Центр и периферия мировой экономики, их взаимоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Центр образуют промышленноразвитые страны во главе с лидером мировой экономики. Иногда их условно называют странами Запада, поскольку в начале XX века в их состав входили лишь некоторые страны Западной Европы и США. В этих странах завершилась индустриализация, создана гибкая и эффективная рыночная экономика. Центр представляет собой системообразующее ядро мировой экономики, в котором создаются передовые технологические, организационно-управленческие, социальные и экономические стандарты, на основе которых формируется мирохозяйственный порядок.

Содержание

1 Центр и периферия мировой экономики, их взаимоотношения 3
1.1 Центр и периферия мировой экономики 3
1.2 Взаимодействие центральных и периферийных районов 10
1.3 Центр и периферия мировой экономики: географическое положение 11
2 Модель жизненного цикла товара в мировой экономике 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по мировой экономике.docx

— 60.30 Кб (Скачать файл)

Жизненный цикл включает стадии, изменяющие логику продвижения товара. Каждая из них соответствует определенному этапу международного обмена, анализ которых позволил составить следующую таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Концепция жизненного цикла товара в международной торговле

Элемент

Внедрение

Рост

Зрелость

Упадок

Цели маркетинга

Ввести товар на рынок

Завоевать позицию на рынке

Удержать достигнутые позиции

Перейти к новому товару

Информация

О потребителях, готовых принять товар

О возможной емкости национального и зарубежного рынков

О полной емкости мирового рынка

О направлениях обновления рыночного продукта

Товар

Пробный

Основной

Усовершенствованный

Дифференцированный

Потребители

Новаторы

Массовый национальный рынок

Массовый мировой рынок

Консерваторы

Задачи продвижения

Информирование о новом товаре

Обеспечение узнаваемости

Поддержание предпочтений

Выведение товара с рынка

Число конкурентов

Небольшое

Устойчиво растущее

Медленно уменьшающееся

Сокращающееся

Цена

Высокая

Высокая, затем стабилизирующаяся

Снижающаяся

Низкая, затем минимальная

Уровень продажи

Невысокий

Растет, затем стабилизируется

От стабильного уменьшается

Падает до минимального

Прибыль

Низкая

Увеличивающаяся

Стабилизирующаяся

Падающая

Экспорт страны нововведения

Незначительный

Растущий

Снижающийся

Отрицательный. Превращение в импортера


 

Новый продукт обычно разрабатывается, когда имеются на него спрос и соответствующий рынок. Если продукт создан, теоретически его можно производить где угодно в мире. На практике, как правило, производство сначала осуществляется в стране нововведения. Обычно это промышленно развитые страны, так как для производства данного продукта требуется передовое оборудование, рабочая сила соответствующей квалификации, высокие доходы, позволяющие рисковать средствами при исследованиях, результат которых заранее неизвестен.

Многие из введенных на рынок товаров не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Причины их коммерческого провала разнообразны: ошибочное определение объема спроса, дефекты товара, недостаточная реклама, завышенная цена, ответные действия конкурентов, неверный выбор времени для выхода на рынок, в том числе зарубежный. Инновационные компании могут пользоваться временной монополией на отечественных рынках, позволяющей им покрывать часть издержек на инвестирование в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и маркетинг.

В период внедрения товара большинство продаж совершается на внутреннем рынке, и лишь небольшая часть продукции продается за границей. В немалой степени от фазы цикла жизни рыночного товара зависит его цена. Так, по многим товарам и услугам в период их зарождения используется обычно максимальная, но эластичная цена. При развитии жизненного цикла нового товара цены, как правило, постепенно снижаются, затем стабилизируются, после чего применяется минимальная цена. Соответственно и прибыль, закладываемая в цене, также меняется по фазам цикла жизни рыночного продукта.

На особенности международной торговли готовыми изделиями впервые обратил внимание С. Линдер. Его исследование показало, что торговля между развитыми странами часто вызвана не сравнительными преимуществами, а другими причинами. Поскольку оптимум качества и цены приобретаемых товаров обычно зависит от объема платежных средств импортера, потребительские товары самого лучшего качества ввозятся преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, товары среднего качества – в страны с умеренными доходами. Поэтому государства с более или менее схожими уровнями доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на товары (по их ассортименту и качеству). Концепция пересекающегося спроса частично объясняет, почему обмен товарами высокого качества, в том числе высокотехнологичными товарами, наиболее интенсивно протекает между богатыми странами. Основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полупродукты. Поэтому дело здесь не столько в высоких доходах населения, сколько в высоком уровне условий производства, культуры быта и досуга, которые предопределяют структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары. Кроме этого страны с близкими технико-экономическими характеристиками обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий. Структуры их спроса и предложения очень близки, но не совпадают абсолютно хотя бы потому, что инновация в производстве того или иного продукта появляется сначала в какой-то одной стране. Поскольку в высокоразвитых странах инновации имеют место если не одновременно, то постоянно, у них всегда есть возможность обмениваться новинками, не говоря уже об обмене полупродуктами в процессе производственного кооперирования. Поэтому между ними особенно интенсивно развивается внутриотраслевая торговля. Одной из ее предпосылок является феномен пересекающегося спроса: чем больше совпадают структуры спроса в странах – экспортере и импортере, – тем выше уровень их торговли. Таким образом, не только различия, но и сходство между странами могут быть предпосылкой международных связей.

Когда научные исследования перестают быть решающим фактором сравнительного преимущества, производство переместится в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим элементам затрат, например неквалифицированному труду. В дальнейшем в нее были включены дополнения. Понятие «нововведение» охватило открытия и технические усовершенствования, направленные не только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и на сокращение потребностей в земельных ресурсах (что важно для западно-европейских фирм) и в сырье (что важно для японских фирм). Дополнения отразили реальные тенденции развития внешних экономических связей.

Теория жизненного цикла товара соответствует истории развития многих отраслей. Текстильная, кожевенная, резинотехническая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, развитие которых началось еще в начале ХХ века, сейчас переместились в развивающиеся страны. Соответствующей моделью объясняется производство хлопчатобумажных тканей в Пакистане и Индии, консервов в Аргентине и Бразилии и т.д. Существует та же тенденция в нефтехимии, производстве конторского оборудования, электронике, в выпуске синтетических материалов. Но есть множество типов продуктов, по отношению к которым такого поведения не наблюдается. Сюда входят:

  • товары с очень коротким жизненным циклом, делающим невозможным снижение затрат путем перемещения производства из одной страны в другую (так, ключевой фактор, побуждающий компьютерные фирмы активно эксплуатировать технологические конкурентные преимущества, – короткий жизненный цикл программного обеспечения по сравнению со стоимостью разработки и производства новой технологии);

  • предметы роскоши, стоимость которых малозначима для потребителей (например, производство дорогостоящих яхт, автомобилей долго сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны);

  • товары с высокими транспортными расходами, экспорт которых нецелесообразен независимо от этапа их жизненного цикла;

  • независимо от типа продуктов со стороны транснациональных компаний отмечается тенденция к внедрению новых товаров на отечественной территории и за рубежом почти одновременно.

В международной практике одинаково распространено как последовательное внедрение новых технологий за счет перехода от эксплуатации ресурсных преимуществ к использованию технологических преимуществ в своей стране и за рубежом, так и одновременное. Последовательность процесса позволяет дольше сохранять технологическое лидерство и получать динамическое сравнительное преимущество. Одновременное внедрение новой технологии внутри страны и за рубежом более приемлемо для товаров с коротким жизненным циклом в целях быстрого извлечения коммерческого эффекта.

Поскольку в настоящее время корпорации и их конкуренты располагают сетями зарубежных филиалов, конкуренция распространилась с домашних рынков на мировые. «При аннексии новых рынков корпоративные лидеры формируют стратегические альянсы и поглощают зарубежные компании. Это необходимо для того, чтобы, обеспечивая доступ к новым рынкам и технологиям, сохранить и упрочить свое лидерство. Их решения определялись скорее стратегическими целями, чем определенными стадиями зрелости товара. Роль правительства в экономике и побудительные механизмы также сильно влияют на решения инвесторов. Сегодня типичная ТНК проводит торговые и инвестиционные стратегии одновременно в нескольких странах, создавая единую систему внутрикорпоративных трансакций и взаимоакционирования». Однако эта теория побуждает исследовать жизненные циклы на глобальном уровне, включая, в частности, развитие технологий.

Новая технология проходит ряд стадий своего развития. Эмбриональное состояние характеризуется полной неопределенностью последующей судьбы новой технологической идеи, но в случае применения нововведения оно начинает использоваться во все более расширяющихся масштабах. Пройдя путь возможных усовершенствований, технология исчерпывает присущий ей потенциал развития, постепенно уступая место вновь появившимся конкурирующим технологиям. Системный характер обновления технологий выражается в том, что любое крупное изобретение не может быть внедрено в производство без целого ряда перестроек многих элементов действующей инфраструктуры и без мер институционального и социального порядка.

Технологическое лидерство дает безусловные преимущества, связанные с относительно высокой по сравнению с издержками долей добавленной стоимости (ее размеры обусловлены ценовыми преимуществами первых партий новых товаров, продажей лицензий и оборудования для выпуска новых изделий), имеющей место на первых этапах жизненного цикла новой технологии и нового изделия. Страны, которые подключились к выпуску новых изделий и овладению новыми технологиями на завершающем этапе их жизненного цикла, могут иметь уже больший объем выпуска, но значительно меньший объем вклада в национальный продукт. Из сказанного следует, что предпосылкой экономического роста является не приобщение к новым технологиям как таковое, а технологическое лидерство в некоторых важных направлениях.

Согласно исследованиям Э.Г. Кочетова, элементом мирохозяйственной системы становится интернационализированный воспроизводственный цикл (или транснациональный воспроизводственный комплекс) – процесс расширенного товарного воспроизводства, звеньями которого выступают национальные и наднациональные хозяйственные субъекты. Данное обстоятельство делает актуальным разработку механизма включения в систему внешних связей не только экономических, но и национально-этнических, культурологических компонент. В ходе международного цикла воспроизводства технически лидирующая страна постепенно передает свои производственные мощности следующим за ней странам. Последние по мере возрастания их технологического и кадрового потенциала, а также повышения уровня оплаты рабочей силы, в свою очередь, переносят собственные производственные мощности в страны, которые в технико-экономическом развитии следуют за ними. Обычно сначала передается по цепочке текстильное производство, затем – химическое, потом – металлургия, за ней – автомобилестроение и, наконец, – электроника. Теория экономического развития, опирающаяся на опыт Японии в конце 30-х годов (в то время развивающейся страны), была сформулирована К. Акамацу. По его представлению, существуют три фазы развития отрасли:

фаза 1: продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей;

фаза 2: для удовлетворения растущего национального спроса открываются новые местные производства;

фаза 3: излишки продукции экспортируются на новые зарубежные рынки.

В отличие от теории жизненного цикла продукта, разработанной с точки зрения фирмы или страны-новатора, существует также модель «летящих гусей», которая создана с позиции не ведущей, а догоняющей страны и представляет собой, в сущности, модель «цикла преодоления отставания». Поэтому она точнее объясняет эволюцию развивающейся страны, где такой цикл начинается с импорта какого-то продукта и в дальнейшем строится на соперничестве с лидером. Главной чертой догоняющей модернизации (в отличие от пионерной, где новый технологический уклад возникает на основе предыдущего в результате внутренних импульсов к развитию) является освоение технологических и экономических механизмов, уже созданных лидерами.

 

 

Заключение

 

Мировая экономика - сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены. Изменился социально-экономический облик мирового хозяйства. Распалась мировая социалистическая система. Изменился состав развитых стран. Ряд территориально-хозяйственных образований (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) достиг уровня социально-экономического развития развитых стран Запада (новые индустриальные страны). Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражение в соотношении и расстановке основных экономических сил между странами.

Существенно изменил конфигурацию мировой экономической системы, соотношение социально-политических сил в мире развал СССР. Перестал существовать один из центров мировой деловой активности, в мировом хозяйстве практически стал доминировать один полюс - США. Почти повсеместно возобладали капиталистические товарно-денежные отношения, они стали тотальными.

Мировое хозяйство изменилось не только в социальном, но и в технологическом отношении. Оно переживает очередной технологический переворот. Качественные преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием научно-технического прогресса (НТП). В индустриальных странах идет информационная революция: информатика и связь, широкое внедрение информационной техники и технологий сокращают значение фактора времени в экономических процессах.

Технологические новшества, составляющие основу национального богатства высокоразвитых держав, сегодня не могут быть эффективно ни созданы (произведены), ни скопированы, а в некоторых случаях – даже использованы в условиях менее индустриальных, а тем более аграрных обществ. Между тем потребность в них повсеместно остается высокой, так как только на такой основе возможно поступательное развитие. В этом коренится одна из причин наметившегося в последние годы расширения пропасти, разделяющей развитые страны Запада и все другие государства мира.

Информация о работе Центр и периферия мировой экономики, их взаимоотношения