Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 22:39, курсовая работа
Государственное регулирование экономики— это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитиеобщества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 9
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики 10
4. Формы и методы государственного регулирования экономики 13
4.1 Государственное экономическое прогнозирование 14
4.2 Государственное экономическое программирование 15
4.3 Бюджетно-налоговая система 17
4.4 Денежно – кредитная политика 20
4.5 Регулирования валютного курса 24
5. Государственное регулирование в современной России 26
Заключение 30
Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
Основными
объектами на которые направлено
воздействие государства в
Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.
Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.
Главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:
1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:
2) Обеспечение
рамочных условий
3) Обеспечение социальной стабильности:
4) Координация хозяйственной деятельности:
5) Поддержка конкурентной среды:
6) Управление
государственным сектором в
4. Формы и методы
Государственное
регулирование экономики
Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение
- это согласие, выданное в письменной
или устной форме субъектом управления.
Государство дает разрешение на ведение
многих видов экономической
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
Рассмотрим
основные инструменты и их роль в
регулировании экономики
4.1 Государственное экономическое прогнозирование
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.
Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.
4.2 Государственное экономическое программирование
Государственное
экономическое программирование представляет
собой высшую форму государственного
регулирования экономики. Это обусловлено
тем, что социально - экономические
программы, базируясь на экономических
прогнозах, используют весь комплекс элементов
государственного регулирования экономики
и имеют целевую
В зависимости
от использования различных
По срокам государственного программирования различают:
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
Субъектами
экономического программирования являются
государственные учреждения, ответственные
за составление программ, их осуществления
и контроль над ними. Программы
разрабатываются специальным
4.3 Бюджетно-налоговая система
Бюджетно-налоговая
система – один из существенных
рычагов реального
Переход
к рыночным отношениям, разгосударствления
и приватизации существенным образом
изменили налогооблагаемую базу: центр
тяжести перенесли на доходы предприятия
частного сектора; изменилась структура
доходов хозяйствующих
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики