Формы собственности в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Права собственности в институциональной экономике понимаются, как санкционированные обществом, законом, традициями и т.д. поведенческие отношения между людьми, возникающие в связи с существованием благ и касающиеся их непосредственного использования. Такие отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любой человек должен соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. Права собственности являют собой права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1 Теория прав собственности
1.1. Зарубежная теория прав собственности...........................................5
1.2. Отечественная теория прав собственности......................................8
Выводы по главе........................................................................................11
2 Анализ эффективности форм собственности в экономике
2.1.Институциональные аспекты выбора форм собственности...........12
2.2.Проблема общедоступной собственности........................................14
Заключение................................................................................................16
Список используемых источников..........................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Реализация  форм собсвенности по социально-экономическому критерию на собственность частную, государственную и муниципальную напрямую зависит от развития институционального капитала. В экономике под институциональным капиталом понимают институты которые способны обеспечить сокращение трансакционных издержек и повышение эффективности деятельности хозяйственных субъектов. [1, с.55-97] В связи с этим, система критериев экономической реализации форм собственности рассматривается исходя из трех направлений:

1. воспроизводство  институционального капитала личности;

2.  воспроизводство  институционального капитала групп и организаций;

3. воспроизводство  институционального капитала государства.

Благодаря общей  системе критериев экономической  реализации форм собственности, можно  провести анализ отношений собственности, исследуя отношения частного и общественного присвоения с позиций государства и индивида.                                                                                                                12

Так, в анализ отношений собственности можно  включить сложную и неоднозначнаю  структуру социума, которая включает в себя рыночный сектор экономики и, неразрывно связанную с ним совокупность социальных связей в обществе. Такой подход и говорит о необходимости использования и учитывания институционального капитала и показателей его развития при практической оценке эффективной экономической реализации форм собственности. Оценив экономическую реализацию форм собственности и проанализировав ее, можно выявить ключевые направления повышения эффективности управления той или иной формой собственности. [4]

В качестве примера  можно рассмотреть таблицу (см. приложение, таблица 1), которая, с учетом направлений  развития институционального капитала, наиболее полным образом отражает эффективность  экономической реализации муниципальной  формы собственности. Данная система показателей позволяет проанализировать анализ эффективности использования основных объектов муниципальной собственности: земельных ресурсов, муниципального имущества, муниципальных предприятий, акций, а также дать оценку экономической реализации муниципальной собственности вцелом.

По данным, приведенным в таблице, можно  сделать вывод о высоком уровне экономической реализации муниципальной  собственности на уровне институционального капитала групп и организаций, муниципального образования  по показателям доходности, развития рынка и низком уровне реализации институционального капитала личности по показателям социальной значимости и инвестиционной активности.

Очевидно, что  органы государственной власти ориентируются, в первую очередь, на показатели доходности от использования имущества, но не уделяют должного внимания социальным показателям. Такая ситуация показывает, что в данных условиях, муниципальная собственность не реализована в экономическом плане.

13

2.2 Проблема  общедоступной собственности

В экономики в значение понятия «общедоступности собственности» вкладывается следующее: собственность, доступ к которой открыт всем, при этом, доступ регулиуется только лишь принципом «первый занял, первый воспользовался». Стоит отметить, что общедоступной собственность может являться только в случае, если ресурс не ограничен или если издержки по установлению и защите индивидуальных прав собственности выше, чем выгоды от установления этих прав.  [3]

Очевидно, что  собственность, являющаяся общедоступной  подвержена сильнейшей эксплуатации, а значит, ресурс, пользование которым не имеет ограничений — истощается. В этом и заключается проблема общедоступной собственности.

Понятно, что  те пользователи, которые используют на свое усмотрение ресурс, являющийся общим, имеют слабые стимулы к долгосрочным инвестициям в сохранение и умножение ресурса, т.к. они не могут воспользоваться результатами своих вложений. Ценность ресурсов, находящихся в общей доступности, снижается также вследствие того, что обмен ограничен из-за отсутствия прав собственности. Установление прав собственности необходимо для появления рыночной цены на ресурс, которая должна отражать соотношение спроса и предложения ресурса. В отсутствие рыночных ценовых сигналов, ресурсы не смогут при изменении экономических условий плавно переходить к тем лицам, которые ценят их наиболее высоко. Кроме того, размещение ресурсов, которые находятся в общедоступной собственности, не будет являться эффективным с точки зрения использования их во времени. Когда рыночные цены указывают, что текущая ценность ренты, приходящейся на ресурс, будет выше, если ресурс будет использоваться в будущем периоде по сравнению с использованием в текущем периоде, то использование ресурса будет отложено.

 

14

Но, при общедоступной  собственности подобные рыночные сигналы не поступают. Если ресурсы находятся в общей собственности, исключительные права на них не установлены и нет соответствующих рыночных цен, то стимулы к тому, чтобы откладывать использование ресурса на будущее, будут очень слабые. Как говорится, «яблоки на общей яблоне никогда не созревают». Ни одна экономика не была бы жизнеспособной, если бы все ресурсы в ней находились в общедоступной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Заключение

Подытожив все  вышесказанное, следует особо отметить  значимость форм собственности для институциональной экономики. В зависимости от формы собственности, преобладающей в стране, можно сделать вывод о самом рыночном укладе и экономической ситуации, преобладающей в стране. Так, преобладание государственной собственности — явный признак монополии.

Ведущие ученые-экономисты, исследующие влияние форм собственности  на экономику, пришли к выводу, что  наиболее эффективной для страны является именно смешанная форма  собственности, т.е. примерно равное соотношение частной и государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Список используемых источников

      1. Собственность в системе социально-экономических отношений: Теоретико-методологические и институциональные аспекты/Под ред. В.И. Жукова//М. Российский государственный социальный университет. 2005, с. 55-97
      2. М.И. Одинцова — Институциональная экономика//М. ГУ-ВШЭ, 2009
      3. Попов Г.Х. «О модели будущего России» // Вопросы экономики. 2000. №12.
      4. Интернет ресурс economics.ua раздел Эконмика. Введение в экономическую теорию.
      5. Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст. 214

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Приложение

 

(таблица  1)

 

18


Информация о работе Формы собственности в экономике