Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……….……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

— налог на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой прибыли);

— страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных  работников (ставка — 35% от фонда оплаты труда);

— обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ставка — 0,6% от фонда оплаты труда).

    Областные  и Минский городской Советы  депутатов, Советы депутатов базового  территориального уровня вправе  устанавливать местные налоги, сборы.

     Кроме обозначенных  выше налогов при наличии объекта  налогообложения белорусские юридические  лица могут уплачивать следующие  налоги:

— налог на недвижимость;

— земельный налог;

— акцизы;

— экологический налог;

— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— налог на услуги (местный  налог);

— оффшорный сбор;

— гербовый сбор;

— и другие.

     Уплата  налога по упрощенной системе  налогообложения заменяет уплату  большинства платежей из перечисленных  выше. При применении этой системы  налогообложения бухгалтерский учет организации может вестись в упрощенном порядке.       

Многие предприятия выплачивают  налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

     Недостатки фискальной  политики обусловили ее пересмотр  в следующих направлениях:

    • внедрение общеправовых норм и принципов налогообложения;
    • модернизация методов расчета и уплаты налогов;
    • принятие мер по увеличению собираемости налогов;
    • использование практики бюджетного ограничения, т.е. финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета.

     Также частью общей  макроэкономической политики является денежно-кредитная (монетарная) политика. Под ней понимают комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования.

     Обычно денежно-кредитная  политика направлена на достижение и сохранение финансовой стабильности, в первую очередь – на  укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

     Осуществляет монетарную  политику Центральный банк страны.

     Эффективность проводимой  государством денежно-кредитной политики во многом зависит от правильного выбора инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.

     Методы монетарной политики подразделяются  на:

    • прямые – это административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект. При использовании прямых методов сокращается период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
    • косвенные – воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Последствия их применения менее предсказуемы, чем прямых методов. Но их использование не ведет к деформации рынка. Переход к косвенным методам характерен для процесса либерализации.

     Кроме того, выделяют  еще общие и селективные методы. Общие являются в основном  косвенными, влияют в целом на  денежный рынок, на все его  параметры; селективные же регулируют  конкретные формы кредита, условия  кредитования и т.д.

     Среди инструментов денежно-кредитного  регулирования можно выделить  следующие:

    • операции на открытых рынках – это продажа и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на рынке. Это уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) одновременно процентную ставку. Обычно этот метод используется в краткосрочном периоде.
    • изменение минимальной резервной нормы – используется достаточно редко из-за возможных негативных последствий. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, т.е. и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег. Этот инструмент используют в основном в долгосрочном периоде.
    • изменение учетной ставки – основан на возможности Центрального банка выдавать ссуды коммерческим банкам. Ставка, взимаемая при этом, называется учетной ставкой, она может изменяться Центральным банком. Спрос на кредиты с понижением ставки растет, увеличиваются и резервы коммерческих банков. Возможности их по кредитованию населения возрастают, банковские проценты за кредит снижаются, отсюда увеличивается предложение денег.  Напротив, при повышении учетной ставки, денежная масса в стране уменьшается. Борьба с инфляцией также может осуществляться с помощью повышения учетной ставки.

     Страна осуществляет  выбор политики в зависимости  от экономической ситуации. Может  проводиться политика «дешевых»  либо «дорогих» денег. В период  спада, низкой конъюнктуры используют  политику «дешевых» денег, заключающуюся  в увеличении предложения денег. Политика «дорогих» денег – напротив, проводится прежде всего как антиинфляционная, направленная на сокращение денежного предложения.

     Следующим инструментом  макроэкономического регулирования  является социальная политика - система  мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

     В современном обществе  человеческий фактор – основной  в социально-экономическом развитии.  Поэтому государству необходимо регулировать социально-экономические процессы путем разработки и грамотного использования различных направлений социальной политики.  
     Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:

    • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
    • обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
    • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
    • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
    • улучшение социальной инфраструктуры.

     Эффективность социальной  политики государства, масштабы  и финансовые возможности ее  реализации определяются в основном  эффективностью реального сектора  экономики страны, уровнем ее  экономического развития. Вместе  с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства.

     Основные функции  социальной политики государства  заключаются в стабилизации социальных  отношений и социального положения;  поддержании социально-экономической  активности населения и социальной  защите.

     Макроэкономическое регулирование не может полноценно осуществляться и без контроля внешнеэкономической деятельности. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности можно разделить на следующие:

    • таможенно-тарифное регулирование;
    • нетарифное регулирование;
    • запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
    • меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

     Одной из  важнейших целей государства  в области внешнеэкономического  регулирования является разработка  оптимального соотношения мер  регулирования для решения поставленных задач, в том числе самой главной – создания благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства в стране.

     Правовыми  формами государственного регулирования  являются нормативные правовые  акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом внешнеэкономической деятельности, т.е. предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.

 

 

    1. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь

 

 

     Основной  целью социальной политики Республики  Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставлять каждому трудоспособному человеку условия, при которых у него будет возможность собственным трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

    • создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
    • повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой деятельности наемных работников;
    • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
    • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на особенно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
    • повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся, пересмотр системы льгот, улучшение социального обслуживания.

     Приоритетной  задачей национальной экономики  Республики Беларусь является  необходимость приближения по  уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

     Социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. Валовый внутренний продукт Беларуси в 2012 году вырос на 1,5% и составил 527,4 трлн рублей. За прошлый год выпуск промышленной продукции увеличился к уровню 2011 года на 5,7% - до 621,9 трлн рублей. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной составил 17,9% (намечалось по году - 14,4%). Производство сельхозпродукции выросло на 6,1% до 100,8 трлн рублей.

Инвестиции в основной капитал  составили 151,9 трлн рублей (86,2% к 2011 году).

Введено в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования - 4,48 млн. квадратных метров общей площади (81,5%).

Розничный товарооборот увеличился на 14% до 204 трлн рублей.

Объем внешней торговли товарами и  услугами за январь-ноябрь 2012 года составил 92,3 млрд долларов, увеличившись по сравнению  с аналогичным периодом 2011 года на 8,2%. Экспорт за 11 месяцев прошлого года составил -47,78 млрд, импорт – 44,52 млрд. долларов, сальдо сложилось положительным – 3,25 млрд долларов, а за ноябрь – отрицательное (-317,8 млн).

Реальные располагаемые доходы населения за январь-ноябрь 2012 года выросли по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 20,4%.  Номинальная начисленная среднемесячная зарплата за этот период составила 3,65 млн рублей, за ноябрь прошлого года – 4,24 млн. Реальная зарплата за январь-ноябрь прошлого года выросла на 20,6%.

Согласно первой оценке величины ВВП  Беларуси за январь—февраль 2013 года, проведённой Национальным статистическим комитетом РБ, ВВП страны в феврале вновь снизился. А именно, за 2 месяца текущего года ВВП составил 81,539 трлн. Руб. в текущих ценах, тогда как по первой оценке ВВП за январь 2013 года равнялся 41,7 трлн. руб.

То есть, судя по этим данным, в феврале ВВП оказался равен 39,8 трлн. руб., что ниже январского на 4,6% (в текущих ценах).

В январе 2013 года валовой внутренний продукт Беларуси, согласно первой оценке, снизился по сравнению с декабрём 2012 года на 13% (в текущих ценах). Правда, пока неизвестно, не пересмотрел ли Национальный статистический комитет данные о ВВП за январь.

Несмотря на уменьшение ВВП в феврале в месячном выражении, в годовом выражении ситуация с ВВП за 2 месяца текущего года улучшилась: ВВП за январь—февраль 2013 года вырос по сравнению с ВВП за аналогичный период 2012 года на 4,4% в сопоставимых ценах, тогда как по сравнению с январём 2012 года, в январе 2013 года ВВП увеличился в сопоставимых ценах на 3,1%.

Информация о работе Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь