Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе ставятся следующие задачи: усвоить, что представляют собой рынки факторов производства; разобраться в особенностях предложения и спроса на факторы производства, в специфике рынков земли, труда и капитала; выяснить содержание производственной функции; закона взаимозамещения ресурсов; определить как связаны минимизация издержек и максимизация прибыли фирм с ценообразованием на рынках факторов производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Основы и особенности ценообразования на факторы производства
1.1. Основы ценообразования на факторы производства…………………………..5
1.2. Особенности ценообразования на рынках ресурсов…………………………...7
2. Рынок природных ресурсов и капитала
2.1. Рынок природных ресурсов…………………………………………………….10
2.2. Рынок капитала и его структура……………………………………………….13
3. Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства
3.1 Условие равновесия фирмы……………………………………………………..18
3.2. Минимизация издержек………………………………………………………...18
3.3. Максимизация прибыли………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 49.41 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

«МИКРОЭКОНОМИКА»

на тему:

«Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль».

 

 

                                                                      

                                                              ВЫПОЛНИЛА:

                                                          Студентка 4 курса Романова Т. М.

                                                         Специальности «Менеджмент организации»

                                                                Проверил: Чиженко И.П.   

 

Дата сдачи  курсовой работы:_________________________

Дата защиты курсовой работы:________________________

 

 

 

 

 

Москва 2012.

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Основы и особенности  ценообразования на факторы производства

1.1. Основы ценообразования на факторы производства…………………………..5

1.2. Особенности ценообразования на рынках ресурсов…………………………...7

2. Рынок природных ресурсов  и капитала 

2.1. Рынок природных ресурсов…………………………………………………….10

2.2. Рынок капитала и его структура……………………………………………….13

3. Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства

3.1 Условие равновесия  фирмы……………………………………………………..18

3.2. Минимизация издержек………………………………………………………...18

3.3. Максимизация прибыли………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Особое место в системе  рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую  категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и  в то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику  вообще и на уровень жизни в  частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой  механизм людьми.

Производство товаров  зависит от издержек, которые в  свою очередь определяются ценами на факторы производства. Эти факторы  имеют свой рынок, на котором они  продаются и покупаются, а цена на них устанавливается в соответствии с законами спроса и предложения.

Определение цен на факторы  производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные  активы и прибыли, связано с решением проблемы «для кого должны производиться  товары». Поэтому ее детальный анализ относится к теории распределения. В то же время механизм образования  цен на факторы производства дает нам возможность ответить, каким  путем должно быть организовано производство, чтобы оно было эффективным. Отсюда становится ясным, что ключ для понимания  механизмов установления цен на факторы  производства дает экономическая теория производства.

В данной курсовой работе ставятся следующие задачи: усвоить, что представляют собой рынки факторов производства; разобраться в особенностях предложения  и спроса на факторы производства, в специфике рынков земли, труда  и капитала; выяснить содержание производственной функции; закона взаимозамещения ресурсов; определить как связаны минимизация издержек и максимизация прибыли фирм с ценообразованием на рынках факторов производства.

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Изучению данных вопросов и посвящена данная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы и особенности ценообразования  на факторы производства.

1.1. Основы ценообразования на факторы производства.

 

Методология и логика подходов к анализу проблем ценообразования  на факторы производства содержится в «Исследовании о природе  и причинах богатства народов» А.Смита. Исходной предпосылкой выступает деление  первичных экономических ресурсов на такие факторы производства, как  труд, земля и капитал. Любой предмет  конечного потребления людей  – это товар, цена которого определяется затратами труда на его производство, выраженными в рабочем времени, мастерстве и таланте работника. При обмене готового товара на деньги, труд и другие продукты, отмечает А.Смит, помимо оплаты цены материалов и заработной платы работников должна быть учтена ещё некоторая Сумма для прибыли  предпринимателя, рискующего своим  капиталом в этом деле. Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части, из которых одна идёт на заработную плату, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя на капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы. Прибыль на капитал не похожа на заработную плату и устанавливается совсем на иных началах. Она определяется стоимостью употреблённого в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала.

По А.Смиту, с тех пор, как земля превратилась в частную  собственность, землевладельцы, подобно  всем другим людям, хотят пожинать там, где не сеяли, и начинают требовать  ренту даже за естественные плоды  земли. Устанавливается определённая добавочная цена за всё, что есть на земле, за её «естественные произведения»  и ископаемые ресурсы. Эта часть платежей земельному собственнику составляет земельную ренту, которая также включается в цену готового продукта, произведённого с помощью использования земли.

Таким образом, цена каждого  товара конечного потребления людей  прежде всего сводится к трём составным  частям затрат: труда, капитала и земли. Если какой-либо товар конечного  потребления нуждается в более  глубокой обработке, то большей становится та часть цены, которая приходится на заработную плату и промышленную прибыль, сравнительно с той частью, которая приходится на земельную ренту. Обрабатывающая промышленность увеличивается последовательный ряд прибылей, и каждая последующая из них становится больше предыдущей, соответствуя размерам привлекаемого капитала.

Первый вывод из сказанного в том, что ценообразование на факторы производства, в частности  первичные ресурсы, такие, как труд, земля и капитал, определяется ценой  конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов. Если на потребительских рынках спрос и  цены повышаются, то возрастут также  цены на факторы производства, применяемые  для изготовления конечных потребительских  товаров. И наоборот, снижение цен  потребительских товаров неизбежно  вызовет тенденцию понижения  цен при ценообразовании на факторы  производства. Именно этой особенностью объясняется производный характер спроса фирм на факторы производства, зависимость цен на все виды ресурсов от цен на потребительские товары.

Второй вывод: ценообразование  на факторы производства следует  связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами.

Любой человек получает свой доход от одного из перечисленных, принадлежащих  ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли.

Доход, получаемый от труда, называется заработной платой.

Доход, получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его  в дело, называется прибылью.

Доход, получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в  дело, а ссужающим его другому  лицу для производительного применения, называется процентом, или денежным ростом. Он представляет собой вознаграждение, уплачиваемое заёмщиком заимодавцу за ту прибыль, которую он имеет возможность  извлечь. Прибыль принадлежит заёмщику, но часть её выплачивается заимодавцу за предоставленный в ссуду капитал.

Доход в форме ссудного процента является производным доходом, выплачиваемый из прибыли, полученной от применения взятых в ссуду денег.

Доход, получаемый целиком  с земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой.

Доходы, основывающиеся на перераспределении  собранных государством налогов, в  конечном итоге получаются за счёт всё тех же трёх первичных факторов производства. Они – результат  перераспределения заработной платы, прибыли и ренты, которые поступают  служащим в форме окладов; престарелым  – в форме пенсий; получателям  различных рентных выплат, социальных выплат и пособий.

Логика доводов, относящихся  к вопросу о взаимосвязи доходов  различных групп общества и цен  на рынках факторов производства, также  прослеживается через движение цен  на потребительские товары. Так как  цена любого из этих товаров сводится к той или другой или ко всем трём составным частям первичных  факторов производства (труд, земля  и капитал), к таким же трём составным  частям должна сводиться цена всего  готового продукта общества. Стоимость  его должна распределяться также  в соответствующих трёх формах первичных  и вторичных доходов, получаемых путём перераспределения через  налоговую систему. Если доходы общества растут, то спрос на факторы производства и их цена также будут повышаться. И наоборот, снижение этих доходов  вызовет снижение цен на рынках факторов.

 

1.2. Особенности ценообразования на рынках ресурсов.

 

Под экономическими ресурсами  понимаются все виды ресурсов, используемые в процессе производства товаров. К  ним относятся:

  • естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы);
  • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить продукцию и услуги);
  • средства производства (производственные здания, сооружения, станки, оборудование, сырьё, материалы и другие основные и оборотные фонды), которые называют также инвестиционными ресурсами;
  • предпринимательские способности людей к организации производства;
  • финансовые ресурсы (акции, облигации и другие ценные бумаги).

В микроэкономическом анализе  вместо термина “экономические ресурсы” обычно используется термин “факторы производства” (производственные факторы). Поскольку потребителями ресурсов являются производящие товары и услуги предприятий, а производителями  – собственники ресурсов, то цена ресурса, которую готовы заплатить потребители  за его использование, будет доходом  его владельца. Ценой естественных ресурсов является рента, ценой труда  – заработная плата, ценой инвестиционных ресурсов или производственного  капитала – процент, ценой предпринимательских  способностей - предпринимательский  доход, ценой финансовых ресурсов –  дивиденд. Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются  через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

Ценообразование на рынках ресурсов имеет особенности. Во-первых, спрос на ресурсы является производным  от спроса на товары и услуги для  потребительского сектора. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос  и на ресурсы, необходимые для  её выпуска. Во-вторых, на спрос влияют цены ресурсов. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в её производственные издержки, поэтому  фирма стремится использовать ресурсы  в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получить максимальную прибыль. В-третьих, количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать её доход в большей степени, чем издержки.

Увеличение использования  какого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а это означает увеличение дохода фирмы. Прирост дохода фирмы за счёт дополнительной единицы  данного ресурса называется предельной доходностью ресурса. Если фирма  действует в условиях совершенной  конкуренции, цена произведённой продукции  постоянна и не зависит от объёма выпуска. Если та же фирма является несовершенным конкурентом, то она  вынуждена снижать цену при расширении объёма сбыта. Соответственно предельная доходность ресурса фирмы – несовершенного конкурента и конкурентной фирмы не совпадают. Фирма должна определить не только то, как повлияет дополнительный ресурс на увеличение её дохода, но и как покупка и использование дополнительного ресурса повлияют на увеличение издержек. Прирост издержек за счёт введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса. Когда фирма сталкивается с условиями совершенной конкуренции на ресурсном рынке, её предельные издержки на ресурс будут равны цене этого ресурса. Для фирмы будет прибыльным увеличивать количество используемого ресурса до точки, где его предельная доходность будет равна его предельным издержкам. Только тогда, когда предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурса равны, нельзя увеличить доход, изменив потребление ресурса. Это правило можно записать в виде равенства:

MRC = MRP,

ценообразование ресурс капитал  прибыль, где MRC – предельные издержки ресурса; MRP – предельная доходность ресурса.

Теперь рассмотрим эластичность спроса на ресурсы. Речь идёт о чувствительности спроса на ресурсы, его реакции на изменение цен ресурсов.

На эластичность спроса на ресурсы влияют следующие факторы:

1) изменение предельной доходности ресурса; если предельная доходность снижается медленно, то спрос на ресурс относительно эластичен;

Информация о работе Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль