Функции предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.
Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Общеэкономические функции предпринимательства – производственная, доходная и функция обеспечения занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ .doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Конкуренты - соперники предприятия  в борьбе за более выгодные условия  производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный  интерес к предприятию или  оказывающие влияние на его способность  достигать поставленных целей. Это  финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной  среды характерны: дефицит некоторых  видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической  среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает  потребность в товарах на демографических  рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать  свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический  прогресс играет определяющую роль в  развитии и интенсификации промышленного  производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания  курса рубля относительно валют  других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды  характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства  в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия  определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым  можно отнести интернационализацию  мировой экономики, изменение стоимости  доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед  собой фирма, сводятся к одной  обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться  и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды  предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

       производство,

       маркетинг,

       НИОКР,

       финансовое управление,

      общее управление.

Методы оценки конкурентоспособности

Конкурентоспособность — это способность определённого  объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы.

Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая объекты или  субъекты с другими между собой.

Проблема оценки конкурентоспособности  предприятия является сложной и  комплексной, поскольку конкурентоспособность  складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.

Среди основных методов анализа  в экономической литературе выделяются следующие:

горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;

вертикальный анализ, при котором  исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;

факторный анализ – анализ влияния  отдельных элементов конкурентоспособности  предприятия на общие экономические  показатели;

сравнительный анализ – сравнение  исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

оценка с позиции сравнительных  преимуществ;

оценка с позиции теории равновесия;

оценка исходя из теории эффективности  конкуренции;

оценка на базе качества продукции;

профиль требований;

профиль полярностей;

матричный метод;

SWOT – анализ;

построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Суть экспертных методов заключается  в организованном сборе суждений и предположений экспертов с  последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.

Одной из составляющих конкурентоспособности  является качество продукции (услуги). Качество продукции — это определенная совокупность свойств товара, способная  в той или иной мере удовлетворять  требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Конкурентоспособность товара — это  комплекс потребительских и стоимостных  характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Успешная работа предприятий в  условиях конкуренции зависит  от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

Наибольшее воздействие на конкурентоспособность  предприятий оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные  и финансовые.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

Прочность положения предприятия  на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями  вести конкурентную борьбу.

Борьба за потребителя — это, прежде всего, борьба за сферу влияния  на рынке, а она в свою очередь  зависит от низкой цены и качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке. Конкурентоспособный товар — это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков.

Индикаторами конкурентоспособности товара являются :

 

 

Номенклатура параметров, которая  используется при оценке конкурентоспособности  товара, состоит из двух обобщающих групп:

Параметры качества (технические параметры);

Экономические параметры .

К техническим параметрам относят  параметры потребности, характеризующие  содержание этой потребности и условия  ее удовлетворения .

 

Конкурентоспособность означает высокое  качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности — из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов :

Анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара;

Определения сравнительных параметров образцов товара;

Расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и  самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию.

Конкурентной устойчивости предприятия  способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между  организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной  продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

Применение интенсивных технологий, высокий уровень механизации — это необходимые условия для получения дохода от произведенной продукции.

Для того чтобы производить товар  на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное  оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие места.

Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

Информация о работе Функции предпринимательства