Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:31, реферат
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Введение 3
1. Цена и ценовая политика предприятия 4
1.1. Понятие цены 4
1.2. Функции цены 6
1.3. Виды цен 10
2. Ценообразование на предприятии КФ «Майкопская» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Ценообразование и прибыль 17
2.3. Оценка основных направлений ценовой политики предприятия 22
Заключение 30
Список литературы 33
Рост цен на готовую продукцию в 2002 году, как результат роста цен на сырье, материалы, энергоносители используемые в производстве составил 23%, против 6%- в 2001 году. В течение 2002 года цены на готовую продукцию менялись в три раза. В 2003 году также наблюдался рост цен на готовую продукцию, он составил 8,3%.
Анализ структуры прибыли отчетного 2003 года (вертикальный анализ) позволил установить, что она, главным образом, сформирована за счет прибыли от реализации продукции, работ, услуг. Прибыль от реализации продукции в отчетном году значительно ниже прибыли от реализации товаров, продукции (работ, услуг) прошлого года, как отмечалось выше. Резкое снижение прибыли от реализации в 2002 году было вызвано сокращением платежеспособного спроса на продукцию предприятия, что повлекло за собой сокращение выручки от реализации, и некоторое увеличение удельного веса постоянных расходов в себестоимости продукции.
Следует отметить, что в 2003 году падение прибыли замедлилось, прирост себестоимости также оказал существенное влияние на сокращение прибыли, и произошел вследствие увеличения удельного веса постоянных расходов, инфляционного давления, и возможно был вызван также нерациональным использованием производственных ресурсов, списанием различного рода затрат, нецелесообразно отнесенных на себестоимость. Сокращение коммерческих расходов 2002 году положительно повлияло на прибыль от реализации, и вызвано, главным образом, снижением объема продаж, однако в 2003 году удельный вес коммерческих расходов практически оставался на одном уровне (2002год – 1,46%, 2003 год – 1,6%), что положительно отразилось на прибыли от реализации.
Но прибыль отчетного года меньше прибыли от реализации продукции в 2002 году на – 3806 тыс.р. Аналогичная ситуация сложилась и в 2001 году, где прибыль отчетного года меньше прибыли от реализации продукции на –1906тыс. р. Такая же ситуация наблюдается в 2003 году , где прибыль отчетного года меньше прибыли от реализации продукции на – 3085 тыс.р. Все это свидетельствует о полученных убытках от прочей реализации и от внереализационных операций.
Прибыль от финансовой деятельности в отчетном году составила 1836 тыс.р. в прошлом году – 4336 тыс.р. В 2001 г. 13245 тыс.р. Снижение прибыли от финансовой деятельности отрицателен для АО Кондитерская фабрика «Майкопская».
Операционные расходы (налог на имущество, уборку территорий, на содержание милиции и социальной сферы, налог на образование), а также финансовый результат от реализации основных средств, прочего имущества, не привели к получению убытка, хотя рост операционных расходов 2003 году очевиден.
Одним из основных показателей характеризующих результаты деятельности предприятия, является чистая прибыль. За 2003 год объем чистой прибыли составил 316125 р. Как негативный момент необходимо отметить тенденцию к снижению доли чистой прибыли в общих результатах деятельности фабрики за 2003 год. Так доля чистой прибыли в общих результатах деятельности предприятия возросла до 79,6% в 2002 году и упала до 34,6% в 2003 году.
Причиной указанных изменений является опережающий рост суммы налогов, выплачиваемых из прибыли, по сравнению с ростом балансовой прибыли. Так в 2001 году, доля налогов из прибыли к балансовой прибыли составила 38,4% в 2002 году снизилась до 20,3 % и сделала резкий скачек до 65,3% в анализируемом 2003 году.
Анализ абсолютных величин и доли прибыли от основной деятельности в общем объеме выручки от реализации, показывает, что снижение объемов чистой прибыли в 2003 году является следствием падения доходов от основной деятельности, которая составляет 201% в структуре балансовой прибыли и 408% в 2002 году (110 строка ф. 2 / 140 строка ф. 2). Источниками снижения прибыли на АО Кондитерская фабрика «Майкопская» в течение 2003 года, являлись операции не относящиеся к основной деятельности. К ним относятся прочие внереализационные расходы значительно превышающие прочие внереализационные доходы.
Анализ рентабельности позволяет оценить соотношение получаемых предприятием доходов и вложенных в производство продукции средств.
Таблица 2. Анализ рентабельности продукции
Наименование |
Действующая |
Себесто- |
Рентабель- | |||
отпускная |
имость, р. |
ность, % | ||||
цена, р. |
||||||
янв.02г. |
янв.03 г. |
янв.02г. |
янв. 03 г. |
янв.02г. |
янв.03 г. | |
Фруктовая карамель |
19,12 |
28,68 |
14,5 |
22,1 |
31,9 |
29,6 |
Молочная карамель |
22 |
33 |
16,8 |
26,8 |
31,0 |
22,9 |
Леденцовая карамель |
19,12 |
28,68 |
14,8 |
22,6 |
29,2 |
27,0 |
Пом. конфеты с темным корпусом |
32,4 |
48,6 |
23,9 |
36,5 |
35,6 |
33,2 |
Пом. конфеты со светлым корпусом |
30,12 |
45,18 |
22,3 |
34,0 |
35,1 |
32,7 |
Ирис в завертке |
23,4 |
35,1 |
18,7 |
28,5 |
25,1 |
23,0 |
Конфеты с вафельным корпусом |
39,4 |
59,1 |
30,1 |
45,9 |
30,9 |
28,6 |
Конфеты куполообразные |
33,6 |
50,4 |
24,9 |
38,0 |
34,9 |
32,6 |
Конфеты птичка |
43,4 |
65,1 |
32,2 |
49,1 |
34,8 |
32,5 |
Конфеты комета |
74,1 |
96,15 |
55,1 |
84,1 |
34,5 |
14,3 |
Конфеты из спиртованных фруктов |
40,6 |
60,9 |
30,7 |
46,9 |
32,2 |
30,0 |
Конфеты с желейным корпусом |
32,4 |
48,6 |
24,1 |
36,8 |
34,4 |
32,1 |
Зефир цветной |
23,16 |
34,74 |
17,7 |
27,0 |
30,8 |
28,6 |
Зефир в шоколаде |
32,4 |
48,6 |
24,2 |
36,9 |
33,9 |
31,6 |
Вафли |
20,85 |
31,3 |
15,8 |
24,1 |
32,0 |
29,7 |
Рахат-Лукум |
12,75 |
19,1 |
9,5 |
14,5 |
34,2 |
31,9 |
Карамель переслоенная |
26,6 |
39,9 |
19,8 |
30,2 |
34,3 |
32,0 |
Анализируя данные приведенной выше в таблице 2 можно отметить, что на протяжении отчетного 2003 года наблюдалось незначительное понижение рентабельности продукции предприятия по всем наименованиям. Эту тенденцию можно объяснить тем, что АО Кондитерская фабрика «Майкопская» следуя за конкурентами, уменьшает долю прибыли в цене продукции, и, соответственно, уменьшается рентабельность продукции.
Однако, можно заметить, что уровень рентабельности продукции по всем наименованиям в среднем держится на отметке 30%, что является достаточным уровнем прибыльности.
2.3. Оценка основных направлений ценовой политики предприятия
В 2003 году фабрика несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).
Политика фабрики в области цен и скидок была направлена на ускорение продаж. В частности:
Средний суммарный размер скидок, предоставленных покупателям к базовым ценам по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6.0% (2002 год - 9.1%).
Рисунок 2. Динамика средней цены и средней себестоимости на 1 т. продукции (за 2003 г.)
Динамика средней цены (с учетом фактически предоставленных скидок, без НДС) и удельных затрат представлена на рисунке 2. Видно, что доходность производства (разрыв между кривыми) в III - IV кварталах традиционно несколько возросла, что объясняется, с одной стороны предновогодним возрастанием платежеспособного покупательского спроса, а, с другой стороны, относительной стабильностью курса доллара и, соответственно, уровня затрат на основное сырье и материалы.
Фабрика имеет ряд цен в рамках групп товарного ассортимента в глазах покупателей это разница – разница в качестве продукции. К примеру, цена на карамель варьируется от 18 рублей 90 копеек до 27 рублей 60 копеек. Нижняя цена назначается на карамели с наиболее дешевыми начинками (сливовая, ягодная и т.д.). Верхняя цена устанавливается на дорогую начинку (карамель в складку). Также существуют следующие виды цен, используемые на АО кондитерская фабрика «Майкопская».
Зональный метод установления цены – это предусматривает установление цены по географическому принципу. На фабрике этот метод применяется крайне редко из-за отсутствия дилерской сети. Оплата постфактум в настоящее время не практикуется из-за частых задержек выплаты дебиторской задолженности.
Стратегия ценообразования заключается в следовании за лидером. Фабрика следует за волгоградской фирмой «Конфил», поскольку эта фирма выпускает те же изделия, что и наша. Также она следует за фабрикой «Южная звезда» (ст. Динская) в области установления цены на шоколадные конфеты. Также используется метод определения цены по принципу «издержки плюс». Этот метод должен включать в цену изделия все издержки, включая НДС и плюс запланированную прибыль.
Охарактеризуем тип рынка, рынок кондитерских изделий является рынком монополистической конкуренции. На этом рынке присутствую множество фирм, стремящихся отличаться друг от друга по ценовым и вкусовым параметрам.
Существует несколько способов распространения товаров: прямой (нулевой уровень) и опосредованный. Фабрика использует в основном одноступенчатый уровень. Этот уровень подразумевает наличие мелкооптового торговца, посредством которого товар доходит до потребителя.
В прошлые
годы имелась сеть фирменных магазинов,
но в настоящее время она
Поскольку фабрика использует в основном розничных торговцев то говорить о качестве обслуживания в этих магазинах не представляется возможным. Причиной этого является личный вкус собственника предприятия. Поэтому остановимся на обслуживании в фирменном магазине АО кондитерской фабрики «Майкопская».
Продукция, предлагаемая в фирменном магазине АО кондитерская фабрика «Майкопская» отличается свежестью и сравнительной дешевизной для покупателя. К основным недостаткам относятся теснота помещения что вызывает очереди при большом наплыве покупателей.
Также кондитерской фабрикой «Майкопская» в 2003 году была создана сеть франчайзинговых магазинов.
Следует отметить использование неценовых методов продвижения товаров. Основными методами продвижения товаров являются, реклама стимулирование сбыта и пропаганда.
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Фабрика, планируя использование средств рекламы должна хорошо знать какие показатели охвата частотности, и силы воздействия обеспечивает то или иное средство. Краткую характеристику основных средств распространения информации дадим в нижеследующей таблице.
Средство рекламы |
Преимущества |
Ограничения |
Газеты |
Гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка; широкое признание и принятие; высокая достоверность |
Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения; незначительная аудитора «вторичных» читателей |
Телевидение |
Сочетание изображения, звука и движения; чувственное воздействие; - высокая степень привлечения внимания: широта охвата |
Высокая абсолютная стоимость; перегруженность рекламой; Мимолетность рекламного контакта; Меньшая избирательность аудитории |
«Директ мейл» |
Избирательность: аудитории; гибкость; отсутствие рекламы конкурентов в отправлении; личностный характер |
Относительно высокая |
Радио |
Массовость использования; высокая географическая и демографическая избирательность; низкая стоимость |
Представление только звуковыми средствами; степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения; отсутствие стандартной структуры тарифов; Мимолетность рекламного контакта |
Журналы |
Высокая географическая и демографическая избирательность; достоверность и престижность; высокое качество воспроизведения; длительность существования; значительное число «вторичных» читателей |
Длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы: наличие бесполезного тиража; отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте |
Наружная реклама |
Гибкость, высокая частота повторных контактов; невысокая стоимость; слабая конкуренция |
Отсутствие избирательности ауд |
Использование многообразных средств стимулирующего воздействия призванных ускорить и /или усилить ответную реакцию рынка.
К ним относятся стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, продаваемы по льготной цене, премии, конкурсы, зачётные талоны, демонстрации), стимулирование сферы торговли (зачёты за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачёты дилерам, за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача премий толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров) и стимулирование собственного торгового персонала (конкурсы среди продавцов).
Информация о работе Ценообразование на предприятии КФ «Майкопская»