Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:16, реферат
Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. В настоящее время олигополия является одной из самой распространенных рыночных структур, практически все технически сложные отрасли промышленности имеют такую структуру, в связи с чем олигополия заслуживает пристального внимания, как со стороны ученых, так и со стороны широкой общественности.
Введение
3
Особенности олигополии как специального типа строения рынка
4
Модели поведения участников рынка олигополии и ценообразование
5
Ценовая политика компаний олигополистического рынка на примере рынка сотовой связи России
11
Заключение
14
Список используемой литературы
Допустим, две компании A и B вышли на рынок и назначили некоторые цены pA и pB. Допустим, pA < pB. Цена компании B больше, и спрос на её товар равен 0. Чтобы получить спрос, ей нужно назначить цену не выше pA. Если она назначит цену равную pA, то получит себе половину рынка, а если снизит ещё на бесконечно малую величину o (pA-o), то спрос удвоится до всего рынка. Таким образом компаниям выгодно поочерёдно снижать цены вплоть до уровня предельных издержек, то есть себестоимости (предполагается, что она одинаковая у А и В). Повышать цену невыгодно никому, снижать цену тоже невыгодно — это ведёт к убыткам. Эта ситуация будет равновесием Нэша.
2.4 Модель ломанной кривой спроса
Наглядной иллюстрацией механизма ценовой конкуренции в условиях некооперированной олигополии может служить модель ломаной кривой спроса, известная еще как модель Суизи, названная в честь предложившего ее в 1939 г. Американского экономиста П.М. Суизи (1910-2004).
В основу модели ломаной кривой спроса положено предположение об особенностях реагирования в условиях олигополистического взаимодействия. Суть предположения заключается в том, что конкуренты всегда будут реагировать на снижение фирмой цены, отвечая адекватным снижением цены на свой продукт, но не будут реагировать на повышение ею цены, оставляя свои цены неизменными. Причем допускается некоторая степень дифференциации продукта фирм, которая, однако, не препятствует высокой эластичности замещения продуктов разных фирм. Так как рассмотренный принцип относится ко всем действующим на отраслевом рынке фирмам, то такой же вид будет иметь и кривая отраслевого спроса. Особенность кривой спроса в том, что она имеет точку перегиба, которая является точкой равновесной рыночной цены, являющейся, в свою очередь, определителем оптимального объема выпуска отдельных фирм. Однако, в случае с ломаной кривой спроса линия предельной выручки становится также ломаной. Главная же особенность заключается в том, что у линии предельной выручки возникает разрыв, чем она резко отличается от кривых предельной выручки для совершенной и монополистической конкуренции, а также монополии. Этот разрыв будет тем больше, чем меньше фирм действует на рынке, чем более похожими по производственной мощности они являются, чем более стандартизирован их продукт и чем теснее взаимодействие между ними. Если фирмы руководствуются в своем поведении максимизацией прибыли, то даже при изменении предельных издержек производства, фирма не изменит объема выпуска. Остерегаясь повышения цены из-за угрозы сокращения доли рынка, равно как и ее снижения из-за реакции конкурентов, фирма предпочтет удерживать цену на уровне сложившейся равновесной рыночной цены. Проще говоря, ожидая совершенно определенного типа реагирования на свои действия, каждая из фирм не будет стремиться использовать цену в качестве средства для завоевания конкурентного преимущества, предпочитая поддерживать ее неизменной даже в случае роста издержек производства.
2.5 Ценообразование посредством наценки
Наиболее широко распространенным эмпирическим методом установления цен является практика прибавления к затратам предприятия определенного процента прибыли, или, иначе, ценообразование посредством наценки. Поскольку прибыль прибавляется, как правило, к средним затратам, этот метод называют часто также ценообразованием по средним затратам. При использовании этого метода не вычисляют эластичность спроса на товары, но эластичность, тем не менее, учитывается в практике установления цен. Общеизвестно, что в компаниях реализующих широкий спектр продукции меньшая ценовая маржа устанавливается на товары, имеющие близкие субституты, в то время как на товары, не имеющие близких субститутов, ценовая маржа обычно высока. Эта практика свидетельствует, что предприятия на основе своего опыта имеют представление о возможной реакции потребителей на цены своих товаров, или, говоря иначе, о чувствительности покупателей к товарным ценам. Предприятия не только учитывают таким способом эластичность спроса на свои товары, но и регулируют, управляют этим спросом, варьируя размеры ценовой маржи. Хорошо известны два основных типа политики предприятий в отношении новых товаров - стратегия снятия сливок и стратегия проникновения на рынок. В первом случае цены устанавливаются "под завязку", так, чтобы обеспечить предприятию монопольную прибыль на стадии ввода нового продукта на рынок. Во втором, напротив, цены устанавливаются с минимально возможным (включая и отрицательные значения) размером маржи с тем, чтобы обеспечить продвижение товара на рынок, "разогреть спрос".
Одной из существенных причин ценообразования методом наценки является то, что у предприятий появляется в этом случае основание демонстрировать справедливость, оправданность, разумность и своей ценовой политики, и самих цен. Недаром одно из многочисленных названий этого эмпирического метода таково: ценообразование по затратам и разумной прибыли. Ценообразование на основе затрат и определенной суммы прибыли можно рассматривать как эмпирический метод установления цен, приемлемый в реальной деловой практике и служащий полезным, координирующим рынок механизмом, но не пригодный для объяснения логики принятия решений, целей и мотивации принимающих их.
На сегодняшний день лидерами на рынке услуг сотовой связи по-прежнему остаются компании «большой тройки». Данные из открытой финансовой отчетности операторов о результатах деятельности в 2010 году позволяют оценить рыночную долю «МТС» в 32% в стоимостном выражении, «МегаФон» – 28.1%, «Билайн» – 28%. По итогам года «Билайн» так и не смог восстановить позиции, его «мобильная» выручка в России составила 207.4 млрд. руб. против 207.8 млрд. у «МегаФона». Компания «МТС» по итогам года сохранила лидерство по выручке от сотового бизнеса (236.7 млрд. руб.). Продолжает активно развиваться на российском рынке шведский оператор Tele2. Компания занимает четвертое место с долей 5.9%. Доля компании Sky Link и всех остальных игроков на рынке экспертно оценивается на уровне 1% и 5% соответственно.
Российский рынок сотовой связи характеризуется высоким уровнем конкуренции. Поскольку на все предложения и акции одной компании от конкурентов тут же следует порция аналогичных акций, а тарифы и набор услуг в целом у всех равны, то выделить определенного лидера, имеющего единоличный успех у пользователей, проблематично. Тем не менее, клиентская база того или иного оператора сегодня увеличивается главным образом за счет абонентов, переходящих от других компаний. Борясь за потребителей, компании сотовых операторов не только действуют путем изменения тарификации (создание новых тарифных планов, адаптированных под определенную целевую группу), но и путем предоставления дополнительных услуг (VAS – volume added services). Одной немаловажной тенденцией, наметившейся в последние годs, стало изменение структуры доходов операторов от мобильного бизнеса, а именно быстрое увеличение доли выручки от предоставления VAS-услуг. По данным AC&M Consulting, доля VAS на конец 2010 года составила 21.9%, или 40.9 млрд. руб., что на 18% больше, чем в 2009 году. Таким образом, сотовые операторы получают преимущества в конкурентной гонке больше за счет ориентации на узкую часть аудитории потребителей, чем за счет снижения тарифных планов. Так на рынок сотовой связи приходит паитентная (нишевая) стратегия, при использовании которой компания начинает ориентироваться на строго определенный круг потребителей, приобретая таким способом рыночную силу. Ведь услуги, которые предоставляют данные компании, становятся незаменимыми для определенной группы пользователей. Игроки «большой тройки» оправдывают эту стратегию тем, что нет смысла, по их мнению, делить рынок на крупные участки. Успех компании определяется сегодня в основном тем, насколько ее продукт удовлетворяет конкретную группу потребителей, и клиентская база, как уже говорилось выше, увеличивается главным образом за счет абонентов, переходящих от других сотовых операторов.
Низкие цены и насыщенность рынка сотовой связи дают сегодня возможность для развертывания деятельности дилеров. Поэтому конкурентная борьба из стана сотовых операторов переходит в стан дилерских сетей. Большинство из них работает со всеми ведущими сотовыми операторами. Именно от дилера зависит, какую компанию или тарифный план предложат пришедшему в торговую точку за подключением абоненту. Поэтому сотовые операторы сегодня активно работают с дилерскими сетями и предоставляют им весь необходимый набор полномочий для работы и вознаграждения. Компании платят дилерам определенный процент за каждого подключившегося абонента.
Конкуренция между сотовыми операторами ведет к понижению тарифов на услуги связи и это ведет к потере определенной части дохода. Чтобы компенсировать недополученную прибыль, сотовые операторы придумывают новые пути, предоставляя абонентам дополнительные услуги и возможности, и получая прибыль уже с их использования. Это общий вариант ценовой политики. Каждый из операторов «большой тройки» нашел свои стратегические решения в этом направлении. Так, МТС успешно опирается на стратегию ценового лидерства. Этот сотовый оператор, как указывалось выше, остается последние годы на первых позициях не только по количеству абонентов, но и по территории покрытия. Билайн опирается на стратегию ценообразования на базе индивидуальных издержек. Мегафон применяет стратегию минимальных цен на услуги, что вполне разумно в данном случае, так как этот сотовый оператор появился на рынке сравнительно недавно, и политика первых двух компаний вряд ли принесла бы ему успех. Кроме того, каждый из операторов учитывает и свою позицию на региональных рынках сотовой связи - территория покрытия, известность торговой марки и т.д.
Заключение
Олигополистическое взаимодействие побуждает компании к поддержанию стабильности рыночных цен:
Компании на олигополистическом рынке стремятся использовать методы не ценовой конкуренции. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется деятельностью конкурентов, а борьба за рынок предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.
Список используемой литературы:
Информация о работе Ценовая политика компаний в условиях олигополистического рынка