Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть характеристику отрасли здравоохранения в Российской Федерации;
раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение;
изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ………………………….
4
1.1
Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы…
4
1.2
Нормативно-правовое регулирование воздействия государственных финансов в России на отрасль здравоохранения……………………………………………….
6
1.3.
Современное состояние отрасли здравоохранения в России………………………………………………………......
10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ…………………………..
15
2.1
Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику…………………………………………………...
15
2.2
Формы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..
17
2.3
Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..
19
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ……………………….....
25
3.1
Проблема развития здравоохранения в России……………...
25
3.2
Перспективы развития здравоохранения в России……….....
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...………
Амортизационная политика – составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность.
Субсидии – это средства, выделяемые из бюджета конкретному юридическому лицу или направленные на поддержание какой – либо хозяйственной деятельности, доходы от которой не покрывают величину расходов [19];
Субвенции – денежная или натуральная помощь, оказываемая государством субъектам Федерации или местным бюджетам, предназначенная для определенных целей [19];
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах [19].
С бюджетными расходами связаны
также льготное кредитование и страхование,
поскольку более низкий уровень
ссудного процента и страхового тарифа
по услугам коммерческих банков и
страховых компаний обеспечивается
бюджетным субсидированием
Методы финансового
Профессор М.Л. Седова выделяет две основные формы воздействия государственных финансов – прямую и косвенную.
К прямому государственному
регулированию относится
Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.
Государственное регулирование
цен на лекарственные средства осуществляется
путем государственной
В перечень жизненно важных
лекарственных средств входит примерно
5,5 тыс. Цены на них регулируются Росздравнадзором.
Конечная цена состоит из суммы предельной
зарегистрированной цены производителя
и оптовой и розничной
Оптовая "накрутка" на лекарства стоимостью ниже 50 рублей - 20%, от 50 до 500 рублей - 15%, свыше 500 рублей - 10%; розничные надбавки - 32%, 28% и 15% соответственно.
В 2009-2011 гг. продолжается реализация
приоритетного национального
Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы, и составляют на 2010 год - 392,9 миллиарда рублей. Предоставление бюджетных средств на здравоохранение осуществляется в следующих формах:
Введено в действие с 1 января 2011 года Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». Сумма составит 300 000 тыс. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований на здравоохранение в 2009 году составил 329,4 млрд. рублей, в 2010 году - 392,9 млрд. рублей, в 2011 году - 406,4 млрд. рублей.
Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений. В здравоохранении это реализация таких направлений государственного воздействия как:
- целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Объемы финансирования отрасли по Программе составляют 188067 млн. рублей. Соответственно в сфере здравоохранения будет увеличиваться спектр оказываемых услуг, увеличатся поступления денежных средств в бюджет.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 «Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Осуществление и финансирование
государством данных программ приводит
к росту потребления
Основные методы воздействия государственных финансов на медицинскую промышленность, как говорилось в первом пункте данной главы, делятся на налоговые и бюджетные.
С 2010 года отменён единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования, федеральный и территориальные ФОМС, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.
В 2010 году в Пенсионный Фонд поступило – 43 215,2 млн. руб.; в Фонд Социального Страхования – 3 349,4 млн. руб.; в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования – 3 067,5 млн. руб.
В 2010 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации).
Система здравоохранения в РФ базируется на обязательном медицинском страховании. Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан страны независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и доходов. Все граждане страны имеют право на получение бесплатных медицинских услуг включенных в программу обязательного медицинского страхования.
В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.
Страховые взносы перечисляются на всех граждан, однако использование перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг.
Из общей численности
застрахованных страховыми медицинскими
организациями на долю 14 наиболее крупных
страховых медицинских
В общей сумме расходов
страховых медицинских
А так же действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.
28 декабря 2010 Федеральным законом № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена налоговая ставка в размере 0 % к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими медицинскую деятельность. Изменения вступили в силу. Теперь Правительство РФ утвердило перечень тех видов медицинской деятельности, для которых, собственно, действует нулевая ставка по налогу на прибыль. В Перечень 125 видов медицинской деятельности (акушерство и гинекология, кардиология, нейрохирургия). Доходы учреждения от медицинской работы должны будут составлять не менее 90 процентов от всех доходов.
Существует льгота по налогу на добавленную стоимость. Не подлежит налогообложению реализация медицинских товаров.
Налогом с продаж не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий.
Так же не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция: лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и предметов торговли медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл.
Так же государством выделяется определенное количество субсидий. Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам.
В 2010 и 2011 году Правительство РФ определило следующий перечень субсидий:
1) Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25 августа 2011 г. N 766 “О выплате дополнительной субсидии на увеличение фонда оплаты труда в 2011 году медицинским работникам в ЛПУ, подведомственным органам управления здравоохранением города Москвы, участвующим в территориальной программе ОМС»
2) На оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации по профилю: абдоминальная хирургия, акушерство и гинекология, нейрохирургия, онкология, офтальмология, педиатрия, сердечно сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, урология, трансплантация. В общем объеме 4000000 тыс. руб.
3) На финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей).
4)Федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям субсидий федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, оказывающим в соответствии с законодательством Российской Федерации услуги по протезированию инвалидам, а также лицам, не имеющим группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающимся в протезно-ортопедических изделиях.
5) Отдельным общественным организациям, уставная деятельность которых направлена на решение социальных проблем, и некоммерческим объединениям, созданным и действующим в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. В общем объеме 774 293,3 (тыс. руб.)
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2010 г. N 472 «Распределение субсидий, предоставляемых в 2011 году из Федерального Бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения» В общей сумме 6149900 тыс.руб. В их числе: Республика Бурятия – 500000 тыс.руб. (Государственное учреждение здравоохранения "Бурятский республиканский клиническонкологический диспансер", г. Улан-Удэ) и др.
Таким образом, государство, используя различные финансовые формы и методы, призвано решить одну из важнейших задач – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами системы здравоохранения.