Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……….……………………………………..28
Также рынок
отличается социальной
Не в
состоянии рыночный механизм
решить и проблему инфляции. Эту
функцию может выполнять
Кроме того,
к недостаткам рыночной
В таких условиях за решение всех этих вопросов берется государство.
2.1. Роль государства в переходной экономике
Страны с рыночной
экономикой, формирующейся уже не
одно столетие, постоянно ищут
оптимальное сочетание
Роль государства в экономике, несомненно, очень велика. Оно регулирует правильное денежное обращение, гарантирует выполнение прав потребителей, защиту окружающей среды и т.д.
Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики переходного периода объективно необходимо по многим причинам. Для Республики Беларусь можно выделить исчезновение централизованного механизма государственного управления; сильную государственную власть; высокий удельный вес государственного сектора. Кроме того, становление рыночной экономики – процесс длительный, и государственное регулирование должно контролировать его, особенно на первоначальном этапе.
Таким образом, вопрос
о государственном
Государство в переходной
постсоциалистической
Основными задачами государства в условиях переходной экономики являются:
Вышеперечисленные задачи
и старается разрешить
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности.
К основным
функциям государства можно отнести следующие:
- правовая;
- воспроизводственно-
- зашита конкуренции;
- стабилизационная;
- прогностическая;
- регулирующая и др.
Правовая функция
регулирует наиболее важные
Воспроизводственно-
Функция защиты конкуренции. В Законе
Республики Беларусь «О противодействии
монополистической деятельности и развитии
конкуренции» она определяется, как соревнование
хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия ограничивают возможность каждого
влиять на общие условия реализации товаров
на рынке и стимулируют производство необходимых
потребителю товаров. Противоположностью
конкуренции является монополия, – когда
число продавцов становится настолько
малым, что позволяет им оказывать влияние
на объем и цену выпускаемой продукции.
Для предотвращения монополизации государство
вмешивается в экономику. Однако необходимо
отметить, что государство должно придерживаться
дифференцированного подхода по отношению
к монополиям. Дело в том, что в экономике
существуют естественные монополии (для
Белоруссии, например, добыча минеральных
удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует
и государственная монополия, например
на производство вино-водочных и табачных
изделий, для получения сверхприбылей
и пополнения за счет них бюджета.
Стабилизационная функция представляет
собой деятельность правительства, направленную
на обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильности цен.
Основная проблема здесь заключается
в том, что для увеличения объема производства
необходим рост совокупных расходов, обеспечить
который рыночная экономика не в состоянии.
В результате возможны две ситуации: безработица
и инфляция. Для достижения полной занятости
государству следует увеличить совокупные
расходы. Это возможно путем роста собственных
совокупных расходов и расходов частного
сектора. Для их стимулирования необходимо
снижение ставок налогообложения. В случае
инфляционной экономики у правительства
возникает противоположная цель – уменьшение
расходов. Достигается это путем сокращения
государственных закупок и увеличения
налогов на частный сектор.
Прогностическая функция – определяет
приоритетные направления экономического
развития, которые вырабатываются на основе
прогнозирования развития экономики;
выявления тенденций и направлений движения,
формирования механизма рыночного хозяйствования,
обеспечения хозяйствования, обеспечения
занятости населения и регулирования
безработицы.
Регулирующая функция представляет собой
деятельность государства направленная
на минимизацию негативных последствий
функционирования рыночной экономики;
создание правовых, финансовых, социальных
основ функционирования рынка; обеспечения
социальной защиты населения. Для достижения
этих целей правительство способствует
формированию инфраструктуры, поддерживает
сбалансированность экономики, для чего
использует кредитно-денежные, ценовые,
налоговые инструменты.
Разработка мер государственного макроэкономического регулирования происходит одновременно с определением его целей, средств, возможной эффективности и границ.
Государственные регулирующие органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно, а в непременной увязке друг с другом. Именно поэтому в современных государственных программах цели макроэкономического регулирования оформляются в виде многоугольников.
В общем, правительство любой страны ставит перед собой следующие цели по управлению экономикой:
Но наиболее распространенным
среди официальных целей
Достичь одновременно всех
В макроэкономическом
Значимость и
Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление
способов государственного
Правовое регулирование
состоит в установлении
Административное
Экономическое регулирование
предполагают воздействие на
характер рыночных связей
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика – это политика
государства в области
К важнейшим задачам
фискальной политики относятся усиление
стимулирующей и регулирующей функций
налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного
обеспечения бюджетной и
Основными
инструментами осуществления
Республика Беларусь - страна с малой открытой экономикой, для нее характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.
Анализируя бюджетно-налоговую систему Республики Беларусь, можно заметить, что высокой является доля централизации финансов в государственном бюджете, также высока нагрузка на реальный сектор экономики. Недостатком является и большое количество налоговых платежей и льгот и неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики.
Несовершенство
налоговой системы привело к
тому, что собираемость налогов
низка, распространилось
Хозяйствующим
субъектам приходится
Налоговая нагрузка по отраслям распределена неравномерно, в зависимости от причитающихся льгот по каждому предприятию. Также ряд налоговых и неналоговых платежей включаются в выручку и себестоимость.
В Республике
Беларусь действуют две
Общая система
налогообложения применяется
При общей системе
налогообложения юридическое
— налог на добавленную стоимость (ставка — 20% от оборота по реализации товаров/работ/услуг);