Функция рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка).

Вложенные файлы: 1 файл

Функции рынка.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

      Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.

      Регулирующая  функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре,  пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

      Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?».

      Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

      Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность.

      Контрольная функция рынка -  выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

      Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

      Информационная  функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и  выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

      Функция экономичности  предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

      Функция реализации интересов  рыночных субъектов  обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

      Из  сущности рынка и его функций  логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая  сводится к следующему:

  1. выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;
  2. уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
  3. дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
  4. «санитарная» роль рынка (сводиться к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

    Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной  жизни,  определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что  в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную. Такими принципами являются:

  1. наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;
  2. обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля-продажа;
  3. формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;
  4. свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
  5. полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
  6. наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
  7. сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
  8. последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;
  9. обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставления всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

      Понятие «рынок» и «рыночная  экономика» нетождественна.

      Итак, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.

      Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия  функционирования, которые можно  представить в виде схемы 1 (см. приложение)

Введение 

     Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный  продукт, созданный в процессе производства, проходит объективно обусловленные  фазы распределения, обмена и завершает  свой путь в потреблении. Поэтому  все фазы органически соединены, выступают как единство общественного  производства, как части целого. С появлением и развитием товарного производства прямой продуктообмен уступил место товарообмену, а обмен товаров, реализация товаров стали играть существенно важную роль не только в судьбе товара: будет ли он признан как общественная потребительная стоимость, т. е. как продукт, нужный обществу, удовлетворяющий его потребности, будет ли он признан как стоимость, т. е. воплощенный в нем общественно необходимый труд, или обществу он не нужен и поэтому товар не реализуется, а значит, затраты, произведенные товаропроизводителем, полностью или частично пропадают. Рынок—это конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного обращения, совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров и услуг.

Информация о работе Функция рынка