Функции и роль рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости. История возникновения обмена, рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости
1. 1. Понятие рынка
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости
1. 3. История возникновения обмена и рынка
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики
2. 1. Сущность рынка
2. 2. Функции рынка
2. 3. Виды рынка
2. 4. Понятие рыночной экономики
3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование
3. 1. Преимущества рынка
3. 2. Недостатки рынка
3. 3. Институты рыночной экономики
3. 4. Государственное регулирование рынка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед  ним задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то  есть какие товары и услуги  должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть  какой из способов изготовления  следует применить?

3. Для кого следует эти товары  и услуги производить, то есть  кто может претендовать на  их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок  выполняет ряд функций, через  которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических  проблем общества, в которых рынок  бессилен, занимается государство. Оно  призвано не только контролировать сферы  общественной жизни, которые лежат  за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой  самого рыночного механизма. Государственное  регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы  экономики, экономической жизни. В  условиях рыночной экономики даже при  наличии многочисленных видов и  способов государственного регулирования  он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан  сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство при чрезмерном вторжении  в экономику может деформировать  действие рыночного механизма и  лишить производство стимулов к совершенствованию.

В экономической теории различают  различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей  его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы  имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной  работе всех ее частей, в условиях мягкого  государственного регулирования и  стимулирования ее развития.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует  производить; уравновешивает спрос  и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; “убирает” неконкурентоспособных  предприятий и “свертывает” устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке  товар, которым владеет. Тот, кто  предложил покупателям наилучший  товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа  остается в основном неизменной –  это столкновение продавцов и  покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому  абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как  использовать полученные доходы?

Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они  работали на благо, а не во вред национальной экономике.

Список использованной литературы:

1. Базылева М. Н. Экономическая  теория. – Минск: БГЭУ, 1999, 385 стр.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая  теория. Курс лекций. – М.: 1997, 266 стр.

3. Булатов А. С. Экономика.  М., 1999, 786 стр.

4. Дискин И. Е. Социальная составляющая  развития переходной экономики. // Общество и экономика. 1997. №  1-2, стр. 12

5. Иохин В. Я. Экономическая  теория: введение в рынок и  микроэкономический анализ. – М.: 1997, 391 стр.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс 1990, 613 стр.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс: принципы, проблемы и  политика. М., Республика. 1992. т. 1, 348 стр.

8. Мамедов О. Ю. Современная  экономика. Ростов н\Д., 1998, 633 стр.

9. Микульский К. И. Социально-ориентируемая  рыночная экономика – выбор  России. // Общество и экономика. 1997. № 1-2, стр. 8

10. Николаева И. П. Экономическая  теория. – М.: “Проспект”, 1998, 511 стр.

11. Раицкий К. А. Экономика  предприятия: Учебник. М., 1999, 625 стр.

12. Райзберг Б. А. Курс экономики.  – М.: ИНФРА-М, 1999, 718 стр.

13. Самуэльсон П. Экономические  науки. – М 1990, 282 стр.

14. Самуэльсон П., Нордхаус В.  Экономикс. М., Республика. 1990, 687 стр.

15. Сажина М. А., Чибриков Г.  Г. Экономическая теория. – М.: 1998, 405 стр.

16. Смит А. Исследование о природе  и причинах богатства народов.  М., 1962, 535

17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи  Р. Экономика. М., 1993, 483 стр.

18. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 1997, 561 стр


Информация о работе Функции и роль рынка