Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……….……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Однако пока рост ВВП остаётся намного ниже запланированного уровня: прогнозом на 2013 год в соответствии с указом президента РБ от 25 сентября 2012 года № 418 предусмотрен его рост на 8,5%.

Основной вклад в прирост ВВП за январь—февраль 2013 года обеспечили чистые налоги на продукты, благодаря которым обеспечиваемая ими валовая добавленная стоимость увеличилась за рассматриваемый период на 18,6% в сопоставимых ценах, достигнув 12,7 трлн., руб.

В обрабатывающей промышленности Беларуси валовая добавленная стоимость за январь—февраль 2013 года оказалась ниже добавленной стоимости за аналогичный период 2012 года на 0,2% и составила 21,98 трлн. руб.

Довольно значительный прирост  валовой добавленной стоимости — на 10% — в сопоставимых ценах за рассматриваемый период обеспечила торговля. Величина добавочной стоимости в торговле за январь—февраль 2013 года составила 11,7 трлн. руб.

Строительство так же, как это ни странно, оказалось в плюсе: валовая добавленная стоимость в нем увеличилась на 4% в годовом выражении в сопоставимых ценах и составила за 2 месяца 2013 года 4,55 трлн. руб.

В сельском хозяйстве валовая добавленная стоимость увеличилась на 3%, но в целом ее величина за январь—февраль 2013 года была относительно небольшой — 3,3 трлн. руб.

     Приоритетными  направлениями политики нашей  страны в области оплаты труда  должны стать: кардинальное повышение  уровня заработной платы работников  как основного источника формирования  денежных доходов населения и  важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.

     Согласно проекту программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 г. к уровню 2010г. в 1,7-1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП в 1,61-1,68 раза.

     Прогнозируется  постепенный рост заработной  платы. Для этого субъектам  хозяйствования будут предоставляться  более широкие права в области  выбора форм и методов оплаты  труда, также будут созданы  экономические предпосылки для  легализации всех доходов. 

Реальная зарплата в Беларуси в 2013 году должна вырасти на 7,1%

Согласно прогнозу правительства  Беларуси на 2013 год, реальная заработная плата в стране за год должна вырасти  на 7,1%, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 6,5%. Производительность труда в Беларуси, согласно плану, вырастет на 9,3%. При этом номинальная начисленная среднемесячная зарплата по стране должна вырасти на 24,7% до 4,64 млн рублей.

Поскольку среднегодовой курс доллара определен как 8950 рублей, то в долларовом эквиваленте средняя зарплата в Беларуси в 2013 году составит 519 долларов.

Рост ВВП в 2013 году запланирован на уровне 8,5% до 672,4 трлн рублей, инвестиций в основной капитал – на 6% до 190,7 трлн рублей.

Объем внешней торговли товарами и  услугами, как предполагается, вырастет на 16,3% (экспорт – на 15,2%, импорт – на 17,4%). Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами по итогам года должно составить 515 млн долларов.

Инфляция должна составить 12%, в  том числе индекс цен производителей промышленной продукции составит 116,3%, сельскохозяйственной – 119,1%.

Постоянный рост реальной заработной платы в 2012 году при замедлении роста  производительности труда привел  к нарушению важной экономической пропорции – превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Беларуси в феврале составила 4,5 млн рублей, увеличившись по сравнению с январем на 3,1%, или на 136,8 тыс. рублей. При этом реальная заработная плата, рассчитанная с учетом инфляции, в феврале по сравнению с январем выросла на 1,9%.

Согласно данным Национального  статистического комитета, в феврале  в промышленности средняя зарплата составила 5,2 млн рублей, в строительстве  – 5,33 млн, на транспорте и в связи – 5,22 млн, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 3,23 млн, в образовании – 3,22 млн (учителей – 3,82 млн, профессорско-преподавательского состава  – 5,52 млн).

Зарплата работников здравоохранения  и предоставления социальных услуг в феврале достигла 3,34 млн рублей, в том числе в области здравоохранения – 3,42 млн рублей. Средняя зарплата врачей составила 5,62 млн рублей, среднего медперсонала – 3,29 млн рублей.

 

     В области  занятости населения  перед  государством стоят такие задачи, как создание новых рабочих мест в научной сфере, в области высоких технологий, сфере услуг; рост занятости в сфере услуг;  мотивация к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

создание системы социального страхования от безработицы и др. План развития на 2011-2015 гг. ставит своей целью не просто обеспечение граждан Республики Беларусь рабочими местами, а предоставление им возможности максимально эффективно применить свой опыт и способности, гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. В результате выполнения этих задач прогнозируется рост уровня занятости населения до 80% к трудовым ресурсам и повышение доли работников сферы услуг до 58 процентов от

общей численности занятых  в экономике.

     В области  демографической политики традиционно  планируется повышение продолжительности  жизни и – особенно – уровня  рождаемости населения.  

  В 2011-2015 гг. для  решения демографических проблем  будет принят ряд мер, среди  которых:

    • увеличение размеров пособий и иных выплат, связанных с рождением и воспитанием детей;
    • создание условий для воспитания детей-инвалидов в семейной среде;
    • совершенствование системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий;
    • укрепление институтов семьи и брака.

     С помощью  этих мер планируется стабилизировать  численность населения Республики  Беларусь до уровня 9,4 млн. человек  и увеличить продолжительность  жизни до 72-73 лет к 2015 году. Сокращение  смертности будет достигаться  путем совершенствования системы здравоохранения – развития инфраструктуры медицинских услуг, повышения их качества; расширения использования высокотехнологичных разработок; увеличения инвестиций в здравоохранение, роста платных медицинских услуг и т.д.       Предусматривается и повышение качества образования. Реформирование в этой области уже завершено, теперь главным является дальнейшее развитие в этой области и совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащимися. Основным достижением последних лет является принятие в 2011 году Кодекса об образовании Республики Беларусь. Он направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений. Кодекс Республики Беларусь об образовании принятый 13 января 2011 г. № 243-З позволяет завершить процесс кодификации законодательства об образовании, обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений.

     Необходим  пересмотр и стратегии в области  обеспечения населения жильем. Основными  вопросами являются увеличение  объемов строительства для нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  внедрение форм долгосрочного  кредитования граждан, улучшение  качества жилья и повышения качества услуг, оказываемых жилищно-коммунальными хозяйствами. К 2015 году прогнозируемый уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит 27-28 кв. метров.

     В предстоящем  пятилетии важную роль играет  и модернизация самой системы государственного регулирования. Приоритетным является переход к инновационной экономике, снижение роли государственных органов в прямом

управлении деятельностью  организаций. Переход к использованию  рыночных стимулов будет осуществляться с помощью упрощения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, снижения количества проверок коммерческих организаций, пересмотра системы взысканий, пересмотра налоговой системы и т.д.

     Нельзя  не отметить проведенной работы в этой сфере за последние годы. Особо стоит отметить изменения, касающиеся налоговой системы. 15 октября 2010, 30 декабря 2011, 26 октября 2012 года были внесены дополнения и изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, благодаря чему решилась комплексная задача по упрощению налоговой системы. В основе изменений лежат три основных направления:

    • сокращено количество применяемых налогов, что снижает налоговую нагрузку на экономику;
    • сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации;
    • усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.

     С 1 января 2011 года, согласно новому Налоговому  кодексу, отменяются два местных  налога - сбор на развитие территорий (ранее уплачиваемый по ставке  в пределах 3% из прибыли) и местный налог на услуги (ранее взимаемый по ставке 5% от выручки). В составе экологического налога отменяются три платежа: за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений; за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

за перемещение по территории Республики Беларусь нефти  и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом.

        Совершенствуются и основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. До 2011 года они применялись с ограничениями, а с 1 января 2011 года эти ограничения были сняты.

     По НДС  были сняты ограничения по  налоговым вычетам, которые осуществляются  при инвестициях. Таким образом, принятые меры позволяют снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% ВВП, что составит более 700 млрд. бел. рублей.

     Существенно  улучшил Налоговый кодекс и  ситуацию с периодичностью уплаты  налогов и представлением налоговой  отчетности:

    • по налогу на прибыль — осуществлен переход на ежеквартальную уплату этого налога с подачей налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год (ранее в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно);
    • по налогу на добавленную стоимость — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), а уплата этого налога производится один раз в месяц или один раз в квартал по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходило ранее. В результате количество платежей у некоторых плательщиков сокращается с 72 до 4–12 в год;
    • по акцизам — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), и все плательщики платят акцизы один раз в месяц.

      Осуществление  указанных мер позволяет приблизить  налоговую систему Республики  Беларусь по составу налогов  и сборов, периодичности их уплаты  к налоговым системам развитых  стран.

     Кроме того, Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 декабря подписал Директиву №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси. Она значительно расширяет возможности для предпринимателей. Директива предусматривает защиту и развитие частной собственности для беспрепятственного развития предпринимательства. Защита частной собственности состоит в невозможности конфискации имущества предпринимателя. В целом документ направлен на развитие всех форм собственности. Однако конкретные меры по реализации Директивы еще предстоит рассмотреть.

     Исходя  из вышеперечисленных нововведений  в области бюджетно-налоговой  политики, основными задачами на  ближайшие годы в этой области  будут являться:

    • дальнейшее снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
    • развитие системы электронного налогового декларирования;
    • повышение эффективности использования государственных займов и т.д.

     Планируется,  что при успешном осуществлении  намеченных целей позволит довести  долю налоговых доходов консолидированного  бюджета в ВВП до 25,4 процента.

     Денежно-кредитная  политика будет способствовать  повышению темпов роста экономики,  укреплению устойчивости национальной  валюты, совершенствованию системы  рефинансирования банков и т.д.  В результате планируется снижение  ставки рефинансирования до 6-8% (сейчас она составляет 10,5%).

     Важным  вопросом государственного регулирования  остается и ценовая политика. Планируется сохранение государственного  регулирования на отдельный перечень  товаров, продукцию организаций-монополистов, социально значимые товары. При условии роста доходов граждан повысится и окупаемость затрат на услуги жилищно-коммунальных служб. Будет проводиться также и антимонопольная политика, направленная на переход к свободному ценообразованию.

      Важным  достижением в этой области является принятие постановления Министерства экономики Республик Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 196, которым вносятся изменения и дополнения в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов. Согласно этому документу возможности импортеров в формировании цен на импортный товар увеличиваются. Важнейшим изменением является значительное сокращение случаев, когда надбавка импортеров ограничивается 30 процентами.

Информация о работе Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь