Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:18, курсовая работа
Характеристика основных формы организации национальной экономической деятельности. Типы предприятий по формам специализации экономической деятельности и приверженности инновационной стратегии развития.
1. Морфология экономической деятельности
2. Организационные формы национальной экономической деятельности.
2.1 Понятие предприятия (фирмы)
2.2 Причины возникновения предприятий (фирм)
2.3 Организационно-экономические формы предприятий
2.4 Типы предприятий по формам специализации экономической деятельности
2.5 Типы предприятий по приверженности инновационной стратегии развития
2.6 Ассоциации предприятий
Выводы
Литература
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики и финансов
Курсовая работа
По дисциплине «Национальная экономика»
Формы организации национальной экономической деятельности
Студент группы 2ЭКб2Ка-1 Бузмакова И.А.
Преподаватель
2014
Содержание.
1. Морфология экономической деятельности
2. Организационные формы
2.1 Понятие предприятия (фирмы)
2.2 Причины возникновения предприятий (фирм)
2.3 Организационно-экономические формы предприятий
2.4 Типы предприятий по формам специализации экономической деятельности
2.5 Типы предприятий по приверженности инновационной стратегии развития
2.6 Ассоциации предприятий
Выводы
Литература
1. Морфология экономической деятельности
Разработка морфологии (строения, формы) национальной экономической деятельности корнями уходит в борьбу методологий, которая во второй половине XIX в. противопоставила мнения теоретиков, стремившихся открыть общие законы экономической деятельности, и историков, занимавшихся изучением конкретных особенностей этой деятельности. Конкурировали английские и немецкие экономические и исторические школы. Последовательно возникали и формулировались понятия системы и типа организации: от «стадий экономического развития» (переход от индивидуальной экономики к домашнему замкнутому хозяйству, а затем к городскому хозяйству и через него к национальной экономике) до теории экономических порядков как абстрактных типов экономической системы (Вальтер Ойкен — XX в.).
Экономическая
система, по определению немецкого
экономиста Вернера Зомбарта (1863-1941),
характеризуется тремя группами признаков:
- дух — основные побудители
экономической деятельности;
- форма — совокупность
социальных, юридических и институциональных
элементов, которые определяют рамки экономической
деятельности и отношения между экономическими
агентами (права собственности, статус
труда, роль государства);
- субстанция —
техника, совокупность материальных
способов, с помощью которых получают
и трансформируют блага.
По этим признакам
В. Зомбарт выделил пять основных экономических
систем:
A. Система замкнутого хозяйства (дух — стремление к самообеспечению; форма — единая и единственная власть; субстанция — техника рудиментарна и малопрогрессивна).
Б. Система ремесленного хозяйства (дух — удовлетворение потребностей городских жителей; форма — ремесленные цехи с иерархией мастеров и подмастерий; субстанция — техника малопрогрессивна).
B. Система капиталистической
экономики (дух — стремление к
наивысшей прибыли; форма — частная
собственность на средства
Г. Система коллективистской экономики (дух — экономическая стабильность, сопровождаемая удовлетворением потребностей населения; форма — коллективная собственность на средства производства; государство управляет производством и распределяет продукты, обеспечивая равновесие между спросом и предложением, сбережениями и инвестициями; субстанция — техника на уровне капиталистической системы).
Д. Система корпоративной
экономики (дух — стремление избежать
анархии на основе управления организованными
корпорациями со стороны государства;
форма — группы представителей различных
профессий по промышленным отраслям или
по другим видам деятельности; частная
собственность на средства производства;
государство — арбитр между всеми видами
деятельности; субстанция — техника на
уровне капиталистической системы).
Понятие экономической
системы имеет как положительные, так
и отрицательные стороны:
- понятие системы
служит полезным связующим
- понятие системы несовершенно,
так как не предлагает никаких логических
категорий, которые можно было бы использовать
в анализе экономической деятельности,
поэтому искажает реальные экономические
процессы.
Наиболее адекватным
является описание морфологии экономической
деятельности с помощью категории рассмотренного
выше экономического порядка. Чем больше
масштабы разделения труда и чем интенсивнее
оно протекает, тем выше требования, предъявляемые
к экономическому порядку. От последнего
зависит то, как сочетаются между собой
отдельные планы и действия, какие потребности
удовлетворяются и как вообще осуществляется
регулирование. От установления конкретного
экономического порядка зависит, удастся
ли осуществить достаточное регулирование
экономического процесса.
Следует отметить,
что в конце XX — начале XXI в. во многих странах
мирового сообщества получает развитие
экономический порядок, предусматривающий
сочетание рыночного механизма и активного
государственного вмешательства в экономическую
деятельность, — смешанная экономика.
В условиях этого порядка рыночный механизм
призван обеспечивать удовлетворение
индивидуальных и некоторых общественных
потребностей, активное государственное
вмешательство касается главным образом
отраслей, обеспечивающих качество жизни
населения страны за счет поддержания
на высоком уровне социальной сферы, а
также отраслей, обеспечивающих национальную
безопасность страны и решение важнейших
стратегических задач ее развития. Такой
экономический порядок, установившийся
в большинстве развитых стран мирового
сообщества, получил название социально
ориентированной рыночной экономики.
Отличие социальной рыночной экономики
от рыночной экономики времен Адама Смита
весьма существенно. «Невидимая рука рынка»
не может преодолеть «шоки» рынка, то есть
не может решить проблему социальной составляющей
экономической деятельности. Интересы
частнопредпринимательской деятельности
постоянно входят в противоречие с необходимостью
решения общенациональных социальных
проблем. Социальная рыночная экономика
имеет стратегической целью «уравновешивание»
этих противоречий, позволяющее нейтрализовать
негативные эффекты предпринимательской
деятельности в социальной и экологической
сферах, а также в сфере обеспечения национальной
безопасности.
Наиболее проблемным
в этом экономическом порядке
является определение степени
и формы вмешательства
Мировая практика
свидетельствует о наличии различных
форм государственного вмешательства
в экономику. Это либо существенная доля
государственной собственности, либо
централизованные государственные расходы
и доходы в виде процента к общему объему
ВНП, либо индикативное планирование развития
важнейших отраслей национальной экономики,
либо сочетание этих форм. Можно лишь констатировать,
что в динамично развивающихся странах
не существует национальных экономик,
независимых от государства. Многие промышленно
развитые страны, например Германия и
Швеция, отличаются относительно низким
объемом государственной собственности.
В Великобритании государство в большей
степени вовлечено в акционерный капитал.
После окончания Второй мировой войны
Япония в отличие от Франции и Италии оставила
инвестиции в частном секторе и не национализировала
ключевые отрасли экономики. Уровень государственных
расходов и доходов в Японии самый низкий
по сравнению с другими промышленно развитыми
странами: 17,0 и 13,6% соответственно (во Франции
— 43,1 и 41,4%, а в Италии — 51,3 и 36,9%). Однако
этот показатель еще не в полном объеме
характеризует роль государства в экономической
деятельности этой страны. Японские политики
уделили большое внимание планированию
целей и использованию налоговых стимулов
для регулирования инвестиционных потоков.
Стратегическое индикативное планирование
и право устанавливать приоритеты для
инвестиций и производства были сосредоточены
в Министерстве международной торговли
и промышленности.
Однако существует
определенная опасность сочетания непосредственного
вмешательства государства и контроля
со стороны «рыночных сил». Эта опасность
состоит в том, что при определенных условиях
может оказаться вполне реальным сосредоточение
экономической власти в руках определенных
мощных экономических групп и прямое перерастание
их в «мафиозные» структуры. Проникновение
этих групп во властные структуры может
привести к дезорганизации всей экономической
деятельности. Поэтому следует бороться
не с так называемыми злоупотреблениями
экономической власти, а с экономической
властью. Эта «борьба» должна стать методологической
основой формирования институциональной
системы страны, в частности ее антимонопольной
составляющей. Правительство и законодательная
власть должны проводить антимонопольную
политику, направленную на недопущение
экономической власти. В то же время в
современном мире, где интенсивно развивается
процесс глобализации, антимонопольная
политика должна быть достаточно гибкой.
Конкурентные преимущества
национальной экономики во многом определяются
крупными национальными и транснациональными
концернами, их способностью захвата подавляющей
доли мирового рынка товаров, услуг, капиталов.
Борьба с монополиями не должна превращаться
в самоцель, способную подорвать конкурентоспособность
страны на мировых рынках.
Вместе с тем антимонопольная
политика должна быть направлена на предотвращение
отрицательных эффектов монополистической
деятельности. Одним из таких эффектов
является неограниченное накопление частной
собственности, которое ведет при достижении
определенной степени господства на рынке
к качественному скачку и к проблеме экономической
и политической власти. С другой стороны,
антимонопольная политика должна способствовать
созданию правовых условий для развития
свободной конкуренции, поддержки малых
и средних предпринимателей, позволяющих
этим предпринимателям получать свободный
доступ к ресурсам и рынкам сбыта продукции.
При этом должны учитываться социальные
ограничения предпринимательской деятельности,
без которых остается без внимания социальная
обусловленность подавляющего числа стратегических
целей экономической деятельности.
2. Организационные формы
2.1 Понятие предприятия (фирмы)
Рассматривая понятие «
В XVIII — начале XIX в. основным экономическим
субъектом считался индивид. Он рассматривался
как инструмент богатства и мощи государства.
С конца XIX — начала XX в. в качестве активных
и мощных субъектов становятся группы
людей, функционирующие в составе различных
объединений — предприятий (фирм). Что
же следует понимать под словом «предприятие»
(«фирма»)? Каковы причины возникновения
предприятия? Какие существуют виды предприятий?
Каковы их функции?
Итак, в общем виде предприятие (фирма)
представляет собой своеобразную производственную
единицу, которая на основе единого имущества
обладает следующими чертами:
- наличие единого имущества
позволяет владельцам (руководителям)
предприятия брать на себя
риск, связанный с производством
товаров (услуг), и обеспечивает единство
предприятия, когда оно состоит
из диверсифицированных и
- предприятие комбинирует
- на предприятии существует различие
между агентами, обеспечивающими факторы
производства, и предпринимателем: труд
поставляется наемными работниками, капитал
— заимодавцами; предприятие — есть лишь
центр комбинирования факторов, получаемых
на рынках труда, материальных ресурсов
и капиталов. Оно обеспечивает связь между
рынками факторов производства и рынками
продуктов;
- цель предприятия — продажа продукта на рынке: предприятие работает на то, чтобы сбыть на рынке товары или услуги, которые оно производит;
-оно имеет своей целью удовлетворение оплачиваемых потребностей, то есть спроса, обеспеченного покупательной способностью; - предприятие стремится к достижению прибыли или положительного чистого денежного потока в достаточно длительной перспективе.
Выделяются следующие концепции предприятия: 1) продуктовая концепция: предприятие — совокупность выводимых на рынок товаров и услуг, имеющих общий товарный знак, зарегистрированный в соответствующих юридических органах; 2) ресурсная концепция: предприятие — это совокупность определенным образом организованных и управляемых ресурсов (факторов производства), используемых в процессе производства и вывода на рынок товаров и услуг; 3) социальная концепция: предприятие — это организация, гармонизирующая интересы всех участников процесса производства и вывода на рынок товаров и услуг; 4) институциональная концепция: предприятие — это совокупность действующих на нем формальных и неформальных норм и правил (институтов), регламентирующих поведение агентов, выполняющих возложенные на них обязанности по организации и непосредственному участию в осуществлении производственного процесса и вывода на рынок товаров и услуг. Приведенные концепции, по существу, объединяют весь спектр целей и способов их достижения, которые присущи любому предприятию как в отношении формы собственности, размера, производственного профиля, так и в отношении отраслевой принадлежности или территориального размещения.
2.2 Причины возникновения предприятий (фирм)
Почему же возникают
Основным постулатом классической экономической теории являлось следующее утверждение Артура Салтера: «Нормальная экономическая система работает сама по себе. Ее текущие операции проходят вне централизованного контроля, она не нуждается в центральном органе. По многим видам человеческой деятельности и человеческих потребностей предложение приспосабливается к спросу, а производство — к потреблению благодаря автоматическому, гибкому и реагирующему на изменения процессу». Это утверждение, по мнению адептов классической теории, обусловлено действием механизма цен, который регулирует экономическую деятельность в условиях рынка. Однако практика предпринимательской деятельности показывает, что наряду с действием механизма цен существуют, по выражению Дж. Э. Робертсон, «островки сознательной власти в океане бессознательной кооперации». Такими «островками» являются организации (фирмы), в которых не действует механизм цен, а координация производства осуществляется предпринимателем. Почему же предпринимателю целесообразнее создавать фирму, а не пользоваться услугами рынка для получения тех или иных факторов производства? Р. Коуз предлагает следующее объяснение поведения предпринимателя. Механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения представляют какие-то собственные выгоды. Иначе говоря, предпринимателю выгоднее создавать организацию, поскольку он получает от этого определенную выгоду. В чем же выражается эта выгода? Дело в том, что действие механизма цен небесплатно. Существуют издержки, связанные с использованием ценового механизма. Эти издержки непосредственно связаны с процессом обмена, то есть с процессом поиска партнеров по трансакциям, ведением переговоров, заключением контрактов и т. п. Эти трансакционные издержки оказываются существенно большими, чем издержки, связанные с интеграцией производственного процесса в рамках одной организации (фирмы). Разница в издержках появляется в результате, с одной стороны, своеобразия внутрифирменных контрактов на выполнение функций работниками, заключение которых не требует больших издержек, поскольку трудовые контракты заключаются, как правило, на длительные сроки и позволяют предпринимателю не формулировать подробно всех функций. С другой стороны, налоговая система такова, что основная доля налоговых платежей приходится на рыночные трансакции (налог на прибыль, налог с продаж или на добавленную стоимость и т. п.). Но такие налоги не выплачиваются с внутрифирменных контрактов. Именно это является главной причиной появления фирм. Здесь, правда, следует отметить, что неправильно сконструированная налоговая система, предусматривающая чрезмерно высокие налоги с заработной платы работников, побуждает предпринимателей «уводить в тень» реальную заработную плату работников. Если бы эта заработная плата показывалась в полном объеме, и предприниматель полностью платил соответствующие налоги, многие фирмы вынуждены были бы прекратить
Информация о работе Формы организации национальной экономической деятельности