Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:51, реферат
Конкуренция - это состязание между производителями товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Целью данной работы является анализ эволюции понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Задачами в моей работе является рассмотрение следующих вопросов: что такое конкуренция, какие функции она выполняет, на какие виды делится, какие особенности конкуренции существуют в России, какие существуют модели совершенной и несовершенной конкуренции.
* Чистая (совершенная) конкуренция.
Это такое состояние рынка,
когда большое количество фирм
производит аналогичную
* Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
* Монополистическая конкуренция.
Конкуренция
1.Совершенная 2.Несовершенная
2.1.Монополистическая 2.2.Олигополия 2.3. Монополия
конкуренция
1. Совершенная.
Имеет место там, где действует
множество независимых
2. Несовершенная.
2.1. Монополистическая
Предполагает сочетание
2.2.Олигополия
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует не¬сколько крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникно¬вению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необ¬ходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок
В зависимости от типа производимой продукции различат чис¬тую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олиго¬полии производят однородный продукт (алюминий, цемент, медь и т.п.). Идентичность этих товаров и определяет близость цен на них.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной (ав¬томобили, катера, шины, электробытовая техника и т.п.).
К олигополии как рыночной структуре
относят картель, который представляет
собой сговор нескольких фирм по поводу
цен и объемов выпуска
2.3.Монополия.
Основными признаками монополии являются:
1) Высокая концентрация
2) Господствующее положение этих фирм на рынке определенных товаров.
3) Установление монопольных цен,
завышенных(при продаже) или
Естественная монополия
1) В отраслях, где экономически
оправдано крупномасштабное
2) Где целесообразно иметь
3) Монополия естественна при
добыче редких ископаемых или
производстве редких сортов
Искусственная монополия.
Монополия специально созданная путем
концентрации в чьих-либо руках определенной
хозяйственной деятельности. Исторически
сложилось три главных формы
союзов, которые могут заключать
фирмы с целью получения
1) Картели
2) Синдикаты
3) Тресты
Основные различия между ними широте соглашений участников и масштабах их объединения.
Наиболее простая и
Эта форма предполагает, что участники договариваются о разделе рынков и производственных квотах(кто и сколько производит), а также об уровнях цен.
Синдикат организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определенных количествах и по определенным ценам. Эта форма действий характерна для промышленных фирм, договаривающихся с крупными торговыми компаниями о единой реализации своей продукции.
Трест – самый тесный монополистический союз. Входящие в него предприятия объединены полностью под единым управлением. Такие сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма.
Недобросовестная конкуренция.
Во многих странах применяются
специальные законы, направленные на
противодействие
1) Самовольное использование
2) Распространение ложных
3) Некорректное сравнение
4) Оказание влияния на решение
конкурента с целью
5) Приобретение коммерческой
6) Введение в заблуждение
7) Прямой обман потребителя и заказчиков.
Значение и роль конкуренции
Во-первых, конкуренция обеспечивает
равноправное положение участников
экономических отношений —
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает
как контрольная система
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
Заключение
Конкуренция является
Чрезмерная монополизация,
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.