Формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

В первую очередь, необходимо определить, что такое экономика, ведь собственность будет рассматриваться с точки зрения экономики.
Экономика – хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Соответственно, где есть производство, там есть и хозяин, а если есть хозяин, значит, есть и экономическая деятельность, значит, существует проблема собственности.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия «собственность»…….6
1.1. Понятие и сущность собственности……………………………..…7
1.2. Возникновение и развитие форм собственности ………….……..10
Глава 2. Классификация форм собственности ……………………….14
2.1. Современные виды форм собственности…………..……………...15
2.2. Формы собственности стран Таможенного Союза….…………...22
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованных источников ………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике_1.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

     Также существует партнерская собственность, которая является частью общей долевой  собственности. Партнерская собственность  возникает, когда право собственности  принадлежит двум и более лицам. Она образуется в результате добровольных взносов (денежных или иных) участников партнерства. Предприятия, основанные на партнерской собственности, легко учредить. Они обладают широкими финансовыми возможностями. Вместе с тем партнерство может иметь сложности в управлении (несовпадение экономических интересов участников). Сохраняется риск распада фирмы, действующей на базе партнерской собственности.

     Муниципальная собственность примыкает непосредственно  к государственной, которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства; собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну.

     В Российской Федерации установлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как:

  • исключительное право представительных органов местного самоуправления устанавливать порядок управления и распоряжения, а также приватизации муниципальной собственности;
  • обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет;
  • право органов местного самоуправления определять в соответствующих договорах или соглашениях условия использования передаваемых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной собственности.

     Закон устанавливает, что в состав муниципальной  собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

     Государственная собственность – это закрепление  права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре.

     Закон предусматривает, что к федеральным  природным ресурсам относятся:

  • земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;
  • участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;
  • особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;
  • виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;
  • месторождения полезных ископаемых национального значения;
  • водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;
  • природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;
  • территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.

     Четко провести грань между государственной  и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

     Какая из рассмотренных форм собственности  лучше? Обычно этот вопрос становится в виде дилеммы: государственная  или частная собственность?

     Критерий  оценки может быть только один: какая форма собственности обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах, но обязательно с учетом индикаторов качества жизни.

       По совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем развитой рыночной экономики, что, и показано на рисунке 2. 
 

     

     Рис.2 Соотношение форм собственности в Российской Федерации9 

     Однако  и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает предпринимателей постоянно стремиться к возможно большему сокращению издержек производства, в том числе и на наем рабочей силы.

     Обобществленный тип собственности характеризует  присвоение вещей обществом в  целом или определенной социальной группой лиц. Индивидуальный тип  собственности выражает присвоение вещей отдельным индивидуальным лицом10.

     Таким образом, в Российской Федерации существует три вида собственности, но зачастую муниципальную собственность приравнивают к государственной, так как четкую грань между ними провести трудно. Так или иначе, вне зависимости от того, приравнивают эти формы собственности или нет, в России превалирует частная собственность (рис.2). 

     
    1. Формы собственности стран  Таможенного Союза.
 

     К странам Таможенного Союза относятся  Российская Федерация, Республики Беларусь и Казахстан.

     В предыдущем параграфе были рассмотрены  формы собственности Российской Федерации, согласно основному закону РФ – Конституции, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

     Таким образом, в РФ выделяют три основных вида форм собственности.

     Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности, в отличие от Конституции РФ, - это государственная и частная собственность. Но реальные отношения собственности намного разнообразнее и богаче.

     В частности, в экономической литературе можно встретить:

  1. смешанную форму собственности, объединяющую две основные (государственную и частную, или общественную и частную) формы, когда одно и то же имущество принадлежит одновременно частникам и госструктурам;
  2. деление коллективной (общественной) собственности на разновидности: «кооперативную», «корпоративную», «акционерную», «партийную», «общественных организаций» и т.п. – в зависимости от того, какому коллективу (обществу) принадлежит та или иная собственность;
  3. межгосударственную собственность. Где в качестве сособственников или единого собственника выступают несколько государств одновременно, в том числе объединенных в международную организацию, конфедерацию или иной межгосударственный союз;
  4. деление собственности на виды по основным отраслям экономики: производственная – торговая – управленческая – потребительская – и др.;
  5. «переходную форму» собственности, характерную для периодов коренных трансформаций общественных отношений в связи с приватизацией государственной собственности и (или) национализацией частной собственности, а также с иными экономическими реформами (перестройками);
  6. динамические типы отношений собственности: прогрессирующие (динамично-развивающиеся) – стабильные – застойные – деградирующие;
  7. типы собственности по структуре (содержанию) всей системы экономических отношений: одно- (моно-) укладные – двуукладные – много- (поли-) укладные; либо рыночные – плановые (административные) – смешанные (рыночно-административные) типы структур отношений собственности;
  8. деление частной собственности на трудовую (основанную на личном труде и (или) труде семьи) и предпринимательскую (нетрудовую, основанную на эксплуатации чужого труда)11.

     В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для:

  • ведения личного подсобного хозяйства;
  • строительства и обслуживания жилого дома;
  • ведения коллективного садоводства;
  • дачного строительства.

     Не  подлежат передаче в частную собственность12:

       1) земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

       2) земли транспорта и связи;

       3) земли, предоставленные для нужд обороны;

       4) земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

       5) земли заповедников, национальных, мемориальных и

     дендрологических  парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

       6) земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

       7) земли сельскохозяйственного назначения;

       8) земли лесного фонда;

       9) земли водного фонда;

       10) сенокосные, пастбищные и другие земли населенных пунктов,

     используемые  для общих нужд населения;

       11) земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для целей, указанных в части первой статьи 34 Кодекса о земле, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков;

       12) служебные земельные наделы;

       13) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

     В результате реформ в Казахстане осталось два вида собственности: государственная  и частная. Упразднили муниципальную  собственность. Ею из центра управлять  было невозможно, так как в регионах о своих проблемах знали лучше, поэтому было решено создать социально-предпринимательские корпорации (СПК), чтобы эта муниципальная собственность работала на благо регионов и конкретно местных жителей. Данные корпорации должны были стабилизировать социально-политическую ситуацию в регионах, чтобы центр посредством СПК мог заниматься реализацией государственной политики.

     Теперь  в Конституции Республики Казахстан  прописано, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.13

     Гражданский кодекс РК предусматривает, что государственная  собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности (п.1 ст.192 ГК РК).

     К республиканской собственности  отнесены казна и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами (п.2 ст.192 ГК РК) Государственную казну РК составляют: средства республиканского бюджета, золото - валютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности, перечисленные в ст.193 ГК РК и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами14.

     Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, незакрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

     Коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на областную (города республиканского значения, столицы) и районную (городов областного значения).

     Согласно  ст.191 ГК РК, частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам.

     Согласно  законодательству Республики Казахстан, не могут находиться в частной собственности земельные участки:

  • сельскохозяйственного назначения, за исключением выделенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства;
  • обороны;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фондов;
  • земли общего пользования на землях населенных пунктов.

       Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается.

     В.А. Тархов указывал: "В каждой формации существует тип собственности, который  определяет основу данного общества, характер всех других форм собственности, существующих в данном обществе"15.

Информация о работе Формы собственности