Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 15:39, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение важнейших макроэкономических показателей, их роли в развитии экономики отдельно взятой страны, изучение динамики этих показателей в России на современном этапе.
Задачами моей курсовой работы являются:
Проделать анализ макроэкономических показателей;
Понять роль макроэкономических показателей;
Найти методы регулирования макроэкономических показателей и их роль;
Вывести динамику макроэкономических показателей России;
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы. Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).
Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт. Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом и импортом (Хn = Ех - Im) и является компонентом совокупного спроса. Чистый экспорт может быть как положительной величиной (в случае, если экспорт превышает импорт, т.е. Ех > Im), так и отрицательной величиной (в случае, если импорт превышает экспорт, т.е. Ех < Im). В макроэкономических моделях под "чистый экспорт" соответствует сальдо счета текущих операций. Если чистый экспорт > 0, то это означает дефицит счета текущих операций; если чистый экспорт < 0, то это профицит счета текущих операций.
При рассмотрении мной в этой главе основных макроэкономических показателей можно сделать вывод, что все эти показатели характеризуют, анализируют состояние экономики страны и с их помощью можно сделать дальнейший прогноз ее развития.
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, денежно-кредитную (монетарную), налогово-бюджетную (фискальную), внешнеэкономическую политики.
Фискальная политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции.
Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих, так называемое, дерево целей, основными являются:
Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).
Основные цели денежно-кредитной политики:
Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк России. Он воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и направляет регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достижения стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, и, как следствие снижение жизненного уровня, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение.
Различают виды монетарной политики:
Методы денежно-кредитной политики:
Так же различают общие и селективные методы:
Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.
Политика дешёвых денег - проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег - проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резер
вная норма, увеличивается учётная ставка.
Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.
В 2008 году темп роста ВВП составил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% - во II, 6,2% - в III, до 1,1% - в IV квартале. С исключением сезонного фактора спад отмечен в I квартале (на 0,5%), во II и III кварталах рост возобновился (на 0,8% и 0,7%, соответственно), однако в IV квартале произошел спад на 1,9 процента.
Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.
В 2008 году инвестиции в основной капитал увеличились, по оценке, на 9,1% по сравнению с 21,1% в 2007 году. Несмотря на то, что в декабре инвестиции увеличились на 57,4% по сравнению с ноябрем, по отношению к декабрю предыдущего года произошло снижение на 2,3%. В IV квартале прирост составил 1,8% к соответствующему периоду 2007 года.
В целом за год прирост объема работ по виду деятельности «Строительство» составил 12,8% против 18,2% в 2007 году. В IV квартале произошло замедление до 3,8 процента.
В 2008 году значительно сократился темп ввода в действие жилых домов – до 104,5% к уровню предыдущего года (в 2007 году - 120,6 процента). В IV квартале – 105,1% к соответствующему периоду предыдущего года (109,9% - IV квартале 2007 года).
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в том числе в декабре – на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%, в IV квартале – 2,5%, в декабре – снижение на 4,6 процента.
В IV квартале отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате – на 54,9% к предыдущему периоду, в целом за год она увеличилась на 75,2% и составила на конец декабря 4,7 млрд. рублей.
В целом за 2008 год общая численность безработных составила 4,8 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 4,3%. В IV квартале численность составила 5,4 млн. человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Экономическое развитие России в 2009 году происходило под влиянием мирового финансового кризиса и не было равномерным. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, падение экспорта, отток капитала и приостановка банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности в первом полугодии. Снижение ВВП в первом полугодии к соответствующему периоду 2008 года составило 10,4 процента.
К середине 2009 года экономический спад в России приостановился. С июня наблюдается помесячный рост ВВП. В результате в III квартале сезонно скорректированная динамика производства приняла положительное значение, в IY квартале рост ускорился. Спад ВВП в 2009 году связан, в значительной степени, с обвалом инвестиционного спроса. Инвестиции в основной капитал сократились на 17,0 процентов. Обвал инвестиций в I квартале составил 8,1% к уровню предыдущего квартала, во II и III кварталах спад продолжился при его постепенном замедлении и только к концу года динамика инвестиций стабилизировалась. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2009 года составил 1,9 процента. При этом реальная заработная плата снизилась на 2,8 процента. С исключением сезонного и календарного факторов ежемесячное снижение реальной заработной платы наблюдалось с конца 2008 года до середины 2009 года. В III и IY кварталах рост реальной заработной платы возобновился.
Информация о работе Характеристика основных макроэкономических показателей