Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:04, реферат
Основными элементами общества как системы являются индивиды, социальные группы, общности, продукты материальной и духовной деятельности людей (социальные институты, нормы, обычаи, традиции, ценности), виды действий и взаимодействий индивидов, коллективные представления, народ, этнос, нация, государство.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
Формационная концепция.............................................................................. 4
Цивилизационные концепции........................................................................ 11
Вывод............................................................................................................. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................
В 80 гг. ХХ века американский
футуролог Э. Тоффлерв работе «Третья
волна» (1980) изложил свое понимание индустриального
общества. Согласно
общеисторической схеме, предложенной
в этой работе, сельскохозяйственная цивилизация»,
именуемая «первой волной», на заре Нового
времени «отхлынула», уступив место «второй
волне» – «индустриальной» цивилизации.
На смену ей в условиях чрезвычайных изменений
в обществе конца XX века приходит «третья
волна» – грядущая цивилизация, которой,
однако,
Э. Тоффлер не сумел подыскать адекватного
названия. Э. Тоффлер отмечает, что ядром
индустриальной цивилизации выступает
машинное производство, массовое и сильно специализированное по своей сути. В индустриальном обществе
постепенно теряет ценность родовая принадлежность
того или иного человека, изменяются представления
о его роли в обществе. Он начинает рассматриваться
как автономная, свободная личность.
Человек освобождается от предназначенной
ему социальной роли, перед ним возникает множественностьвыбор
своей судьбой, изменять положение в обществе,
род занятий, вероисповедание. Теперь
уже ценится не принадлежность человека
к той или иной группе, а то, чего достиг
он сам. Причем успех зачастую измеряется количеством денег. Характерной чертой индустриального
общества становится тотальное отчуждение, существенными
признаками которого являются отчуждение
человека от самого себя, от других людей
и от общества в целом. В настоящее время
мировая цивилизация входит в новый этап
развития, который исследователи называют информационным, или п
Контуры информационного общества были
обрисованы в отчетах,
представленных японскому правительству
рядом организаций (Агентство экономического
планирования, Институт разработки использования
компьютеров, Совет по структуре промышленности).
В данных отчетах
информационное общество определялось
как такое, где процесс
компьютеризации даст людям доступ к надежным
источникам информации,
избавит их от рутинной работы, обеспечит
высокий уровень автоматизации
производства. При этом изменится и само
производство: продукт его станет
более информационно-емким, что означает
увеличение доли инноваций,
дизайна и маркетинга в его стоимости.
В целом, в рамках теории информационного
общества обозначились
различные направления и тенденции, концентрирующие
внимание на тех или
иных сторонах существующих в обществе
отношений в области информации
технико-технологических средств ее передачи,
хранения и переработки,
рассматривающие различные социальные
перспективы в качестве возможных, желательных
или негативных. Так, У. Мартин отмечает, что в информационном
обществе:
• информация выступает в качестве важного
стимулятора перемен в обществе, формирует
«информационное сознание»;
• информация выступает в качестве ресурса,
услуг, товара, источника
добавочной стоимости и занятости;
• свобода информации ведет к политическим
процессам, которые
характеризуются растущим консенсусом
в обществе;
• возрастает культурная ценность информации
в интересах развития человека и его социальных
образований.
Новый этап общественного развития именуют
также постиндустриальным. Родоначальник
концепции постиндустриализма Д. Белл в 60-е годы ХХ в. указал на определяющие
черты складывающегося нового общественного
устройства. Для постиндустриальной стадии
характерен переход от производства вещей
к производству услуг, причем
услуг, связанных прежде всего со здравоохранением,
образованием, исследованиями и управлением.
Эта черта постиндустриального общества
тесно связана с изменениями в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции,
профессионалов и «технического класса».
Центральное место в постиндустриальном
обществе, по Д. Беллу, занимает знание, и притом знание теоретическое.
Для постиндустриального общества будет
характерна новая элита, основанная на
квалификации, получаемой индивидами
благодаря образованию, а не на обладании
собственностью, наследуемой или приобретаемой
за счет предпринимательских способностей,
и не на политической позиции, достигаемой
при поддержке партий и групп. В обществе развивается интеллектуальная
технология, причем ее развитие становится
возможным благодаря компьютеризации.
Соединение науки, техники и экономики
осуществляется в форме научных исследований
и разработок. Ориентированность в будущее
– еще одна черта индустриального общества
– предполагает контроль за технологиями, оценку
технологий, разработку моделей технологического
прогноза.
Для отражения изменений, происходящих
в настоящее время, М. Кастельс предлагает
использовать термин информациональное общество.
Он указывает, что термин «информационное
общество» подчеркивает роль информации
в обществе. Информация же в самом широком
смысле, т.е. как передача знаний, имела
критическую важность во всех обществах,
включая средневековую Европу, которая
была культурно структурирована и в некоторой
степени объединена вокруг схоластики.
В противоположность этому термин «информациональное»
указывает на атрибут специфической формы
социальной организации, в которой благодаря
новым технологическим условиям, возникающим
в данный исторический период, генерирование, обработ
экономика нового типа именуется М. Кастельсом
информациональной и глобальной.
Вывод.
Каждая из рассматриваемых концепций
необходима и важна, но недостаточна сама
по себе. Так, цивилизационный подход сам
по себе не может объяснить причины и механизм
перехода от одной ступени цивилизации
к другой. И "формационщики" и "цивилизационщики"
обладают обширными возможностями для
преодоления односторонности и обогащения
своих концепций. В частности, "формационщикам"
наряду с задачей освобождения своей концепции
от того, что не выдержало проверку временем,
предстоит наверстать длившееся десятилетиями
отставание марксизма в разработке проблем,
связанных с цивилизацией.
По мере развития мировой цивилизации,
изменения природной и социально-экономической
среды, можно предположить появление новых
гипотез, концепций об общественном развитии
и философии истории, которые учтут происходящие
в мире и обществе изменения.
Список литературы:
1. Крапивинский С.Э. Социальная философия.
М., 1998
2. Лысак И.В.Общество как саморазвивающаяся
система:
Учебное пособие по курсу «Социальная
философия» длястудентов высших учебных
заведений. – Таганрог: Изд-воТТИ ЮФУ,
2008. – 112 с.
3. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия:
Учебник для студентов высших учебных
заведений. Издание второе, исправленное
и дополненное.– М.: 1998.– 288 с.
Информация о работе Формационный и цивилизационный подходы к развитию экономики