

где 1/(1-b*(1-t)) мультипликатор расходов в закрытой экономике;

t - предельная  налоговая ставка.

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

t=∆T/∆Y

где t - предельная ставка налогообложения;

∆T - прирост суммы вносимого налога;

∆Y - прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y = C + I + G + Xn;

C = a + b*(1-t)*Y;

Xn =g-m'*Y,

где

Y = C + I + G + Xn - основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*(1 - t)*Y - потребительская функция;

Xn =g-m'Y - функция  чистого экспорта.

Y=1/(1-b*(1-t)+ m')*(a+I+G+g)

где 1/(1-b*(1-t)+ m') - мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m' - предельная склонность к импортированию.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину ∆T(рис. 7). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆T*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

∆Y=-∆T*b/(1-b)

где

∆Y//∆T=-b/(1-b) – мультипликатор налогов.

 

Рисунок 7 – Мультипликатор налогов.

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

T = t*Y

где t - предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b*(Y- t*Y) = а + b* (1 - t)*Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt = -b/(1-b*(1-t)),

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид:

T=Ta + t*Y,

где Та — автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.);

t - предельная  налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений Т от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a+b*(Y-(Ta+T*Y))

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = 1/(1-b*(1-t)+ m')*(a+I+G+g) - b/(1-b*(1-t)+ m')* Ta,

где - b/(1-b*(1-t)+ m') - мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

∆Y = ∆G*1/(1-b*(1-t)+ m') - ∆Ta* b/(1-b*(1-t)+ m')

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆G = ∆T, где под символом ∆T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G - все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастет на величину:

∆Y =∆G*1/(1-b*(1-t)+ m')

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ∆Та = ∆G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

∆Y =-∆Та *b/(1-b*(1-t)+ m')

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

∆Y =-∆Та (∆G)*{ 1/(1-b*(1-t)+ m'- b/(1-b*(1-t)+ m'))}

т.е. ∆Y ‹ ∆G = ∆Та.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Таким образом, мультипликатор государственных расходов и налогов, в отличие от того же денежного мультипликатора, имеет довольно таки большое значение. Это означает, что даже небольшое изменение государственных расходов или налогов, имеет весьма большой позитивный или негативный результат для экономики. Поэтому развитые государства с устойчивой экономикой очень осторожно подходят к изменениям данных параметров.

 

2.3 Достоинства и недостатки фискальной политики.

     К достоинствам фискальной политики следует  отнести:

              1.Эффект мультипликатора. Все инструменты  фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект  воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

           2.Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период  времени между принятием решения  об изменении политики и появлением  первых результатов ее изменения. Когда правительством принято  решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

          3.Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы  являются встроенными, то правительству  не нужно предпринимать специальных  мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

     Недостатки  фискальной политики:

     1. Эффект вытеснения. Экономический  смысл этого эффекта состоит  в следующем: рост расходов бюджета  в период спада (увеличение государственных  закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

     2. Наличие внутреннего лага. Внутренний  лаг – это период времени  между возникновением необходимости  изменения политики и принятием  решения о ее изменении. Решения  об изменении инструментов фискальной  политики принимает правительство,  однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

     3. Неопределенность. Этот недостаток  характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

     4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских  методов регулирования экономики  – монетаристы (monetarists), сторонники  теории экономики предложения  (supply-side economics) и теории рациональных  ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

     Особенно  остро проблема бюджетного дефицита  проявилась в большинстве развитых  стран, использовавших после П  мировой  войны кейнсианские методы  регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем. ( По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", )

Информация о работе Фискальная политика и её особенности в России