Однако пока рост ВВП остаётся намного
ниже запланированного уровня: прогнозом
на 2013 год в соответствии с указом президента
РБ от 25 сентября 2012 года № 418 предусмотрен
его рост на 8,5%.
Основной вклад в прирост ВВП
за январь—февраль 2013 года обеспечили
чистые налоги на продукты, благодаря которым
обеспечиваемая ими валовая добавленная
стоимость увеличилась за рассматриваемый
период на 18,6% в сопоставимых ценах, достигнув
12,7 трлн., руб.
В обрабатывающей промышленности
Беларуси валовая добавленная стоимость
за январь—февраль 2013 года оказалась ниже
добавленной стоимости за аналогичный
период 2012 года на 0,2% и составила 21,98 трлн.
руб.
Довольно значительный прирост
валовой добавленной стоимости —
на 10% — в сопоставимых ценах за рассматриваемый
период обеспечила торговля. Величина
добавочной стоимости в торговле за январь—февраль
2013 года составила 11,7 трлн. руб.
Строительство так же, как это ни странно,
оказалось в плюсе: валовая добавленная
стоимость в нем увеличилась на 4% в годовом
выражении в сопоставимых ценах и составила
за 2 месяца 2013 года 4,55 трлн. руб.
В сельском хозяйстве валовая добавленная
стоимость увеличилась на 3%, но в целом ее величина
за январь—февраль 2013 года была относительно
небольшой — 3,3 трлн. руб.
Приоритетными
направлениями политики нашей
страны в области оплаты труда
должны стать: кардинальное повышение
уровня заработной платы работников
как основного источника формирования
денежных доходов населения и
важного стимула трудовой активности; повышение производительности
труда и эффективности хозяйствования
во всех звеньях экономики; рост инвестиционного
потенциала населения; снижение налоговой
нагрузки на фонд заработной платы субъектов
хозяйствования всех форм собственности.
Согласно проекту программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
гг. предусматривается повышение реальных
располагаемых денежных доходов населения
в 2015 г. к уровню 2010г. в 1,7-1,76 раза на основе
обеспечения роста ВВП в 1,61-1,68 раза.
Прогнозируется
постепенный рост заработной
платы. Для этого субъектам
хозяйствования будут предоставляться
более широкие права в области
выбора форм и методов оплаты
труда, также будут созданы
экономические предпосылки для
легализации всех доходов.
Реальная зарплата в Беларуси в
2013 году должна вырасти на 7,1%
Согласно прогнозу правительства
Беларуси на 2013 год, реальная заработная
плата в стране за год должна вырасти
на 7,1%, реальные располагаемые денежные
доходы населения – на 6,5%. Производительность труда в Беларуси,
согласно плану, вырастет на 9,3%. При этом
номинальная начисленная среднемесячная
зарплата по стране должна вырасти на
24,7% до 4,64 млн рублей.
Поскольку среднегодовой курс доллара
определен как 8950 рублей, то в долларовом
эквиваленте средняя зарплата в Беларуси
в 2013 году составит 519 долларов.
Рост ВВП в 2013 году запланирован
на уровне 8,5% до 672,4 трлн рублей, инвестиций
в основной капитал – на 6% до 190,7
трлн рублей.
Объем внешней торговли товарами и
услугами, как предполагается, вырастет
на 16,3% (экспорт – на 15,2%, импорт – на 17,4%).
Положительное сальдо внешней торговли
товарами и услугами по итогам года должно
составить 515 млн долларов.
Инфляция должна составить 12%, в
том числе индекс цен производителей
промышленной продукции составит 116,3%,
сельскохозяйственной – 119,1%.
Постоянный рост реальной заработной
платы в 2012 году при замедлении роста
производительности труда привел к нарушению важной экономической
пропорции – превышению темпов роста
реальной заработной платы над темпом
роста производительности. Номинальная
начисленная среднемесячная заработная
плата работников в Беларуси в феврале
составила 4,5 млн рублей, увеличившись
по сравнению с январем на 3,1%, или на 136,8
тыс. рублей. При этом реальная заработная
плата, рассчитанная с учетом инфляции,
в феврале по сравнению с январем выросла
на 1,9%.
Согласно данным Национального
статистического комитета, в феврале
в промышленности средняя зарплата
составила 5,2 млн рублей, в строительстве
– 5,33 млн, на транспорте и в связи –
5,22 млн, в сельском хозяйстве, охоте и лесном
хозяйстве – 3,23 млн, в образовании – 3,22
млн (учителей – 3,82 млн, профессорско-преподавательского
состава – 5,52 млн).
Зарплата работников здравоохранения
и предоставления социальных услуг
в феврале достигла 3,34 млн рублей, в том
числе в области здравоохранения – 3,42
млн рублей. Средняя зарплата врачей составила
5,62 млн рублей, среднего медперсонала –
3,29 млн рублей.
В области
занятости населения перед
государством стоят такие задачи, как создание новых рабочих
мест в научной сфере, в области высоких
технологий, сфере услуг; рост занятости
в сфере услуг; мотивация к высокоэффективному
труду и повышение социальной ответственности
за результаты своего труда;
создание системы социального страхования от безработицы
и др. План развития на 2011-2015 гг. ставит
своей целью не просто обеспечение граждан
Республики Беларусь рабочими местами,
а предоставление им возможности максимально
эффективно применить свой опыт и способности,
гарантировать достойное вознаграждение
за достойный труд. В результате выполнения
этих задач прогнозируется рост уровня
занятости населения до 80% к трудовым ресурсам
и повышение доли работников сферы услуг
до 58 процентов от
общей численности занятых
в экономике.
В области
демографической политики традиционно
планируется повышение продолжительности
жизни и – особенно – уровня
рождаемости населения.
В 2011-2015 гг. для
решения демографических проблем
будет принят ряд мер, среди
которых:
- увеличение размеров пособий и иных выплат, связанных с рождением и воспитанием детей;
- создание условий для воспитания детей-инвалидов в семейной среде;
- совершенствование системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий;
- укрепление институтов семьи и брака.
С помощью
этих мер планируется стабилизировать
численность населения Республики
Беларусь до уровня 9,4 млн. человек
и увеличить продолжительность
жизни до 72-73 лет к 2015 году. Сокращение
смертности будет достигаться
путем совершенствования системы здравоохранения – развития инфраструктуры
медицинских услуг, повышения их качества;
расширения использования высокотехнологичных
разработок; увеличения инвестиций в здравоохранение,
роста платных медицинских услуг и т.д.
Предусматривается и повышение качества
образования. Реформирование в этой области
уже завершено, теперь главным является
дальнейшее развитие в этой области и
совершенствование системы воспитательной
и идеологической работы с учащимися.
Основным достижением последних лет является
принятие в 2011 году Кодекса об образовании
Республики Беларусь. Он направлен на
комплексное и системное регулирование
общественных отношений в сфере образования.
Кодекс предусматривает создание на базе
сложившихся правовых институтов единого,
целостного механизма правового регулирования
образовательных отношений, обеспечивает
систематизацию и упорядочение правовых
норм, сокращение количества нормативных
правовых актов в этой сфере, а также устранение
иных имеющихся недостатков в регулировании
образовательных отношений. Кодекс Республики
Беларусь об образовании принятый 13 января 2011
г. № 243-З позволяет завершить процесс кодификации
законодательства об образовании, обеспечить
более полное соответствие правовых норм
современному состоянию образовательных
отношений.
Необходим
пересмотр и стратегии в области
обеспечения населения жильем. Основными
вопросами являются увеличение
объемов строительства для нуждающихся
в улучшении жилищных условий,
внедрение форм долгосрочного
кредитования граждан, улучшение
качества жилья и повышения качества услуг,
оказываемых жилищно-коммунальными хозяйствами.
К 2015 году прогнозируемый уровень обеспеченности
населения жильем в расчете на одного
жителя составит 27-28 кв. метров.
В предстоящем
пятилетии важную роль играет
и модернизация самой системы государственного
регулирования. Приоритетным является
переход к инновационной экономике, снижение
роли государственных органов в прямом
управлении деятельностью
организаций. Переход к использованию
рыночных стимулов будет осуществляться с помощью упрощения законодательства,
регулирующего предпринимательскую деятельность,
снижения количества проверок коммерческих
организаций, пересмотра системы взысканий,
пересмотра налоговой системы и т.д.
Нельзя
не отметить проведенной работы в этой сфере за последние годы. Особо
стоит отметить изменения, касающиеся
налоговой системы. 15 октября 2010, 30 декабря 2011, 26 октября 2012 года были внесены дополнения и изменения
в Налоговый кодекс Республики Беларусь,
благодаря чему решилась комплексная
задача по упрощению налоговой системы.
В основе изменений лежат три основных
направления:
- сокращено количество применяемых налогов, что снижает налоговую нагрузку на экономику;
- сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации;
- усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.
С 1 января
2011 года, согласно новому Налоговому
кодексу, отменяются два местных
налога - сбор на развитие территорий
(ранее уплачиваемый по ставке
в пределах 3% из прибыли) и местный налог на услуги (ранее
взимаемый по ставке 5% от выручки). В составе
экологического налога отменяются три
платежа: за производство и (или) импорт
товаров, содержащих в своем составе 50
и более процентов летучих органических
соединений; за переработку нефти и нефтепродуктов
организациями, осуществляющими переработку
нефти;
за перемещение по
территории Республики Беларусь нефти
и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами
и нефтепродуктопроводами транзитом.
Совершенствуются и основные инвестиционные льготы в налоговом
законодательстве. До 2011 года они применялись
с ограничениями, а с 1 января 2011 года эти
ограничения были сняты.
По НДС
были сняты ограничения по
налоговым вычетам, которые осуществляются
при инвестициях. Таким образом, принятые меры позволяют
снизить налоговую нагрузку в 2011 году
на 0,4% ВВП, что составит более 700 млрд. бел.
рублей.
Существенно
улучшил Налоговый кодекс и
ситуацию с периодичностью уплаты
налогов и представлением налоговой
отчетности:
- по налогу на прибыль — осуществлен переход на ежеквартальную уплату этого налога с подачей налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год (ранее в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно);
- по налогу на добавленную стоимость — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), а уплата этого налога производится один раз в месяц или один раз в квартал по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходило ранее. В результате количество платежей у некоторых плательщиков сокращается с 72 до 4–12 в год;
- по акцизам — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), и все плательщики платят акцизы один раз в месяц.
Осуществление
указанных мер позволяет приблизить
налоговую систему Республики
Беларусь по составу налогов
и сборов, периодичности их уплаты
к налоговым системам развитых
стран.
Кроме того,
Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 декабря
подписал Директиву №4 "О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь".
Это программный документ, направленный
на дальнейшую либерализацию экономики
и раскрепощение деловой инициативы, создание
благоприятных условий для динамичного
и устойчивого развития Беларуси. Она
значительно расширяет возможности для
предпринимателей. Директива предусматривает
защиту и развитие частной собственности
для беспрепятственного развития предпринимательства.
Защита частной собственности состоит
в невозможности конфискации имущества
предпринимателя. В целом документ направлен
на развитие всех форм собственности.
Однако конкретные меры по реализации
Директивы еще предстоит рассмотреть.
Исходя
из вышеперечисленных нововведений
в области бюджетно-налоговой
политики, основными задачами на
ближайшие годы в этой области
будут являться:
- дальнейшее снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
- развитие системы электронного налогового декларирования;
- повышение эффективности использования государственных займов и т.д.
Планируется,
что при успешном осуществлении
намеченных целей позволит довести
долю налоговых доходов консолидированного
бюджета в ВВП до 25,4 процента.
Денежно-кредитная
политика будет способствовать
повышению темпов роста экономики,
укреплению устойчивости национальной
валюты, совершенствованию системы
рефинансирования банков и т.д.
В результате планируется снижение
ставки рефинансирования до 6-8% (сейчас она составляет 10,5%).
Важным
вопросом государственного регулирования
остается и ценовая политика.
Планируется сохранение государственного
регулирования на отдельный перечень
товаров, продукцию организаций-монополистов,
социально значимые товары. При условии роста доходов
граждан повысится и окупаемость затрат
на услуги жилищно-коммунальных служб.
Будет проводиться также и антимонопольная
политика, направленная на переход к свободному
ценообразованию.
Важным
достижением в этой области является принятие постановления
Министерства экономики Республик Беларусь
от 30 декабря 2010 г. № 196, которым вносятся
изменения и дополнения в Инструкцию о
порядке формирования и применения цен
и тарифов. Согласно этому документу возможности
импортеров в формировании цен на импортный
товар увеличиваются. Важнейшим изменением
является значительное сокращение случаев,
когда надбавка импортеров ограничивается
30 процентами.