Характеристика денежного обращения в РФ. Уровни бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть денежную систему РФ, рынок ценных бумаг РФ и его роль в экономике, а также уровни и характеристику бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РФ
1.1. Роль ценных бумаг в рыночной экономике…………………………….5
1.2. Рынок ценных бумаг РФ…………………………………………………7
2. УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации………...…………………………………………….………10
2.2. Характеристика уровней бюджетной системы……………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по финансы и кредит.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РФ
    1. Роль ценных бумаг в рыночной экономике…………………………….5
    2. Рынок ценных бумаг РФ…………………………………………………7
  2. УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
    1. Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации………...…………………………………………….………10
    2. Характеристика уровней бюджетной системы……………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Они появились очень давно. Исторические памятники свидетельствуют, что деньги функционировали уже 4-6 тыс. лет тому назад. Они возникли стихийно в результате развития товарного производства и товарного обращения.

Развитие товарного  обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился  специфический товар, за которым  закрепилась общественная функция  всеобщего эквивалента.

Сущность денег  как всеобщего эквивалента проявляется  в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие.

Обладая свойством  всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары, деньги разрешают  заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией.

Исследования  истории возникновения денег  в разных странах показывают, что  процесс закрепления функции  всеобщего эквивалента за товаром, который в данный момент выделен  товарным обращением на эту роль, весьма длителен.

Так, до появления  денег у разных народов в качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары: скот, меха и т.п.

В конечном счете, функция всеобщего эквивалента перешла к драгоценным металлам – золоту, серебру.

По сравнению  с другими эквивалентами золото и серебро обладают многочисленными преимуществами: высокой собственной стоимостью, однородностью материала, что позволяло делить их на любые части, сохранностью от порчи.

Таким образом, закрепление функции всеобщего  эквивалента за каким-то одним товаром  явилось следствием естественного отбора, в основе которого лежали физические свойства товара, природные условия страны, ее географическое и историческое положение, традиции. Так возникли деньги.

Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения – это и есть деньги.

Действительно, деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента.

Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счета во всех, кроме самых начальных экономических системах.

Цель данной работы – рассмотреть денежную систему РФ, рынок ценных бумаг РФ и его роль в экономике, а также уровни и характеристику бюджетной системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РФ

1.1 Роль ценных бумаг в рыночной экономике

Для любой экономической  системы характерна ситуация, когда  в одних ее сегментах возникает  недостаток средств, в других – их излишек (временно свободные денежные средства). У одних предприятий, например, идет смена оборудования и срочно нужны деньги, у других после продажи партии товара появляются временно свободные денежные ресурсы, или государство (федеральные органы власти), как это часто бывает, имеет дефицит бюджета, ему срочно необходимы дополнительные средства, так как если включить печатный станок, то за этим последует рост инфляции, т.е. денежную эмиссию проводить нельзя, в это же время достаточно большая группа населения держит деньги «в чулке» и не прочь приумножить их количество, но боится всевозможных мошенников. Возникает противоречие, без разрешения которого оживить экономику фактически невозможно. Для этого и существует механизм перераспределения денежных накоплений через рынок ценных бумаг, основное назначение которого состоит в аккумулировании временно свободных денежных средств и направлении их в перспективные отрасли экономики, на государственные нужды и т.д.

Таким образом, необходимо отметить, что рынок ценных бумаг является объективным механизмом регулирования финансовых потоков в приоритетные отрасли экономики и в наиболее перспективные и эффективно работающие предприятия, естественно, при условии, что государственное регулирование фондового рынка эффективно.

Показать объективный характер механизма регулирования финансовых потоков в приоритетные отрасли экономики и эффективно работающие предприятия можно на примере такой ценной бумаги, как акция.

Цена акции  зависит от многих факторов, но один из главных – величина дивидендов: чем она больше, тем выше цена акции, а дивиденд в основном зависит от наличия прибыли у предприятия. Высокий уровень прибыли у тех предприятий, которые выпускают качественную продукцию с низкими затратами, имеющую покупательный спрос.

Итак, на товар есть спрос, значит он нужен покупателю, увеличиваются дивиденды и соответственно  растет цена акций этого предприятия. Естественно, что население и корпорации стремятся также скупить данные акции, так как это выгодно, и тем самым финансовые потоки общества перекачиваются в те отрасли, которые нужны обществу в данный момент.

Таким образом, деньги населения не лежат в «чулке», а работают на общественное производство и сферу услуг; происходит инвестирование нужных обществу отраслей; постоянном движении мгновенно реагирует на изменение ситуации.

Таков классический пример действия закона экономической  заинтересованности через рынок  ценных бумаг. Надо четко понимать, что в процессе фондовых операций мало кто думает непосредственно  об общественном благе, но объективные экономические законы как бы заставляют работать в нужном направлении.

Кроме того, рынок  ценных бумаг осуществляет и такую  функцию, как привлечение средств  в бюджет государства. Эта функция  дает эффект лишь в том случае, если привлеченные средства расходуются достаточно квалифицированно. Во многих странах с развитыми рыночными отношениями государственный долг значителен, но это фактически никогда не приводит к тому, что произошло в России.

Важной функцией рынка ценных бумаг является функция  «естественного отбора» в экономике, происходящего вследствие перераспределения различных пакетов акций, в первую очередь контрольного пакета, внутри акционерного общества.

 

 

 

 

1.2 Рынок ценных бумаг РФ

 Рынок ценных бумаг в России – это молодой динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной инфраструктурой.

Российский  рынок ценных бумаг характеризуется  следующим:

  • небольшими объемами и неликвидностью;
  • «неоформленностью» в макроэкономическом смысле;
  • неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры, регистрирующей и информационной инфраструктуры, регистрирующей, депозитарный и клиринговой сети, пониженной регулятивной ролью государства на этом рынке; необходимостью крупных инвестиций для создания материальной базы и обеспечивающих подсистем рынка;
  • раздробленной системой государственного регулятивного рынка;
  • отсутствием у государства сколько-нибудь продуманной, долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
  • высокой степенью всех рысков, связанных с ценными бумагами (систематического, кредитного, процентного рисков, риска ликвидности, валютного, политического, законодательного т.п.);
  • высоким уровнем инфляции, падением валютного курса рубля и негативным процентом, что делает неэффективными инвестициями в ценные бумаги в сравнении с реальными активами;
  • значительными масштабами грюндерства, агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
  • крайней нестабильностью в движении курсов, объемов рынка;
  • отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
  • инвестиционным кризисом;
  • отсутствием обученного персонала, крупных, с длительным опытом работы инвестиционных институтов, заслуживающих общественное доверие;
  • невыполнением основного предназначения рынка ценных бумаг (перераспределение денежных ресурсов на цели производительных инвестиций);
  • расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги, усиливает неустойчивость и спекулятивный характер фондового рынка.

Стихийно в  России выбрана смешанная, промежуточная  модель фондового рынка, на котором  одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

В российской практике по существу выбрана европейская  модель универсального коммерческого  банка, имеющего глубокие ограничения на операции с ценными бумагами. Это модель агрессивного банка, имеющего крупные портфели акций нефинансовых предприятий, окруженного различными небанковскими финансовыми институтами и осуществляющего реальный контроль над деятельностью.

В данной модели существенно повышена рискованность операций банка. Его риски по операциям с ценными бумагами не ограничены от рисков по кредитно-депозитной и расчетной деятельности.

На рынке довольно активно развиваются небанковские инвестиционные институты, которые:

  • имеют существенно меньшую, чем банки, капитальную базу и финансовую устойчивость;
  • имеют кадры худшего профессионального качества, меньший опыт работы, значительно худшую материальную базу;
  • в большей степени подвержены рискам;

 

Вместе с  тем, небанковские инвестиционные институты:

  • более агрессивны и более заинтересованы в операциях с ценными бумагами, чем банки;
  • более специализированы, чем крупные универсальные банки;
  • в силу общемировой тенденции в перспективе могут теснить банки даже на рынках традиционных банковских услуг.

 

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг банковский или небанковский характер будут  носить регулятивные органы (Центральный  банк или Министерство финансов, или  Федеральная служба по финансовым рынкам) депозитарная и клиринговая сеть, обслуживающая эмитентов (регистрации, трансферт ценных бумаг, осуществление платежей по ним и прочие технические функции) и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, аккумулируя  с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся  формы государственного управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной ее задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения. 
Перемены в экономике России и ее политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в ее финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.

Одним из важнейших направлений  реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Информация о работе Характеристика денежного обращения в РФ. Уровни бюджетной системы РФ