Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:56, реферат
цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости. История возникновения обмена, рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
Введение
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости
1. 1. Понятие рынка
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости
1. 3. История возникновения обмена и рынка
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики
2. 1. Сущность рынка
2. 2. Функции рынка
2. 3. Виды рынка
2. 4. Понятие рыночной экономики
3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование
3. 1. Преимущества рынка
3. 2. Недостатки рынка
3. 3. Институты рыночной экономики
3. 4. Государственное регулирование рынка
Заключение
Список использованной литературы
Другая проблема рыночной экономики
связана с “внешними эффектами”
Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.
Государство постоянно должно контролировать
рынок, то есть система мер законодательного,
исполнительного и
Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.
Правовое регулирование
Финансовое регулирование. С помощью
финансов, которые государство “берет”
из своего бюджета, принимаются меры
для Стимулирования рыночных отношений
в периоды экономических
Государственное регулирование имеет две модели:
1. Адаптационная модель. Эта модель
основана на постоянном
2. Координирующая модель. Она основана
на планировании деятельности, прогнозирования
и постоянных переговоров. Эта
модель предполагает
В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты – совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. “В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика” .
Выполняя свои функции, государство
применяет разнообразные методы
воздействия на экономику. Выделяют
косвенные и прямые методы государственного
регулирования. Прямые базируются на административных
мерах воздействия. Косвенные носят
экономический характер. В первую
очередь выделяют денежно-кредитную
политику, инструментом которой являются
норма обязательных реквизитов, ставка
межбанковского процента, учетная ставка,
операции Центрального банка с государственными
облигациями на рынке ценных бумаг.
Эти инструменты позволяют
Государственное регулирование происходит
за счет представительной и исполнительной
власти. Но избранные и назначенные
чиновники проводят политику, исходя
из своих собственных интересов.
Все они стремятся извлечь
свою выгоду и максимизировать свое
благополучие. Гипотеза о роли индивидуального
интереса в политической деятельности,
в сущности, аналогична предположению
о рациональности поведения различных
субъектов в экономической
Исследованиям взаимосвязи политических
и экономических явлений, принятие
общественных решений занимается теория
общественного выбора. Центральное
место в этой теории занимает проблема
примирения различных взглядов, интересов
членов общества по тем вопросам, по
которым расходятся мнения избирателей.
Эта теория также рассматривает
деятельность правительства, вопросы
государственных финансов, фискальной
и денежной политики, меры по сокращению
бюджета страны и экономической
стабильности и многое другое. Она
задает вопросы – как, что и
для кого – в масштабах общества,
как теория спроса и предложения
изучает выбор в рамках частного
сектора. Различие в том, что центральные
фигуры озабочены тем, как победить
на выборах или продвинуться по иерархической
служебной лестницы, а центральные
фигуры рынка – фирмы – стремятся
получить максимальную прибыль. Но сама
по себе государственная экономическая
деятельность не является гарантией
преодоления недостатков рынка
и достижения экономически эффективного
размещения ресурсов. Современные экономисты
не переоценивают роль государства
в экономике, но государственные
органы могут принимать неверные
решения. Например, существуют несостоятельные
рынки типа монополий и загрязнение
окружающей среды, так же может существовать
и несамостоятельности
Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. “Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой” .
Нельзя абсолютизировать роль рынка,
недооценивая роль государства. Также
нельзя говорить о достоинства их
возможности государства, не привлекая
при этом роль рыночной саморегуляции
и стимулирования. Если же государство
стремится делать больше, чем ему
отведено рыночной экономикой, то происходит
деформация рыночных процессов, повлекая
за собой падение производства, а
значит, не будут удовлетворять
Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.
Заключение
В самом общем виде рынок –
это система экономических