Формы торговли технологиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1. Научно-технический процесс и внешняя торговля………………..

2. Формы торговли технологиями……………………………………..

2.1 Лицензионная торговля……………………………………...

2.2 Франчайзинг………………………………………………….

2.3 Инжиниринг………………………………………………….

2.4 Контракты «под ключ»………………………………………

2.5 Контракты на управление……………………………………

2.6 Международное техническое содействие………………….

3. Неотехнологические теории международной торговли…………...

3.1 Теория «цикла жизни продукта»……………………………

4. Мировой рынок наукоемкой продукции и его значение в современной мировой экономике……………………………………...

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика 10.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

     Необходимость в заключении контрактов на управление порождается рядом ситуаций в  международном бизнесе. Прежде всего, она возникает в случае, когда существует настоятельная потребность добиться существенного повышения эффективности функционирования действующего предприятия, а местные управленцы не в состоянии справиться с решением данной задачи. Иностранные менеджеры и специалисты, как показывает опыт, способны быстро и действенно оказать необходимую помощь, достичь желаемого результата.

     Далее, заключение контрактов на управление иногда связано с осуществлением прямых зарубежных инвестиций. Когда за рубежом создается новый промышленный объект или реконструируется действующее предприятие, от фирмы-поставщика нового технологического оборудования требуют оказания помощи в виде управленческих услуг.

     И, наконец, контракты на управление иногда заключаются в том случае, когда  иностранные инвестиции национализируются, а бывшему владельцу предлагают продолжить управление предприятием до тех пор, пока местный персонал будет способен справиться с этой работой.

     Срок  контрактов на управление обычно составляет от 3 до 5 лет, а оплата иностранных  менеджеров определяется либо в фиксированной  сумме, либо зависит от объема производства. 

     2.6 Международное техническое содействие 

     Специфической разновидностью международной передачи технологий является международное  техническое содействие, программы  предоставления которого достаточно широко реализуются мировым сообществом  с конца 1970-х годов.

     Эти программы, осуществляемые на двух- или многосторонней основе, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и другими международными организациями. 

     3. Неотехнологические  теории международной торговли 

      В последние десятилетия существенное влияние на развитие международной  торговли оказывает НТР. Возникла необходимость  учесть это влияние в моделях развития международного разделения труда и международной торговли.

      Модели  неотехнологического направления  более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда, в частности, всё  более интенсивно расширяющийся в 70-90-е гг. внутриотраслевой обмен между отдельными государствами.

      Неотехнологическая  школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и  страны) - новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

      Изменилось  и отношению к государству: экономисты неотехнологического направления  считают, что государство может  и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

      К неотехнологическим относятся следующие  теории:

  • теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);
  • теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);
  • теория жизненного цикла продукта Р.Вернона (1966 г.);
  • теория внутриотраслевой торговли Б. Баласа (1967 г.);
  • теория конкурентного преимущества нации М.Портера (1986 г.).
 

3.1 Теория «цикла  жизни продукта» 

      Эта теория является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

      На  первой стадии цикла, когда новый  продукт только начал производиться  первоначально для внутреннего  рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

      На  второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

      На  третьей стадии (зрелости) спрос  на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее  квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

      На  последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

      Такова  общая схема прохождения новым продуктом «цикла жизни». Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости. 
 
 
 
 

Таблица 1.

Жизненный цикл товаров

Стадии Производство Спрос
 1 Начало производства

(только  для внутреннего рынка)

Невелик
 2 (стадия

 роста)

- Серийный выпуск

- Экспорт  за рубеж

- Передача  технологии производства за рубеж

Продукт становится общепризнанным
 3 (стадия

 зрелости)

- Производственная  технология полностью стандартизируется

- Зарубежные компании проникают на внутренний рынок страны, где появился товар

Спрос на внутреннем рынке насыщен
 4 Производство  начинает сокращаться Продукт стареет
 

     4. Мировой рынок  наукоемкой продукции  и его значение в современной мировой экономике 

     Прогноз на 2015 год показывает, что мировой рынок наукоемкой продукции составит около $6 трлн. в год. Причем треть этого объема, приблизительно $2 трлн., придется на информационные и телекоммуникационные услуги.

     Расчеты экспертов также свидетельствуют, что объем мирового рынка наукоемкой продукции (хай-тек, ноу-хау) оценивается сегодня в $2,5 трлн., а это существенно выше показателей мировых сырьевых и энергетических рынков.

     Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта наукоемкой продукции, приходящейся на эти страны, составляет $700, $530 и $400 млрд. соответственно. На долю новых и усовершенствованных технологий в развитых странах приходится от 70 до 85 процентов прироста валового внутреннего продукта. При этом, как отмечают эксперты, анализ показывает, что все мировое производство наукоемкой продукции обеспечивается 50 макротехнологиями. Семь наиболее развитых стран, являясь владельцами 46 из 50 макротехнологий, контролируют 80 процентов этого рынка.

     За  последние 10-15 лет в развитых странах  Запада практически совершилась  так называемая четвертая технологическая революция, обусловленная интеллектуализацией производства, убеждены специалисты, и началось формирование нового типа постиндустриального общества.

     Аналитики выделили группу мировых технологических  лидеров, среди которых выделяются США, Япония, Германия, Франция. Для этих стран характерны высокая доля расходов на НИОКР в ВВП, не меньше 2,5%, высокий уровень рентных доходов от технологий, используемых за рубежом, что отражает их специализацию на экспорт технологий.

     Эксперты  выделили еще одну группу стран, так называемых стран – «сборщиков» высокотехнологичной продукции – Ирландия, Малайзия, Мексика и другие, для которых типичен высокий уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, по доле в ВВП существенно более высокий, чем у остальной группы стран. Собственные расходы на НИОКР находятся на весьма умеренном уровне. Доходы от технологий, не используемых за рубежом, незначительны, за исключением Ирландии.

     И для группы развивающихся стран, а также Китая, Бразилии, Португалии, по экспертным данным, характерны низкие расходы на НИОКР – от 0,5 до 1%, редко 1,5% ВВП, и низкие доходы от высокотехнологичного экспорта и технологий, используемых за рубежом.

     Как показывают тенденции последних  лет, реальное место современных  стран в мировой экономике в первую очередь определяет развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, связанных с использованием наукоемких технологий.

     Основу  наукоемких рынков составляет продукция, содержание которой включает в себя:

  • электронную промышленность,
  • вычислительную и оптико-волоконную технику,
  • программное обеспечение,
  • телекоммуникации,
  • роботостроение,
  • производство и переработку газа,
  • информационные услуги.

     В настоящее время происходит промышленное освоение так называемого шестого  технологического уклада, ядро которого содержит:

  • наноэлектронику,
  • генную инженерию,
  • мультимедийные интерактивные информационные системы,
  • высокотемпературную сверхпроводимость,
  • космическую технику,
  • тонкую химию и т.д.

     То, что технологические новации  становятся основой масштабных прорывов в экономическом развитии, понимают многие. Расширяющаяся в структуре национального ВВП большинства стран доля высокотехнологичной продукции начинает все более активно определять динамику развития ведущих отраслей мировой экономики, сегодня фактически влияющих на формирование мировой экономики в начале третьего тысячелетия.

     За  последние пять лет доходы сферы  хай-тек росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе  роста экономики 3-4%, что привело  к увеличению доли сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста – около 9% – сохранятся и в течение следующих 5-10 лет. При этом в США, Японии, Великобритании, Германии и Франции большая часть торговли лицензиями приходится на:

  • электротехническую и электронную промышленность – 19%;
  • общее машиностроение – 18%;
  • химическую промышленность – 17,4%;
  • транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций.2

Информация о работе Формы торговли технологиями